206
ТЕХПОМОЩЬ /МАСТЕРСКАЯГОРИМ!НОВАЯ НАПАСТЬ ГЕНЕРАТОРЫчисле такими мощными, как лампы фар. двигатели стеклоочистителя и «печки», электрический обогрев стекол, сидений. С основательно разряженными аккумуляторами ко мне приезжают довольно часто - замечу, даже при том, что генератор еще худо-бедно ТЕКСТ / А НАТОЛИЙВАЙСМАН работает! Конечно, больше всего шансов нарваться на подобные проблемы у того, чей авВ том, что жизнь автомобилиста все больше обтомобиль, не в обиду будет сказано, плохо растает проблемами, я убеждаюсь ежедневно. ухожен. Допустим, разрегулирован или неисПохоже, не осталось на наших автомобилях деправен карбюратор, не в порядке его пусковая талей, узлов, систем, о которых можно было бы система, барахлит система зажигания и так достаточно долго (и притом безнаказанно!) не далее - тогда ив теплое время года может вспоминать. Кого беспокоили отказы генератовозникнуть необходимость подолгу «гонять» ра лет 15 назад? Немногих. Генератор без промотор статером. А в мороз - тем более. блем трудился вдвое, втрое дольше мотора, Мы проверили батарею: действительно, почособенно у аккуратного хозяина, вовремя мети разряжена. Тогда все внимание машине. Ронявшего щеточный узел. Других операций почскошная, модная «высокая панель» имеет одну ти никогда не требовалось. особенность: лампочка индикации зарядки даСегодня на нас, профессиональных ремонтже ночью не очень-то хорошо видна. А если начнет «тлеть» днем, немногие обратят на нее ников, свалилась лавина отказов: автомобильная электростанция все чаще подводит, удиввнимание. Между тем зарядки, в сущности, нет! ляя новыми капризами. Всякий раз, определяя При этих дефектах события чаще всего разих причины, мои электрики называют главную виваются последовательно. С ослаблением - безобразная сборка. Похоже, там, где генераконтакта прежде всего падает напряжение геторы делают, никто ни за что не отвечает. Наинератора на холостом ходу двигателя - вплоть более слабое место - крепление выпрямительдо минимума, то есть 12,5-12,7 В. Ясно, о заного блока («подковы») тремя винтами к задрядке батареи уже говорить не приходится. Прибавишь обороты - напряжение вроде бы ней (на стороне контактных колец) крышке генератора. Винты вместе с держателями полоувеличивается почти до нормы, но только при жительных «вентилей» изолированы от крышусловии, что генератор работает с малой наки пластмассовыми втулками. Гайки этих вингрузкой. А включишь, к примеру, фары или мутов должны быть хорошо затянуты, чтобы зыку (кто ее не любит!) - и напряжение вновь обеспечивался надежный контакт выводов дипадает до минимума В конечном счете, аккуодов с обмотками статора. Вот надлежащего мулятор окажется разряжен. В старых панелях контакта-то и нет. Из-за этого место соединелампочка индикации зарядки видна лучше, но и там водители ее не всегда вовремя замечают. ния начинает нагреваться, дополнительно окисляться, контакт становится еще слабее... Есть еще один признак подобного дефекта: А дальше он просто выгорает (см. фото). если контролировать работу генератора, наприЧто делать? По нашему мнению, самое разумное - заменить выпрямительный блок, а не пытаться его реанимировать - овчинка выделки не стоит. Цена «подковы» около ста рублей - к тому же новая, да еще проверенная нами перед установкой, внушает большее доверие, чем восстановленная после прогара. Особенно нерационально, на мой взгляд, заменять диоды. Их перепрессовка хотя и кажется простым делом, требует достаточно высокой квалификации, а расценки для нашего брата-мастера копеечные. ...Вот приехал на «Самаре» человек с обычной претензией: завел машину «с толкача», так как аккумулятор (при нулевой температуре!) не крутил. Накануне уже работал хило - выходит, недозаряжается? Само собой разумеется, в зимнее время жалоб на недостаточно надежную работу генераторов гораздо больше. Водители чаще пользуются электрическими приборами, в томто болты «закиснут», то еще что-нибудь... Фокус в том, что сначала нужно отвернуть один из болтов, крепящий кронштейн генератора к блоку цилиндров. (Натяжную планку и провода предварительно сняли, без этого в любом случае не обойтись.) Второй болт только ослабляем - это дает возможность повернуть кронштейн с генератором в такое положение, при котором легко отвинтить гайку длинного болта, соединяющего генератор с кронштейном, и вынуть болт. Все! Генератор в руках. Можно приступать к разборке и, в зависимости от конкретных дефектов, ремонту.В случаях, описанных выше, под гайки, зажимающие соединения, мы обычно ставим шайбы с зубчиками, смазываем места соединений графитной смазкой - и генератор работает безотказно. Так сделали и сегодня. Любопытно, что выпрямительные диодные блоки российских генераторов разные, а болезни одинаковые. Это уже некий симптом. Правда, выпадает из списка - в сторону более высокого качества - генератор ВАЗ-2112. С жалобами почти не сталкиваемся, а обслумер, осциллографом, ненадежный контакт живать его даже проще. в этих соединениях проявляется на экране в виПо моей собственной статистике, примерно де высокочастотной посторонней составляю80% обращений с претензиями к работе генещей переменного напряжения - на плавные раторов связано с описанными отказами диодкривые накладывается, как шутят специалиного блока. Остальные - по поводу замены ресты-электрики. какая-то «шерсть». гуляторов напряжения, которые ныне надежВсе эти симптомы - у электростанции нашеностью тоже не балуют. Кстати, знаете, как сраго клиента. Значит, генератор нужно снять и разу отличить отказ РН от повреждения диодного зобрать. Кстати, поскольку эта «Самара» - карблока? В последнем случае напряжение генебюраторная, демонтировать на ней генератор ратора может плавно меняться вблизи норпроще. Мы это сделаем сверху, не трогая защимальных значений, то больше, то меньше их ту картера, а то ведь и там бывают проблемы: занижая. А отказ РН - это как обвал: напряжение исчезает вовсе или. наоборот, подскакивает до недопустимых значений: 16-17 Ви выше. Ну, а если уж генератор разобрали, а машина прошла немало, непременно меняем и подшипники. чтобы упредить эту работу как самостоятельную. Как правило, автовладельцы понимают полезность такого подхода. Ведь современные подшипники тоже «ограниченно применимы», к сожалению. мм