КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ ПРИЕМНАЯСТАРТ «СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»КУПИВ НОВЕНЬКУЮ «САМАРУ-2», СПЕЦИАЛИСТ ТЕХЦЕНТРА ЗР СРАЗУ НАШЕЛ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖИТЬ РУКИТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПОПОВПомню, еще в салоне решил: не начну ездить на своем ВАЗ-2115 без предварительной подготовки. Кто знает, как на заводе все привернули и отрегулировали? Без сигнализации тоже никуда. И без антикора...«ИГРА» В ЗАЩИТУ Традиционно начал с дополнительной антикоррозионной обработки. Долой передние подкрылки и оба бампера! Работа несложная, зато с фронта и тыла кузов полностью доступен. Очередь за накладками крыльев и дверей. Клеевая полоска по периметру и пара пистонов внутри - это все, чем они «цепляются» за жесть. Сжимая лепестки пистонов пассатижами, аккуратно отделил накладки. Позже приклеил их крепче, чем на заводе. Поделюсь опытом: свойства клеевого слоя восстанавливаются, если его слегка увлажнить растворителем или бензином. Обезжирив поверхность под накладкой, «пришлепнул» ее на место щелей нет. Наконец, снял накладки порогов. Вот так сюрприз! Всего одна поездка, а под ними полно песка и грязи. Антигравийка и антикор здесь не повредят. Для этого подойдут составы в аэрозольных баллонах (см. статью «Легкая броня» - ЗР, 2002, № 9). Кузов я обработал препаратами марки «Тектил». Дополнительные подкрылки еще никому не мешали. Но как же быть со штатными передними? Ту их часть, что крепится к нижней кромке бампера и закрывает полость между ним и колесом, коллеги посоветовали оставить. Остальное отрезал на уровне чуть выше бампера и выбросил. Все равно толку от тщедушных «хвостиков» немного. Поверх усеченных поставил дополнительные подкрылки. Немало грязи попадает в моторный отсек из колесных ниш через окна для рулевых наконечников. Их закрыл недорогими резиновыми фартуками. У ВАЗ-2115 передний бампер отстоит от кузова дальше, чем у «десятки».И снизу на радиатор беспрепятственно летит грязь. А тут еще низко расположенные воздушные каналы в облицовке бампера. Что можно придумать? У моей «Самары-2» щель между нижней кромкой облицовки бампера и балкой закрыта пластиком, а каналы (изнутри) - пластиковой сеткой на винтах. Ею радиатор защищен от случайных камней. Охлаждение же достаточно эффективно даже летом. Заднему бамперу слегка исправил форму. Верхняя кромка его облицовки часто провисает - неровная щель совсем не радует глаз. Избавился от нее, приклеив между бампером и полкой на кузове поролоновую «колбаску», используемую в строительстве. Дополнительная защита поддона двигателя - важная штука, но часто затрудняет обслуживание. У меня щитоккрепится на шарнирах: обслуживать машину гораздо удобнее. Подробно рассказать обо всех доработках «пятнадцатой» в рамках этого материала невозможно. Упомяну лишь важнейшие. Установил сигнализацию «Аркан», замок капота «Худ-лок», блокиратор рулевой колонки «Гарант», дополнительную шумоизоляцию салона, ну а на десерт - проигрыватель компакт-дисков, акустическую систему, радиоантенну, электрические замки и стеклоподъемники передних дверей. Добавил немного мелочевки: панорамное зеркало на лобовое стекло, пластиковые колпаки колес, дефлекторы над дверными стеклами, чехлы сидений. В итоге, без учета стоимости работ (все делал сам), «пятнадцатая» подорожала на 700 долларов США.«Защита» на шарнирах.КИПИТ РАБОТА! Уже в первых поездках огорчила система охлаждения. Стоило стрелке указателя температуры немного зайти за стоградусную отметку, как «Тосол» вскипал - и в расширительном бачке поднимался доверху, даже просачивался из-под пробки. Затем срабатывал вентилятор, и уровень жидкости понижался до нормального. Подсоединив к диагностической колодке контроллера прибор «ИнжВАЗ», я убедился, что мо- мент включения вентилятора соответствует положенным 105°С, а отключается он около 100°С. Значит, все дело в негерметичности. Нашел ее причину неровный край горловины расширительного бачка и сама пробка, выпускной клапан которой открывался при давлении, гораздо меньшем положенного (1,1-1,5 атм). Сгладив неровности на горловине и заменив пробку исправной, добился герметичности системы. Проверить это несложно: если, как минимум, через минуту после остановки двигателя открывать пробку расширительного бачка, должно слышаться шипение выходящего воздуха. А через полтора месяца безупречной работы - та же картина! Но причина другая. Разрушился прозрачный пластиковый корпус клапанов внутри пробки, и их детали выпали в бачок. Хорошо, не в патрубок, ведущий к термостату. Дефект заинтересовал. Оказалось, что разрушение пробки такой конструкции без видимых причин - дефект распространенный. А на рынке встречаются по крайней мере три конструкции пробок. Сняв с автомобиля расширительный бачок, при помощи компрессора и манометра проверил все три варианта. Оказалось, что лучше всех работает пробка старого образца с латунным клапанным корпусом. С тех пор она мне и служит. Но и на этом проблемы с охлаждением не кончились. В третий раз о беде сообщил сигнализатор недостаточного уровня жидкости в расширительном бачке. Наученный опытом, реагирую не раздумывая - останавливаю двигатель ик обочине! Действовал так быстро, что, подняв капот, фазу нашел причину: из перерезанного хомутом шланга еще сочился «Тосол». Замена хомутов импортными, с неострыми кромками, обошлась в 300 рублей. Совсем недавно заменил и термостат, когда обнаружил, что он стал открываться при температуре выше положенной (97±2°С). А вот удачно сработавший при утечке «Тосола» блок бортовой системы контроля, к сожалению, вскоре захандрил: пропал звуковой сигнал, сообщающий об открытии дверей. Демонтировав блок(ЗР, 2002, № 4) и разобрав его, тестером определили, что виновен перегоревший динамик. Заменили неисправный, сопротивлением 4 Ом, на подходящий по размерам восьмиомный. Система заработала, ее «голос» стал потише, но слышен вполне! Запомнился забавный случай. Подняв машину, провернули одно из задних колес и услышали подозрительный треск. Неужели подшипник вышел из строя? Сняли пластиковый колпак, а следом выпала мумия лягушки. Видно, бедняжка не смогла вовремя выбраться из западни - и с космическими перегрузками явно не справилась.Несмотря на мелкие просчеты с подсветкой отдельных клавиш, явная удача «пятнадцатой» - практически бесшумное «Торпедо». В жару отлично зарекомендовала себя вентиляция. Хотя это не кондиционер, достаточно поставить регулятор «воздуходувки» на первую, в крайнем случае, вторую позицию, чтобы забыть о мокрой от пота рубашке. С наступлением холодов небольшая манипуляция с регулятором возвращает в салон желанное тепло. Система отопления «пятнадцатой» благодаря более рациональному устройству куда эффективнее, чем у обычной «Самары». Весьма ценное свойство в наших широтах. 1»1ПОДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМОбновленный Клуб - организация общественная, которая не может существовать лишь усилиями редакции ЗР. Мы приглашаем членов Клуба (а в таковых числим всех читателей журнала) к взаимовыгодному сотрудничеству. Открыты вакансии авторов материалов: о своих машинах, о путешествиях, вообще обо всем, что вас волнует. В первую очередь ждем заметки «Глазами владельца» - Клуб особенно интересуют машины, ранее не представлявшиеся на его страницах. Образцы вы найдете в этом и предыдущих выпусках журнала: читайте, обобщайте свой опыт, излагайте его на бумаге или в электронном виде. Особенно будем признательны за статьи с иллюстрациями. Ваши заметки мы ждем по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, редакция «За рулем», Клуб «Автолюбитель». E-mail:
[email protected]. Гонорар за публикации гарантируем, только не забывайте сообщать свои полные паспортные данные и способ связи.В добрый путь!