56
57
58
59
60
I ТЕХНИКАТЕКСТ, ФОТО / С ЕРГЕЙМИШИНВремя летит! Кажется, недавно мы примеряли к своим авто зимние шины и вот снова пора переобуваться. Но во что? Все шины черные и круглые, только на одних езда - удовольствие, на других - нервотрепка. Представить себе, что принесет покупка той или иной модели, поможет очередной тест тринадцатидюймовых летних шин самых последних разработок. По традиции, кроме простого сравнения их между собой, решим еще и дополнительные задачи. » * » В нынешнем тесте участвуют восемь покрышек самой массовой размерности 175/70R13 - от недорогих отечественных до совсем не дешевых «Бриджстоуна» и «Континенталя». Кроме того, два «корейца», правда, с чуть более широким протектором 185/65R13. Полагаем, что дополнительные 10 мм погоды не сделают. Теоретически понятно, что увеличение ширины шины улучшает сцепные свойства, а платой за это будет повышенный «аппетит». Вот и первая задачка - проверить на практике, насколько значимы эти 10 мм. Шесть из тестируемых шин - сугубо летние. Четыре - всесезонные. Две из них - совместного производства. Одна модель - «Медео» создана «Гудьиром», а изготовлена на Ярославском шинном заводе, другая, «Фортио» разработка «Бриджстоуна» украинской выпечки. К этой паре добавилиеще два отечественных аналога для всесезонной эксплуатации - от ЯШЗ и Нижнекамского завода. Итак, следующая задача - оценить «всесезонку» на фоне летних шин. Работу, как обычно, начали с обкатки. Каждый комплект перед испытаниями набегал по 500-700 км. Только такой пробег служил своеобразным пропуском на тест. Носитель -ВАЗ-2Ш. Инструментальная часть замеры тормозного пути со скорости 60 км/ч и скорости при выполнении «короткой переставки» (резкая смена полосы движения на участке длиной 12 метров) проводились на сухом и мокром асфальте. Особое внимание уделили оценке топливной экономичности и сопротивления качению. Методика типовой перечень заводских испытаний летних шин. Расходы топлива замеряли на более высоких скоростях, чем с зимними покрышками (90 и 120 км/ч), выбег - со скорости 50 км/ч и время разгона от 40 до 120 км/ч на четвертой передаче при газе в «пол». Главные испытательные приборы - мерительный комплекс «Датрон» с датчиком пути«Корревит-Л» и расходомер «Пирбург». И, конечно, экспертные оценки ими определяли удобство и надежность управления на предельных скоростях (на сухом и мокром асфальте), курсовую устойчивость и комфортабельность шины - плавность хода и уровень шума.ДОРОГИ.Производитель - Украина Максимальная скорость -190 км/ч (индекс «Т») Глубина рисунка протектора - 9,5 мм Масса шины -7,5 кг Цена в Москве - 1 050 руб. Соотношение цена/качество* - 8,14 Шина, разработанная с участием японской фирмы «Бриджстоун», увы, оказалась весьма слабой на фоне остальных всепогодных конкурентов, не говоря уже о летних шинах. Все ее достижения - более-менее приличные тормозные свойства. Уровень комфорта - средний, как и способность резко сменить полосу движения на сухом асфальте. Все остальные показатели, от поведения в быстром повороте до топливной экономичности, - слабые. К тому же «Фортио» - самый тяжелый образец. Осталось надеяться, эта шина будет выглядеть лучше в зимних условиях. ф © Неплохие для всесезонной шины тормозные свойства. Высокие сопротивление качению и расход топлива, низкая курсовая устойчивость, неуверенное поведение при прохождении поворотов.'Чем соотношение меньше, тем лучше Оценки, выставленные экспертами в баллах и результаты замеров, мы перевели в очки: за лучший результат десять очков, за худший - одно, а промежуточные - согласно показанному результату. Это позволило суммировать все показатели шины и таким образом провести «абсолютный» зачет. Здесь, как и при оценке зимних шин, применяли коэффициенты значимости. Обратите внимание: многие отличаются от использованных зимой - приоритеты здесь другие. В частности, показатели комфорта и экономичности летних шин, по нашему мнению, «весят» больше, чем у зимних. Для тех, у кого собственная шкала ценностей, приводим абсолютные результаты замеров.СОХНУТ!ПОДБИРАЕМ ЛЕТНИЕ ШИНЫ/ТЕСТИтак, результаты теста сведены в таблицу, места расставлены согласно результатам. Остается лишь сформулировать ответы на дополнительные задачи.Считаем, что шины шириной 175 и 185 мм вполне допустимо сравнивать в общем зачете. Единственный показатель, по которому более широкие шины «выпрыгнули» вверх, плавность хода. Впрочем, их высокий результат - следствие не только более широкого протектора: здесь существенную роль играют конструктивные особенности шины. Других превалирующих особенностей не отмечено ни супервысоких сцепных свойств, ни разорительного расхода топлива. Теперь о «всесезонке». В целом эти шины, естественно, проиграли сугубо летним. Понятно, что часть своих «летних» свойств они теряют из-за необходимости прилично выглядеть на зимних дорогах. Но насколько всесезонные шины способны держаться за снег и лед? Постараемся ответить, сравнив их с настоящими зимними. 1»11Производитель - Россия (МШЗ) Максимальная скорость - 210 км/ч (индекс «Н») Глубина рисунка протектора - 7,5 мм Масса шины - 7,3 кг Цена в Москве - 650 руб. Соотношение цена/качество - 4,58 Самая слабая летняя шина, по многим номинациям проиграла даже всесезонным покрышкам. Ее скромных козырей - высокой топливной экономичности и неплохой курсовой устойчивости явно недостаточно, чтобы подняться на более высокую ступень. Скоростной индекс «Н» для этой шины - скорее рекламный ход, чем необходимость. Останавливаться и поворачивать даже на сухом асфальте «Эффект» не очень любит. Предельные режимы на виражах противопоказаны. Автомобиль «эффектно» проваливается в глубокий занос, и если сразу не принять серьезных мер по его устранению, норовит развернуться задом наперед. ф © Хорошая экономичность, низкое сопротивление качению. Очень низкие сцепные свойства на сухом асфальте, высокий уровень шума, ненадежное поведение в критических режимах. ТЕХНИКАПроизводитель - Россия (ЯШЗ) Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Глубина рисунка протектора - 9,0 мм Масса шины - 7,2 кг Цена в Москве - 1 150 руб. Соотношение цена/качество - 5,84 Рисунок протектора повторяет зимнюю модель «Гудьира», при чьем участии она и создана. Видимо, состав смеси скорректирован для летних условий. «Медео» обладает хорошими боковым сцеплением и экономичностью. Невысокую курсовую устойчивость шины с зимним рисунком протектора еще можно простить, но очень скромные тормозные свойства и плавность хода, увы, оставляют желать лучшего. ф © Высокие для всесезонной шины экономичность, боковые сцепные свойства Невысокие тормозные свойства, курсовая устойчивость и плавность хода.MEDEOПроизводитель - Россия («Нижнекамскшина») Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Глубина рисунка протектора - 7,5 мм Масса шины - 7,3 кг Цена в Москве - 700 руб. Соотношение цена/качество - 3,29 Единственная в тесте шина с двухслойным брекером, все остальные - с однослойным. Потому эта «Кама» и не показала выдающихся результатов по экономичности и сопротивлению качению. ^штттЛ Тормозные свойства на любом покрытии очень хороши, особенно если учиты вать всесезонность покрышки. Увы, этого нельзя сказать о боковом сцеплении и уводе - по этим показателям «Кама» опережает лишь летнюю «Таганку». Характерная особенность этой шины - гулкий шум. Да и плавность ход могла бы быть лучше. Тормозные свойства и курсовая устойчивость очень неплохи для всесезонной шины Низкий комфорт, повышенный расход топлива на высокой скорости.©Производитель - Россия (ЯШЗ) Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Глубина рисунка протектора - 8,0 мм Масса шины - 6,7 кг Цена в Москве - 700 руб. Соотношение цена/качество - 3,24 Ярославская «всесезонка» неплохо тормозит на 'любом покрытии, у нее практически «летнее» поведение в повороте на сухой дороге. Увы, на мокрых виражах машина движется менее уверенно, срываясь то в снос, то в занос. С расходом топлива, как ис курсовой устойчивостью на высоких скоростях, этот «Медведь» немного подкачал. Зато уровень комфорта - выше среднего. ф © Неплохие для всесезонной шины тормозные свойства, хорошая управляемость на сухом асфальте. Низкая курсовая устойчивость, значительный расход топлива на высоких скоростях. Производитель - Германия Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Глубина рисунка протектора - 8,0 мм Масса шины - 6,9 кг Особенности - несимметричный протектор Цена в Москве - 1 680 руб. Соотношение цена/качество - 5,22 По своим характеристикам не соответствует брэнду именитого производителя. Внешняя половина протектора предназначена для сухого покрытия, внутренняя - для мокрого. Видимо, поэтому шина обладает «половинчатыми» сцепными свойствами на сухом асфальте. У этой модели «Конти» рваный, ничем не выдающийся характер, кроме способности цепко и уверенно проходить быстрые мокрые повороты. Очень жесткая, особенно на высокой скорости, с нервными реакциями на действия рулем, в первый момент воспринимается как спортивная. Но вскоре становится ясно, что сцепные свойства на сухом асфальте, а особенно сопротивление качению и экономичность не на высоте. Ф © Вполне экономична на высоких скоростях. Высокие сопротивление качению и расход топлива на средних скоростях, очень жесткая шина. Производитель - Южная Корея Максимальная скорость - 210 км/ч (индекс «Н») Глубина рисунка протектора - 7,5 мм Масса шины - 7,2 кг Особенности - размерность 185/65R13 Цена в Москве - 1 550 руб. Соотношение цена/качество - 6,51 Изюминка этой корейской покрышки - в ее внешности, а точнее, в названии, написанном на боковине рельефными белыми буквами. «Пауэр Рейсер» - честная шина, без сюрпризов, но несколько противоречивая: хорошая плавность хода диссонирует с повышенным шу'мом, а классные тормозные качества на сухом асфальте - со средними способностями резко сменить полосу движения. Ярко выраженных недостатков нет, хотя боковые сцепные свойства на мокром асфальте и расход топлива на скорости 90 км/ч оставляют желать лучшего. ф © Хорошие тормозные свойства на сухом асфальте и плавность хода. Невысокие боковые сцепные свойства на мокрой дороге, повышенный расход топлива на средних скоростях.Производитель - Южная Корея Максимальная скорость - 210 км/ч (индекс «Н») Глубина рисунка протектора - 7,5 мм Масса шины - 7,4 кг Особенности - размерность 185/65R13, направленный рисунок протектора Цена в Москве - 1 890 руб. Соотношение цена/качество - 6,95 У второго «корейца», менее известного, чем Kumho, очень своеобразный рисунок направленного протектора - явная претензия на выдающиеся показатели шины на мокрой дороге. «Нексен» - покрышка ровная по всем свойствам. Выделяется лишь плавностью хода и курсовой устойчивостью. Однако чтобы повернуть, требуются немалые усилия. Стихия этих покрышек - прямые участки дорог и мягкие, плавные повороты. Неприятные моменты возникают, если на вираже перейти грань разумного - машина резко срывается в занос, хотя до последнего момента упорно распрямляла траекторию. ф © Высокие плавность хода, курсовая устойчивость, боковое сцепление иу водные характеристики на сухом асфальте. Значительное усилие на рулевом колесе, скромный выбег.NEXEN N2000 I ТЕХНИКА |Производитель - Чехия Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Особенности - направленный рисунок Глубина рисунка протектора - 8,0 мм Цена в Москве - 1 600 руб. Масса шины - 6,6 кг Соотношение цена/качество - 4,75 Несмотря на зонтик, нарисованный на боковине, шина обладает отличными сцепными свойствами не только на мокром асфальте. Слово «ралли» в названии не зря! Очень хорошо держит дорогу на мокром и сухом асфальте, здорово тормозит, хорошо и уверенно поворачивает. К тому же эта покрышка вполне экономична. Названием «ралли» скорее всего подчеркнута приоритетность сцепных свойств в ущерб плавности хода. -^ *ф © Высокие тормозные свойства на сухом асфальте, боковое сцепление и уводные характеристики на сухом асфальта Излишняя жесткость шины. а Производитель - Япония UNIROYALRALLYE680 Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Глубина рисунка протектора - 7,0 мм Масса шины - 6,3 кг ТЕСТ-БРИГАДА ЗР: СЕРГЕЙ МИШИН, Цена в Москве - 1 600 руб. Соотношение цена/качество 4,61 С этой шиной мы познакомились очень давно - четыре года назад Тогда совсем еще новый В70 уверенно занял первое место, заметно потеснив остальных. Не сдался он ив этот раз. «Японец», видимо, слегка модернизированный (у него был высоковат расход топлива), сегодня отличается очень низким сопротивлением качению и хорошей экономичностью. Его приятная особенность предсказуемое поведение и ровный характер в любых экстремальных ситуациях на сухой и мокрой дорогах. Правда, тормозные свойства на сухой дороге на фоне шин последних разработок оказались посредственными. Да и плавность хода могла быть получше. Очень низкое сопротивление качению, выдающаяся топливная экономичность, высокие боковое сцепление и уводные характеристики на сухом асфальте, очень низкий уровень шума. Недостаточно высокие тормозные свойства на сухом асфальте и плавность хода.СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЗАМЕРОВ И ОЦЕНОКШина TopaoiHoi путь Сирость при манеаре со сирости ВО ш/ч,» «йотам трети * ш!ч На суком асфальте шах 50 Bridgestone В70 Uniroyal Rallye 680 Nexen N2000 Kumho Rower Racer II Continental World Contact «Медведь» Я-650* «Кама-205»' Medeo-ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ, АНДРЕЙ ОБРАЗУМОВ, ЕВГЕНИЙ ЛАРИН, АНТОН МИШИН. РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗА ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ ТОЛЬЯТТИНСКУЮ ФИРМУ «ВОЛГАШИНТОРГ», МОСКОВСКУЮ КОМПАНИЮ МВО. ЯРОСЛАВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА «ГУДЬИР» И «БРИДЖСТОУН», СОТРУДНИКОВ АВТОПОЛИГОНА НТЦ ВАЗА.еНа мирен асфальте max 50 50 20,3 50 20,0 35 21,5 10 23,5 25 22,5 30 22,0 45 20,5 5 24,5 5 24,0 10 23,5Оценка упоммеисп На сухом асфальте На мо хром асфальте пах 40 36 36 20 28 40 20 28 28 4 12Оцени курс. устойчивости1На сухом асфальте max 40 40 65,5 36 65,0 32 64,5 24 63,5 24 63,5 16 62,5 12 62.0 28 640 4 60,6 20 63,0 На нихром асфальте лих 40 32 62,1 40 63,0 28 61,3 12 59,6 32 62,0 16 60.0 20 60,7 24 61,0 4 58,7 8 59,5Время разгона от 40 вт 120 ох/ч на IV передаче, свыбег со стрости 50 т/ч, *Оцени Расход тогами комфорта 1 на К передаче, лЛООхм гоисшросги «ОЙ 120 хм/ч Плавность Шм у лиЗО 30 5,0 21 5,2 15 5,3 9 5,4 9 5,4 15 5,3 15 5,3 21 5,2 21 5,2 3 5,5 шах 20 20 6,7 12 7.0 12 7,0 12 7.0 12 7,0 6 7,1 6 7,1 16 6,9 16 6,9 2 7,2 пах 30 15 9 30 27 3 21 39 15 15 шах 30 30 27 21 15 21 21 3 15 15 15Общи* результатon Я30 27 15 21 21 27 21 15 39max 20 14 14 20 14 14 6 14 6 14 2IMI10 10 33,1 9 33,3 10 33,2 10 33,2 1 35,5 5 34,4 3 35,0 10 33,2 10 33,2 2 35,2гпахЮ 10 776,7 6 716,6 4 692.8 6 718,3 1 647,8 3 681.1 3 682.6 5 703 66 717,6 1 655,6гах4М 347 337 272 238 233 216 213 197 142 12930" 19,0 50 18.2 30 19,1 50 18.3 30 19,0 30 19,1 40 18,6 15 19,5 25 20,05 30 19,16«Таганка» M - 2 79 Effect Fortio*'Всесезонная. '' Здесь и далее в числителеочки, а знаменателе - результат замера - -