210
211
ТЕХПОМОЩЬ /МАТЕРИАЛЫОРАНЖЕВОЕ НЕБОКАК ЗАТОНИРОВАТЬ СТЕКЛАбольше всего тонированных пленок Llumar (США), которые здесь продвигает фирма «Соларекс». На них нанесен новый клей, повысивший адгезию к стеклу в несколько раз по сравнению с прежними. На втором месте по объему поставок - фирма «Оконные пленки Джонсон», предлагающая пленки компании Johnson. На тонировку этими пленками специализированные центры выдают гарантию. Цены в долларах за квадратный метр, в зависимости от свойств пленки 5.4-6,2 для Llumar и 4.5-9.5 - для Johnson. В магазинах и на рынках автозапчастей продаются пленки для самостоятельного наклеивания - в основном с Тайваня и из ОАЭ. Эти пленки производят по американским и японским технологиям. Их качество улучшается с каждым годом, однако еще не дотягивает до уровня фирм-законодателей. В упаковке обычно от 1,5 до 2м2 пленки, пластмассовый шпатель для разглаживания и нож. Для автомобиля требуется не менее двух рулонов. К сожалению, гарантий качества и степени светопропускания фирмы не дают. Обычно на упаковке указывается только цвет (в продаже чаще всего серо-черный). Тонирующие пленки различаются по конструкции. но в основе всех - лавсан (полиэтилентерефталат). Самые простые и недолговечные - однослойные с окрашенным клеевым слоем. Гораздо больше достоинств у окрашенных пленок. Они могут иметь несколько слоев (до девяти) с различными отражающими. поглощающими и антиабразивными свойствами. В некоторых присутствуют металлизированные слои. Самые высококачественные пленки многослойные, нейтрального цвета с напылением металла. Такие даже при низком све-ТЕКСТ / ВЯЧГСЛАВ ЛУКЬЯНОВпоявился и быстро утвердился третий способ тонирования стекол - пленками. НЕЛЬЗЯ? МОЖНО? Согласно ГОСТ 5727-88 и дополнениям к нему. «Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителей, должно быть не менее: 75% - для ветровых стекол: 70% - для стекол, не являющихся ветровыми...» Далее текст не приводим. Главное для читателя знать, что при наличии боковых зеркал с обеих сторон приведенная выше норма 70% касается только передней половины стекол дверей водителя и правого пассажира. Остальные стекла можно тонировать пленкой с любым светопропусканием (см. рис.). КАКОВ ВЫБОР? Качественные пленки с сертификатом и гарантированными показателями поставляются. в основном, компаниями Courtaulds Performance Films (Llumar) (США). Johnson windows films (США). Commonwealth Laminating & Coating (Suntek) (США), MSC/Solar Gard (США), корпорацией «ЗМ». Эти пленки практически не поступают в розничную торговлю и продаются только у авторизованных дилеров Светопропускание и цвета - на выбор: от серого до черного. зеленый, бронзовый. голубой... На российском рынкеИной раз тонированные стекла спасают. спрятав от посторонних глаз. Есть у них и другие приятные свойства. Высококачественные пленки уменьшают вероятность травм от осколков разбитого стекла: они останутся висеть на пленке Тонирование снижает ослепление светом солнца или фар. задерживает до 99% ультрафиолетового излучения, а металлизированные пленки заодно перехватывают и до 70% теплового. В машине с тонированными стеклами летом прохладнее, зимой - теплее. а чем комфортнее водителю, тем меньше он делает ошибок. Не будем сбрасывать со счетов и другие соображения. Самая скромная «девятка» с затемненными стеклами и выглядит представительнее. и может отпугнуть «подставлял»: а вдруг она везет «братков», с которыми лучше не шутить? Сегодня известны три способа тонирования стекол. Первый - окраска самого стекла при производстве. Это можно видеть на многих иномарках. Затемнение не превышает 25%. Пока стекло не разобьешь и не заменишь, его свойства неизменны. Одному это нравится, другому - нет. Второй способ, с которого делало первые шаги тонирование. - напыление на стекло светопоглощающего материала. У одних получалось хорошо, у других безобразно: сильно «зеркалит», царапается. Удалить слой со стекла почти невозможно, в то же время от удара он не защищает. Наконец,Светопропускание не менее 75% не менее 70% • любое Для удобства работы изготовили из бумаги шабИз пульверизатора обрызгиваем стекло и пленку лон и по нему вырезали пленку с небольшим водой. припуском. (Липкий слой пленки находится с внутренней стороны рулона, как у изоляционной ленты или обычного скотча. Основные виды тонирующих пленок в магазинах и на рынках. топропускании позволяют водителю адекватно оценивать окружающую обстановку, тогда как низкокачественные пленки существенно ухудшают видимость. Толщина тонировки в пределах 50-60 мк. Вот несколько приобретенных нами плеНаклеив на основную и защитную пленки кусочки нок (фото 1) и их основные характеристики: 1. Solar Window Film D.I.Y. super d. Grey. Тайлипкой бумаги, разделяем их. Не пытайтесь это вань. Окрашенный клей: 110 руб.; 0.5x3,0 м: делать лезвием и т. п.! светопропускание - 8%. прикуривателя, то напряжение на клеммах 2. Solar Window Film super d. Black. Тайаккумулятора должно быть в пределах вань. Сделано для России, испытано в лабо12-12.6 В. Даже при соблюдении всех праратории НАМИ. Окрашенный клей; 120 руб.: вил работы этим прибором допускается по0,75x3.0 м: светопропускание - 5%. грешность измерений до 10%. При контактах 3. Solar Тек Film Cofield. Тайвань. Окрас ГАИ полезно помнить, что если пломба шенный клей: 80 руб.: 0,5x3.0 м; светопропугосповерки отсутствует или повреждена. прибор считается неисправным и его показаскание - 25%. ния можно опротестовать. 4. Solar Window Film (Heat X) SF350 Dark Black made in USA for. ОАЭ. Окрашенная пленка: 349 руб.; 0.5x3.0 м: светопропускаКАК ПРОВЕРИТЬ? ние- 15%. Наша попытка оценить светопропускание 5. IWM Radius Homas REactmn film. Япокупленных пленок в ГАИ не удалась. На ПТО ния. Нейтральный цвет с металлизирован19 (бывший ПИК) категорически отказали: ным слоем: 337 руб.; 0,5x1,5 м; светопропу«Светопропускание проверяем только на скание - 50%. автомобилях. Обращайтесь на сервисные 6. C.P.F. Gila W.F. blue ТТВ245. США. Окрашенная пленка с металлизированным слоем и градиентом светопропускания по ширине от 5 до 50%: 120 руб.: 0.61x2,0 м. На пленках, как правило, нет инструкций по наклейке на русском языке, однако есть серии картинок с этапами работы. ГАИ проверяет светопропускание специальными приборами, наиболее распространенный - «Блик». Он показывает количество света, прошедшего через стекло, в процентах. Как иу большинства контрольных приборов. у «Блика» есть ограничения по при• 25% способ повысить комфорт менимости: им нельзя пользоваться при 7 % владелец прячется от посторонних глаз температуре ниже минус 10°С и при влажноI 13% никчемная затея сти воздуха более 80%. I предпочел бы атермальные Кроме того, если его подключают в гнездоНаложив пленку на стекло, шпателем выдавливаем из-под нее воду от центра к краям. Шпатели из упаковок могут царапать пленку, их лучше обернуть плотной тканью. станции...» Что тут скажешь! Ну не хочет чиновник из ГАИ раскрывать «секреты» своей профессии. Ему ведь тоже кормиться надо. Кстати, а на каких это СТО есть такие приборы? И для чего? Ведь ни одна инструкция по эксплуатации автомобиля не предусматривает проверки светопропускания стекол. Профессионалам-тонировщикам приборы тоже ни к чему - наклеят любую пленку, куда покажете. Так что проверять ее за ваши же деньги и наказывать рублем нынче уполномочен только элитный клуб «Защитников законности». Иначе говоря - своего кармана. Чистые боковые стекла пропускают до 92-94% света. Значит, если речь идет о стеклах передних дверей, светопропускание тонировочной пленки должно быть не ниже 76-78%. Сразу скажем, что найти такую на российском рынке вам вряд ли удастся, поэтому тонировать или нет передние стекла решать вам. Ездят же некоторые ис черными ветровыми стеклами, фонарями, фарами! Такова мода. Но каждый умный гаишник может вас «шкурить» вполне законно. В специализированных центрах тонирование стекол легкового автомобиля стоит 90-160 долл.. а джипа - до 250. Работу выполняют довольно быстро - за 1,5-3 часа. Здесь могут услужить и тем, кому мало быть «невидимкой», а хочется дополнительно защитить себя от на-