ТЕХПОМОЩЬ /ОБСЛУЖИМЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫСТАРТЕРЫ «САМАРЫ» И «ДЕСЯТКИ»ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВКрутили наши прадеды моторы своих драндулетов заводной рукояткой, и проблемы починки стартера вовсе не было. Сегодня и те автомобили, что когда-то оснащались «кривым стартером», лишились этой полезной штуки. Даже дырку в бампере делать перестали. Что уж говорить о современных моделях! Поэтому владельцам «самар» и «десяток» остается уповать на исправность электростартера да волю божью. Чтоб если и сломался, то не ночью в глубокой луже и вдали от жилья, а днем и рядом с домом. Но, говорят, на Бога надейся, а сам не плошай! Время от времени, хотя бы через 50 тыс. км пробега этот полезный узел надо снять с автомобиля, как следует отмыть и провести ревизию. Особенно если уже есть признаки надвигающейся беды. А они такие: замедленная реакция на поворот ключа зажигания, когда стартер срабатывает через секунду-другую; щелкает втягивающее реле (батарея при этом заряжена), проскальзывает обгонная муфта - стартер визжит, но двигатель не прокручивает. Диагностика несложна: во-первых, отсоединяем аккумулятор, снимаем стартер и как следует отмываем его. «Минусовый» провод от батареи (удобно пользоваться кабелями «прикуривания») подсоединяем к «массе» (корпусу стартера), а «плюсовым» касаемся нижнего контактного винта. Исправный стартер тут же начинает очень энергично работать. Для проверки втягивающего реле касаемся «плюсом» его управляющего вывода - исправное реле отчетливо щелкает и выдвигает шестерню из своих недр. А теперь проверим все вместе - подсоединяем «плюс» к верхней клемме и обрезком провода или отверткой соединяем ее с управляющим контактом (фото 3). При этом сначала должно сработать втягивающее реле и тут же включится электромотор. Если все так и происходит. можно обойтись лишь регламентными работами. Впрочем, стартер все равно придется разобрать. Начнем с втягивающего реле. Распространенный дефект - ослабление гаек клемм. Если их своевременно не подтягивать - ухудшится контакт, клеммы начнут разогреваться и выжигать крышку. Но не переусердствуйте - крышка хрупкая и раздавить ее излишней затяжкой клемм можно запросто (фото 4).Отпаяв провода втягивающей катушки, снимем крышку реле, зачистим контакты и контактную пластину (пятак). Если следы эрозии глубоки, и пластину и контакты нужно развернуть, включив в работу неизношенные поверхности. Чтобы добраться до щеточного узла, снимем заднюю крышку стартера. У модели 29.3708 («Самара») проволочным крючком оттягиваем пружины и по очереди вынимаем щетки из направляющих (фото 5). Они должны перемещаться без малейших заеданий и быть не короче 8 мм. Если меньше заменим. Подгоревший коллектор нужно зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80-100, промыть бензином и продуть сжатым воздухом. Щеточный узел стартера «десятки» 57.3708 извлекаем в сборе (фото 6) и при необходимости (высота щеток менее 3,5 мм) меняем целиком. Заменить только щетки в домашних условиях сложно - они особым образом приварены (фото 7), а установить вместо них «восьмерочные» нельзя - плотность тока у «десяточных» стартеров гораздо выше, поэтому материал щеток другой. Для проверки муфты свободного хода (бендикса) осаживаем ограничительное кольцо, снимаем стопорное и муфту с вала якоря (фото 8). Промытую в бензине муфтуСтартеры: справа - от «Самары», слева - ВАЗ-2110 (с редуктором).Предварительная проверка демонтированного стартера.Ослабленную клемму затягиваем первой гайкой. ТЕХПОМОЩЬ /ОБСЛУЖИМ1/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬМоему ВАЗ-21053 девять лет, прошел 115 тыс км, не ремонтировался Мощность, расход топлива меня устраивают. Но появились выбросы масла в воздушный фильтр, чаще приходится его менять и обслуживать карбюратор, а главное - расход масла вырос до 200-250 г на 100 хм. Что посоветуете? •Ж. «. . ^ Е Скорее всего, это первые «звоночки» ••F ^» J о значительном износе мотора - как-никак, Вынимаем щетку, пружину оттягиваем крючком. пробег не мал. Явно ухудшилась работа поршневых колец. В частности, при рабочем ходе они должны сдерживать прорыв газов из надпоршневого пространства в зазоры между поршнем и цилиндром, а оттуда в картер. По мере износа колец, поршня, цилиндра поток газов из цилиндра в картер и, соответственно, из картера в систему вентиляции усиливается настолько, что выбрасывает масло наверх, в корпус фильтра. Чрезмерная циркуляция этих газов отрицательно сказывается на работе двигателя это нетрудно заметить, на холостом ходу отВтулки обрабатываем разверткой. соединив от фильтра шланг вентиляции. обезжириваем, удаляем сажу и следы нагаНа работе нового, исправного двигателя мара, покрываем ее цапон-лаком и сушим нипуляция почти не сказывается, а у изношенного обороты холостого хода могут мев духовке при температуре 100-130°С. Для замены меднографитовых втулок няться на 100 об/мин и больше. (подшипников скольжения) понадобится Работа колец ухудшается ив случаях, когда развертка диаметром 12 мм (фото 9). Как они «залегают» (то есть закоксовываются Щетки на стартере с редуктором меняют в сборе. правило, раньше изнашивается более нагруи теряют подвижность) в канавках поршня. женная передняя втулка. Выбив старую из Чаще всего - из-за низкого качества масла. аккуратно, чтобы не раздавить, зажимаем в картера сцепления («Самара») или из крышПрежде всего проверьте компрессию в цитиски и трубным ключом пытаемся проверки стартера («десятка»), при помощи оправлиндрах. Если она ниже 8,5-9 кгс/см*, ищите нуть в сторону передачи крутящего момента. ки запрессовываем на ее место новую и разпричину: возможно, к этому причастны и клаЕсли это удалось - муфта негодная. Ее, коворачиваем под размер так, чтобы вал якоря паны. Известен простой прием диагностики: нечно, можно и перебрать, но работа эта трувращался без заеданий, но и без зазора. в цилиндр через свечное отверстие наливают 3 доемкая, положительный результат не всеПри сборке стартера шлицы муфты свопримерно 5 см моторного масла и вновь прогда гарантирован, поэтому в конечном счете бодного хода смажем моторным маслом, веряют компрессию. Если она практически дешевле заменить на новую. рычаг привода - консистентной смазкой не улучшилась - непорядок с клапанами. ВыЯкорь. На коллекторе, разумеется, не («Литол», ЦИАТИМ-201,202,203). Ее же заросла - с кольцами. Впрочем, если двигатель должно быть трещин и задиров, а лак на обложим в редуктор стартера (ВАЗ-2110). По расходует много масла «на угар» и за быстро мотках - естественного желто-коричневого окончании проверим легкость перемещения идущей машиной виден шлейф голубого дыцвета. Обмотку коллектора нужно проверить муфты свободного хода по шлицам вала ма, цилиндро-поршневая группа наверняка на обрыв и замыкание на корпус. Для этого якоря и гарантированный возврат ее пружинуждается в ремонте. один щуп омметра ставим на ламель колленой в исходное положение. Если руками Вряд ли стоит тратить время (и деньги) на ктора, а вторым поочередно касаемся остряхнуть стартер «вниз головой», муфта не личную проверку достоинств различных снатальных. При обрыве омметр покажет «бесдолжна двигаться по шлицам. добий, якобы способных серьезно «омолоконечность». Замыкание на корпус проверяНесколько несложных правил, существендить» двигатель. Еще не придумано зелье, ем мегомметром или лампой 220 В, включив но продлевающих жизнь стартеру. способное «нарастить» стершиеся на кольцах ее в бытовую сеть последовательно. АвтомоИсправный двигатель обязан пускаться маслосьемные гребешки, да еще и требуемой бильная 12-вольтовая с аккумулятором не после двух-трех секунд прокрутки. Во всяформы! Поэтому самый правильный подход подойдет - для пробоя, возможно, сгоревком случае, не нужно жужжать стартером к делу - это ремонт мотора. Если еще шей изоляции этого напряжения недостаминуту-другую - дешевле найти причину не очень сильно изношены цилиндры, то, как точно, а напряжение самоиндукции в момензатрудненного пуска и устранить ее. Вклюминимум, заменяем кольца. Но лучше сдеты включения-выключения стартера может чение стартера при работающем двигателе лать полноценный ремонт - с расточкой достигать 200 В. тоже не идет ему на пользу. Чтобы раз и наи хонингованием цилиндров под ближайший Если лак потемнел и местами обуглился, всегда исключить эту возможность, советуремонтный размер, шлифовкой шеек коленно обмотки не пробивают на корпус, провеем установить защитное реле. Как - смотри вала и т. д. В этом случае вы получите мотор, 1»1 мало отличающийся от нового. дем профилактический ремонт: обмотку ЗР, 2002, № 1 1 , с. 228. I»IЯнla