КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»У СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИНАСКОЛЬКО БЕЗОПАСНО ПЕРЕСАЖИВАТЬСЯ СЛЕВА НАПРАВО? КАК ОБВЕШИВАЮТ ПРИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ? ПОЧЕМУ НАДО УСТУПАТЬ ДОРОГУ ТРАМВАЮ? ЭТИ ВОПРОСЫ ОБСУЖДАЕМ НА ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА.СМЯТЕНИЕ РУКНАШ ЭКСПЕРИМЕНТ: РУЛЬ ПРАВЫЙ, РУЛЬ ЛЕВЫЙПока сильные мира сего думали над Откуда взялось деление на левый и правый руль, история умалчивает, по крайней мере, четкого однозначного ответа на этот счет не существует. Одна из сатем, запрещать или не запрещать прамых красивых версий уходит во времена рыцарских турниров, когда всадники вый руль, в дальних краях и областях разъезжались друг с другом, оставляя противника слева. Так лучше удавалось уже выросло не одно поколение водителей, никогда не ездивших с левым прикрывать себя щитом, оставляя свободной вооруженную и наиболее развитую рулем. И никто особенно не задумыправую руку. Дескать, отсюда пошло классическое левостороннее движение. Создатели первых автомобилей особенно не церемонились с месторасположевался над тем, что у них иной сектор обзора, иначе работают руки, вестибунием водителя, сажая его то в центре, то справа, то слева. Здесь, видимо, больше влияло компоновочное расположение тех или других органов управления. Автомолярный аппарат, и в этом «зеркальном королевстве» зачастую действуют небиль совершенствовался, ужесточались и правила поведения на дороге. Человечество почему-то разделилось надвое, сведя все мифы и легенды к зеркальному рассколько иные законы взаимодействия с автомобилем. положению органов управления. Большинство водителей утверждают: ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ Дальнем Востоке. Постепенно страсти в принципе все равно, с каким рулем езФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ улеглись, и все осталось по-прежнему: дить, дескать, все это - дело привычки. Тем не менее мы решили поставить неначавшемся у нас соперничестве и нашим, и вашим. лево- и праворульных машин заговорили в начале девяностых. Незаметно появившийся японский «секонд-хэнд» в восточных регионах постепенно вытеснял конкурентов, в том числе и отечественные машины, - он оказался не только дешевле и разнообразнее, но и более комфортным, высококачественным. Довольно быстро очередь дошла и до Центральной России. В верхах отреагировали - заговорили о повсеместном запрете автоW003 мобилей с правым рулем, чем вызвали бурю негодования на уже практичеL28 ски ставшим «неправильно-рульном»О большой эксперимент: собрать нескольких ездоков и посмотреть, насколько быстро они адаптируются, пересаживаясь из машины в машину с разным расположением органов управления. Добровольцы откликнулись быстро. Подопытная группа оказалась весьма разношерстной и по стажу вождения, и по водительскому характеру. Кто-то вообще никогда не изменял левому рулю, кто-то пересел за правый сравнительно недавно. Профессионалам на этот раз была отведена роль наблюдателей - они лишь фиксировали ошибки водителей. Эксперимент включал несколько заданий: ознакомительное движение по обычным дорогам, а затем езду по специальной трассе с размеченными узкими «коридорами», а также «змейкой». Причем сначала передним, а потом и задним ходом. Фактор времени решили считать второстепенным -слишком уж разной оказалась манера езды у наших подопечных. По тем же соображениям праворульную механику, которую удалось найти с большим трудом, заменили «японкой» с автоматом -«Калдиной». Посмотрим, кто же будет собраннее и точнее в этом довольно несложном, на первый взгляд, эксперименте. ПРАВЫЙ, ПОЕХАЛИ Миша - владелец «Калдины». Водительский стаж - девять лет, за это время поездил на многих моделях ВАЗа, включая переднеприводные. Праворульным авто управляет последние полгода. По натуре человек уравновешенный, начисто лишенный «духа соревновательности». Его основной принцип на дороге - спокойствие и размеренность во всем. Наш первый выезд на «родном» для него автомобиле. Под неторопливуюбеседу спокойно движемся по дороге. Ошибок практически никаких, если не считать слишком вольного обращения с осевой - левая сторона «Калдины» довольно часто оказывается на ее границах. Из разговора выясняется, что наибольшая проблема адаптации как раз именно в этом и заключалась трудно было правильно выбрать полосу движения. Потом привык. Столь же неторопливо за 3 мин 40 с мы проезжаем размеченную трассу, где Михаил сбивает лишь один конус и то при движении задним ходом. Выбранная им тактика логична - движение назад только по наружным зеркалам: «чтобы не крутить головой в неудобную сторону». Далее Борис. На автомобилях ездит несколько десятилетий - как-никак один из старейших работников журнала. На праворульную же «Тойоту» пересел два с половиной года назад КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИи проехал на ней уже без малого 90 тыс. км. Характерец у «старой гвардии» еще тот: то ему не нравится, как выставлены конусы, то отказывается ехать по ознакомительному маршруту, желая фазу отправиться на зачетную трассу. Все же отправляемся в путь. Невзирая на возраст, водитель гораздо активнее первого - он все время что-то пробует, экспериментирует. Тем не менее мне ничего не остается, как зафиксировать столь же вольное обращение с разделительной и схожую с предыдущим коллегой любовь к езде посередине дороги. На трассе и того интереснее. Несмотря на то, что здесь затрачено всего 2 мин 26 с, сначала левой стороной сбит один конус при движении вперед, а затем, запутавшись при движении задним ходом, еще шесть. Общий итог: нет достаточного чувства левого габарита, хотя отметим, что длинный универсал в этом смысле тоже не подарок. Дмитрий. Для него правый руль событие, за двадцать с лишним водительских лет он оказался за ним в первый раз. Педант и аккуратист, к тому же поклонник больших авто, поэтому в «Калдину» вживается быстро. Удивительно, но на первых километрах маршрута не испытывает никаких проблем с ориентацией в пространстве, зато долго путается в подрулевых переключателях и перенастраивает «... совершенно идиотски расположенное» внутрисалонное зеркало. Дмитрий идеально проезжает маршрут, но на трассе пять сбитых конусов и4 мин 27 с затраченного времени. Итог таков: машину почувствовал быстро, но в сложной ситуации подвели непривычные габариты и путанила при движении задним ходом. Водитель никак не мог решить, куда смотреть - в заднее стекло или зеркала. Андрей. Стаж 10 лет. Довольно долго ездил, пересаживаясь с левого руля на правый и наоборот. Последние три года водит редакционные машины с обычной ориентацией органов управления. По натуре холерик и оптимист, активно утверждающий, что располоПараметры движения Михаил Правый руль Левый руль Время на трассе Сбитые конуса вперед/назад Время на трассе Сбитые конуса вперед/назад 3 мин 40 сжение рулей и педалей для него несущественно. Действительно, по разминочному маршруту он проезжает быстрее всех и практически без ошибок. В поворотах его даже приходится одергивать, чтобы не лихачил, тем не менее придраться вроде бы не к чему. На трассе Андрей изо всех сил старался ни на что не наехать, а в результате по времени получилось многовато (5 мин 54 с) и один конус все же зацепил при движении задним ходом. В общем, медленно, но надежно. ЛЕВЫЙ, НА СТАРТ Только что купленный редакцией «Форд-Фокус» оказался весьма кстати. Незамедлительно сажаем в него последнего из наших подопытных. Андрей. Манера езды не изменилась, вот только поехали мы как-то напористее и быстрее. Очень показателен и результат: 2 мин 44 с на трассе и два сбитых конуса из-за явной переоценки собственных возможностей. Разница впечатляет. Дмитрий. Он не стал рисковать ив более привычном автомобиле, потратив 5 минут на трассу и уложив всего два конуса при движении задним ходом. В целом и здесь улучшение, хотя и не столь явное. Тем не менее чувствуется возросшая уверенность и лучшее чувство габаритов. С нашими «праворульниками» несколько иная ситуация. На обычных дорогах поехали смело, надежно, главное, не злоупотребляя шириной дорожного полотна. А вот на трассе подВодители Борис 2 мин 26 с Дмитрий 4 мин 27 с Андрей 5 мин 54 скачало чувство правого габарита. Оба на «змейке» оставляли слишком маленький зазор до конусов. Результат: Михаил - 3 мин 25 си четыре сбитых конуса, Борис - 3 мин и восемь пострадавших. В этих условиях весьма наглядно проявляется возникающее раздвоение: какую же сторону автомобиля принять за точку отсчета? ЗА ДВУМЯ РУЛЯМИ ПОГОНИШЬСЯ... Анализируя результаты, мы даже не намекаем на то, чтобы отказываться от правого руля. Ни в коем случае. Экономическая ситуация и сложившиеся реалии пока этому не способствуют. Но это вовсе не значит, что не следует разобраться в тонкостях и нюансах поведения человека за рулем нетрадиционных для России автомобилей. Чтобы анализ был глубоким и доскональным, нужны недели опытов, бригада психологов и т. д. Но даже без этого стоит, наверно, задуматься над тем, что какие-то ощущения, заложенные почти на генетическом уровне, укоренились в нас гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если у человека в период обучения вождению автомобиля закрепился «в подкорке» определенный механизм взаимодействий с машиной, то подсознательно он будет придерживаться его очень долго. Конечно, водителя можно переучить, заставить делать все иначе, вот только насколько новые знания сумеют потеснить старые? Вопрос сложный. Наш небольшой эксперимент свидетельствует: даже спустя довольно продолжительное время полностью слиться с другим расположением органов управления удается далеко не всем. Более того, нарушаются привычные взаимосвязи, что вызывает путаницу не только в голове, но и действиях водителей. А это уже повод к размышлению. I»lРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗР0/13 мин 25 с1/63 мин1/45 мин0/12 мин 44 с1/32/60/2т