214
215
ТЕХПОМОЩЬ /ПРИЕМЧИКИДЕЙСТВУЙ НА ОЩУПЬ!РЕГУЛИРУЕМ ТЕПЛОВЫЕ ЗАЗОРЫ КЛАПАНОВТ КТ / АНАТОЛИИ СУХОВ ЕСРегулировка клапанов - операция ответственная, стоит недешево. Владельцы многих современных авто избавлены от расходов благодаря гидроопорам (гидрокомпенсаторам) они поддерживают нужный зазор автоматически. Но усложнение системы снижает ее надежность (пусть даже теоретически) и ремонтопригодность. Скажем, «Хонда», известная супернадежными моторами, не спешит отказываться от привычного упорного винта с контргайкой, тем более что заводская регулировка зачастую сохраняется и через 100 тыс. км. Из отечественных машин подобной стабильностью зазоров могут похвастать лишь отдельные экземпляры «самар» и «десяток». В механизме с регулировочными шайбами (переднеприводные ВАЗы) при отсутствии посторонних звуков проверять зазоры достаточно раз в 30 тыс. км. На отечественных машинах с рычагами в приводе ГРМ («Жигули», «Москвич», «Волга», «Запорожец») это же ­ лательно делать при каждом ТО. Подобный привод в иномарках требует меньше внимания (например, на «Хонде» - раз в 40 тыс. км). Основные принципы регулировки большинства моторов схожи. Прежде всего дайте двигателю остыть. Чем ближе будет его температура к указанной в руководстве по ремонту (обычно 15-25°С), тем точнее измерения. С увеличением температуры зазоры растут, и многие мастера регулируют их «на горячую», внося поправку. Однако для разных двигателей эта зависимость неодинакова, да и остывают детали с разной скоростью. Поэтому лучше не торотроит, не тянет. Иногда осколок тарелки повреждает поршень и цилиндр. Убедить», что клапаны были перетянуты, можно, сняв распредвал: на тыльной (нерабочей) стороне купиться, а, пока остывает, сменить масло, лачков увидите следы износа. Как показывает опыт, нерабочая поверхфильтры, проверить работу светотехники и т. п. На многих автомобилях зазор измеряется ность кулачков распредвала «Жигулей» не под регулировочным винтом и для его контровсегда идеальна: эксцентриситет (биение) поля достаточно обычного набора щупов ширирой достигает 0,04 мм. Это выяснится, если проверить зазор при разном положении куной около 10 мм. Для «классики» понадобится широкий щуп (фото 1). Узкий может дать лачка - после закрытия клапана и перед его ошибку из-за перекоса рычага клапана. В открытием. Так, установив распредвал в по«Жигулях» зазоры для впускных и выпускных ложение, когда метка (лунка) на его шестерне клапанов одинаковы и равны 0,15 мм (допуснаправлена вверх, проверяем зазоры у клапатимый разброс 0,14-0,17 мм). Измерить зазор нов 6,7,8,4. Повернув коленвал на 180° (расс такой точностью одним щупом непросто, но предвал повернется на 90°), проверяем клаподходящих наборов в продаже не встретишь, паны 7, 4, 3 , 1 . Еще один поворот - 3 , 1 , 2, 5 поэтому приходится тренировать чувствительи, наконец, 2,5,6,8. Если результаты измереность мышц. Если щуп 0,15 мм гнется, но в заний совпали для всех клапанов - вам повезло. зор не входит, клапан «пережат». Если щуп Иначе при выставлении зазора придется ориентироваться на наиболее «зажатое» место. проходит почти без усилия, зазор велик. Иногда точно выставить зазор не удается Для регулировки зазоров на «Жигулях» пропри затяжке контргайки он «уходит». В этом даются специальные приспособления с часослучае его можно оставить больше, но ни в ковым индикатором. Теоретически они обеспечием случае не меньше положенного. Многих вают большую точность, чем щуп, и позволяют вводит в заблуждение поправочная таблица, в регулировать зазоры на неостывшем двигателе. которой указаны зазоры для «горячей» регуНа практике не все гладко. Так, в нашем прилировки - они тем больше, чем горячее двигаспособлении для одновременной регулировки тель. Но не стоит забывать, что они даются для пары клапанов (фото 2) оси отверстий под иностановленного двигателя. На работающем дикатор не совпадают с осями регулировочных моторе зазоры не увеличиваются, а, наоборот, болтов. В результате ножка индикатора смещауменьшаются, так как клапаны нагреваются (и ется от середины рычага (в кружке на фото 2). удлиняются) намного сильнее других деталей В свободном состоянии рычаг нередко слегка газораспределительного механизма. перекошен, что вносит ошибку в измерения, Мотор с «перетянутыми» клапанами рабохоть и небольшую. Другое приспособление тает тише, но на некоторых режимах клапан (фото 3) мы вообще не смогли без доработки может перестать закрываться, его тарелка не установить на двигатель: головка винта упирасможет отдать тепло головке цилиндров, начлась в индикатор. Пришлось сточить ее, как понет перегреваться еще больше и т. д. Кончаетказано стрелкой на фото 4. ся этот процесс прогаром клапана; двигатель В двигателях, подобных ВАЗ-2108, где зазоЧТОБЫ ИЗМЕРИТЬ ТОЧНЕЕ: 1. Дайте двигателю остыть до температуры 15-25"С. 2. Замеры проводите не менее двух раз, провернув распредвал на полный оборот. Если результаты не совпадают, измерьте зазоры еще раз. 3. По возможности используйте пару щупов «проходной» и «непроходной». ры регулируют подбором шайб, точность регулировки обеспечить намного легче. Да и допуск для «Самары» втрое больше, чем для «классики». Зазоры впускных клапанов 0.20+0,05 мм. выпускных - 0,35±0,05 мм. Если у впускных клапанов щуп 0,15 мм не входит в зазор между шайбой и распредвалом или же проходит щуп 0,25 мм (для выпускных - 0,3 и 0,4 мм соответственно) - регулировка обязательна. Для этого понадобится специальное приспособление (фото 5). Его закрепляем на шпильках крепления крышки головки цилиндров штатными гайками с шайбами. Поворачиваем коленвал так, чтобы кулачок регулируемого клапана был направлен вверх. Маленьким шприцем отсасываем масло из углублений вблизи толкателей (фото 6) - так удобнее ориентировать толкатель и извлекатьшайбу. Шилом или тонкой отверткой поворачиваем толкатель так, чтобы прямоугольный вырез «смотрел на нас» (фото 7). Нажимая рукой на рычаг приспособления, утапливаем толкатель и устанавливаем между его бортиком и распредвалом фиксатор (фото 5). Шилом подцепляем шайбу и пинцетом извлекаем ее (фото 8). Не суйте под распредвал пальцы - если фиксатор толкателя вдруг выскочит, серьезной травмы не избежать. Толщину новой шайбы (она маркирована на ее поверхности) подбираем с учетом фактической толщины старой, измеренной микрометром (фото 9). Если последняя несильно изношена, ее можно использовать повторно, при регулировке других клапанов. Для хранения шайб очень удобна касса с кармашками из полиэтиленовой пленки. Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкойвниз, после чего приспособлением вновь утапливаем толкатель и извлекаем фиксатор. Владельцы иномарок иногда переделывают «восьмерочное» приспособление, а порой обходятся и без него - фиксатором толкателя подходящего размера. Для этого, вывернув свечи, поворачивают коленвал, пока толкатель не утопит кулачок распредвала, вставляют фиксатор и аккуратно вращают валы дальше, пока кулачок не сойдет с шайбы. После замены шайбы вращают распредвал назад специальным ключом за его шестерню. За коленвал вращать нельзя, иначе ремень нагружается неправильно. Использовать шайбы меньшего диаметра или обтачивать большие не стоит. Эрзац-шайба в таком ответственном и высоконагруженном узле быстро износится, а то и хуже - испортит другие детали. К тому же порой удается обойтись вообще без покупки шайб, просто поменяв их местами. 1*1На правахрекламыLuxoil -/SAE 10W 50, которое показывает отличные результаты в жару.Luxoil Polus - всегда легкий запуск, чистота, защита от износа и длительный V \ . \ срок службы Вашего двигателя. Luxoil Polus - забудьте о погоде и наслаждайтесь ездой!Осенью 2002 года компания LUXOIL выпустила на рынок новое полусинтетическое моторное масло Luxoil Polus, разработанное специально для российских климатических условий. Главное преимущество Luxoil Polus, которое оценили российские автолюбители при эксплуатации машин в зимний период - легкий запуск двигателя в любую стужу.