110
111
I РЫНОК I/МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯПОГРОМЧЕ ИЛИ ПОЛУЧШЕ?РАЗЛИЧАЕМ УСИЛИТЕЛИТ КТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ ЕСидер думской фракции, призывающий к новым реформам под своим флагом, шансонье из заштатной забегаловки, вцепившийся в микрофон, инспектор, приглашающий остановиться на обочине и проследовать в машину ДПС, - все они «подают себя» с помощью мощных усилителей звука. Вот об усилителях и поговорим.ЛДЕЦИБЕЛЫ, КАЧЕСТВО И УШИВообще говоря, странная у них судьба. На отсутствие популярности среди любителей автомузыки усилителям грех жаловаться, хотя об истинном их призвании догадываются единицы. Виноваты в этом как раз упомянутые выше мегафоны и «матюгальники», а также сам термин «усилитель»: мол, чего ж от него желать, если не оглушительной громкости? Между тем настоящий усилитель может подарить куда более ценное - качество звучания! Выдать на-гора от сорока и далее ватт на канал может даже самый дешевенький - зачем же тогда дорогие? Мы не раз подчеркивали: оценку качеству звучания выставляют сегодня не только показания приборов, но и эксперты с «тренированными» ушами. Более того, определяющую роль играет именно человек - он в состоянии отметить «естественность» звучания, оценить «провал клавишных инструментов» и т. п. - никакими цифрами это не выразить. Разработчики прекрасно это знают, но они тоже люди: каждый ищет свой собственный путь к «правильному» звуку. И простым применением стандартной микросхемы здесь не обойтись. Действительно, замахнувшись на дорогое головное устройство (ЗР, 2003, № 2), мы решили ряд сервисных проблем, оставив звук как бы «на потом». Даже самые престижные «головы» обычно содержат в своих недрах довольно скромМодель KS-AX 6500 от «Джей-Ви-Си» - это четырехканальный усилитель мощности. Из «наворотов» отметим преобразователь напряжения питания на полевых транзисторах, перестраиваемый разделительный фильтр и возможность регулировки уровня входного сигнала от 0,15 до 3 В, а также позолоченные разъемы и гнезда. Максимальная выходная мощность - 1 40 Вт на канал, сопротивление нагрузки - от 2 до 8 Ом. Предусмотрены защиты от перегрева, перегрузки, короткого замыкания. Цена - около 205 долларов.влением менее 4 Ом - повышенными токами его не испугаешь. Понятно, что при этом ему приходится рассеивать изрядное тепло, для чего предусмотрены мошные радиаторы, а в ряде случаев - и вентиляторы. Встречается и экзотика с водяным охлаждением. О качестве усилителя весьма достоверно говорит его цена - знатоки обычно оценивают ее в «долларах на канал». Начальный диапазон подобной оценки - примерно 50 долларов за канал. Конечно, есть и более дешевые модели, но сегодня речь не о них. К тому же даже за эти деньги мы приобретем лишь «бюджетный вариант», что, впрочем, совсем не оскорбительно. Еще лет пять назад усилители этой группы не имели тех «наворотов», которые появились сегодня, - взять хотя бы так называемые плавные фильтры, басовые эквалайзеры и т. п. Однако при покупке пары для выбранной нами «головы» хорошо бы заглянуть в более дорогую ценовую категорию. При этом вполне допустимо «кровосмешение» - брэнды усилителя и «головы» не обязаны совпадать.ПОД СТАТЬ «ГОЛОВЕ»При цене усилителя 50-100 долларов за канал мы вправе рассчитывать на интересные схемотехнические решения. Раздельные блоки питания максимально снизят уровень влияния одного канала на другой, плавные регулировки фазы помогут выстроить правильную звуковую сцену, а хитрые фильтры с активным делением частот скорректируют сигнал в нужной полосе. Кроме того - и это самое важное - субъективно эти аппараты звучат лучше! Из конкретных моделей отметим американские «Пи-Пи-Ай» (PPI) - четырехканальный 4240 стоит примерно 250 долларов, а пятиканальный 5440 - около 350. Шведский «Дэ-Эл-Эс» (DLS) модели 450 обойдется примерно в 320 долларов. А из «продвинутых» брэндов вспомним, например, «Алпайн» - усилитель V12 407 стоит примерно 400 долларов. А при желании можно залезть ив диапазон «до 200 долларов за канал»... Дороговато, конечно, но после предварительной подготовки на предыдущих «уровнях» уже не так и страшно. Отметим здесь DLS за 650 долларов, шесгикаМодель MRV-F540 от «Алпайн» обеспечивает максимальную мощность 4 по 150 Вт или иь, 2 по 350 при мостовом включении. Отношение сиг,^-:" нал/шум-105 дБ. Блок питания - с преобразователем на полевых транзисторах. Четырехвольтовый вход обеспечит надежную защиту от наводок, если, конечно, у нашей «головы» имеется высоковольтный выход. Выводы питания - увеличенные, с позолотой. Органы управления на верхней панели. Цена - примерно 430 долларов.ные усилители мощности. Поэтому, несмотря на солидные паспортные данные, их реальная выходная мощность обычно составляет менее 20 Вт на канал при уровне искажений в единицы процентов. Так вот, чтобы снизить искажения, повысить мощность и ублажить экспертное ухо, как раз и нужны внешние усилители - с раздельными источниками питания по каналам, развитыми разделительными фильтрами (кроссоверами) и прочими достоинствами. Любой усилитель, в отличие от «головы», гарантированно выдаст вам мощность, превышающую паспортную. При этом, как правило, он легко воспримет нагрузку с сопроти- На правахрекламыСТИЛ РИНГ-ИНЖИНИРИНГНОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАШЕГО ДВИГАТЕЛЯ «Из всех шумов, которые известны человечеству, музыка шум самый дорогой».ТЕОФИЛ ЮТЬЕКМодель АРА4300НХ от «Кларион» может «выдать» до 150 Вт на канал. При номинальной же мощности уровень искажений составляет 0,002%. Частотный диапазон - от 5 Гц до 50 кГц, Соотношение сигнал/шум 112 дБ. Каждый канал имеет фильтры, перестраиваемые в диапазоне от 50 до 200 Гц, Гарантируется стабильная работа при нагрузках до 1 Ом. Есть защита от перегрева и коротких замыканий на выходе. Четыре дисплея расскажут про потребляемый ток, температуру, напряжение в бортсети и т. п. Стоимость усилителя - примерно 620 долларов. «Золотой Феникс», он же - Phoenix Gold TJ500.4. Обеспечены бесшумное включение и выключение аппарата - щелчков в акустике не будет. Номинальная мощность - 4 по 75 Вт, максимальная - 4 по 150. Допускается работа на нагрузке 1 Ом. Имеются система «подъема баса», регулируемые фильтры и автоматическая калибровка тока выходных каскадов в зависимости от нагрузки. Предусмо треио принудительное охлаждение транзисторов выходного каскада Стоит «Феникс примерна 800 долларов. нальный «Пауэр Ампер» (Power Аплрег) модели QA200 за 800 долларов, а также «россыпь» различных моделей «Аудисон» (Audison) VRX от 600 до 1200 долларов. Вам гарантированы минимальное проникновение из канала в канал, максимальное соотношение сигнал/шум, высокая крутизна фильтров и общее качество звучания... Впрочем, честно говоря, это самое качество смогут оценить не все - по крайней мере, сразу. Поэтому, прежде чем расстаться с суммой, достойной уважения, настоятельно рекомендуем посетить какой-нибудь фирменный магазин или установочный центр, чтобы послушать несколько фонограмм с разными усилителями. Если разница в звучании усилителей разных ценовых групп покажется вам очевидной, тогда думать нечего, если же нет, то куда разумнее вложить сэкономленные деньги в приобретение акустики только там имеет смысл «выложиться на всю катушку». А дорогие усилители могут и подождать. Кстати, насчет цены: при случае присмотритесь к новинке - итальянскому процессору-кроссоверу «Альтомобиле». Похоже, что при ожидаемой стоимости 350 долларов эта «игрушка» может приятно удивить своим набором возможностей, ставящим ее в один ряд с нынешними «четырехзначными» грандами. А об акустике поговорим в следующий раз. 1»1ачество нашей жизни все больше зависит от того транспортного средства, которым мы пользуемся, и от автомобильной техники, окружающей нас. Что же делают с нами автомобили? Дарят каждому владельцу свободу и уверенность в себе - безусловно. А какая цена этого "дара", и от чего зависит ее величина? оговорим о двигателе - сердце автомобиля, который в значительной степени определяет цену свободы передвижения. Цена в основном выглядит так: деньги - расходы на ГСМ; нервы - низкая надежность агрегатов может свести на нет все преимущества владения авто и добавить дополнительные расходы на запчасти и ремонт; здоровье - воздух, которым мы дышим за рулем и вне его (в Москве 87% вредных выбросов в атмосферу приходится на автомобильный транспорт).ПРоссийское правительство, приняв концепцию развития автомобильной промышленности России, которая предусматривает выпуск и эксплуатацию автомобильной техники, соответствующей мировым стандартам по выбросам вредных веществ в атмосферу, шумности, безопасности и надежности, - а что может быть еще более важным? - покончило с либерализмом правил недавнего времени, которые устанавливали жесткие требования, но не требовали их безусловного выполнения. Как справедливо заметил на заседании правительства РФ глава Минпромнауки Илья Клебанов: "Без новых, соответствующих мировым стандартам компонентов, что бы мы с Вами ни придумали, качественного автомобиля не создать". асколько мы готовы к решению этой задачи, учитывая, что требования за период с 1975 года к настоящему времени ужесточились в 10 раз, технология и оборудование отечественных предприятий устарели и главным конкурентным преимуществом наших автомобилей является низкая цена? Закупка у зарубежных фирм высококачественных компонентов либо технологий и оборудования резко поднимет цену выпускаемых нашими предприятиями автомобилей, что неприемлемо ни для предприятий, ни для покупателей. сть другой путь - обратиться к новым разработкам отечественных фирм, у которых уровень конструкций и качество производимых компонентов не ниже мирового, а цены доступны.НЕдним из таких предприятий является ООО "Стал РингИнжиниринг", г. Москва, специализирующееся на комплексных разработках поршней и поршневых колец. пециалисты ООО "Стал Ринг-Инжиниринг", обладая знаниями и опытом, накопленными в течение 30 лет, разработали и освоили производство новых конструкций поршневых колец для двигателей отечественного и импортного производства, начиная от диаметра 72 мм, и до 130 мм. В фирме создана система менеджмента качества, которая при массовом производстве обеспечивает соответствие каждого поршневого кольца параметрам, заданным международными стандартами. тендовые испытания на двигателях ВАЗ-21083, ВАЗ-2112 показали эффективность и долговечность оригинальной конструкции. Расход масла на угар минимален и позволяет эксплуатировать двигатель без долива моторного масла до замены, выбросы вредных веществ значительно ниже требований ЕВРО-2, а быстрая приработка и ресурс более 200 тысяч километров гарантируют качественную работу поршневой группы двигателей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ на протяжении всего периода эксплуатации.О ССООО"СТИЛ РИНГ ИНЖИНИРИНГ " , (095) 2 56 - 1 701 steel-ring ° aha.ru www.steel-ring.ru