136
137
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ У КАМИНАТ ОННЕЛЬПОДЛА - М АНШЕМВКОНЦЕ 20-Х, «ЧЕБУРАШКА» 70-Х, РАДУЖНЫЕ ОЖИДАНИЯ 2002-ГО... ЗНАЯ ДЕНЬВЧЕРАШНИЙ , М ОЖНО СОСТАВИТЬ ПРОГНОЗЫ НА ЗАВТРА, Ч ТО МЫ ИДЕЛАЕМВ НАЧАЛЕ РУБРИКИ .СУЖДЕНЫ НАМ БЛАГИЕ ПОРЫВЫРОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ: ИТОГИ ГОДА 2002-ГО И ПРОГНОЗЫ НА ЗАВТРАТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОГод назад подобный материал был выдержан в других - совсем мажорных тонах. Еще бы: производство легковых автомобилей на крупнейших отечественных автозаводах росло быстрыми темпами, а впереди ожидались «знаковые» для нас события - пуск завода «Форд» в Ленинградской области и начало сборки на СП «Джи-Эм- АвтоВАЗ» вседорожника «Шевроле-Нива»... Предприятия заработали точно в срок, выдают «на-гора» продукцию, но, пожалуй, это и все радостные события ушедшего года. В остальном 2002-й иначе, как провальным, для автопрома не назовешь. УРОКИ А прогнозы были самыми оптимистичными. В соответствии с планами заводы обещали выпустить 197 тыс. грузовиков (на 13% больше, чем в 2001-м!), 1044 тыс. легковых автомобилей (рост почти 3%) и 67 тыс. автобусов (больше на 18%). Уже к концу первого полугодия стало ясно, что расчеты маркетологов, мягко говоря, завышены: спрос на отечественную автотехнику начал отставать от предложения. Но заводы упорно держали темп. К августу все склады были затоварены.Правда, и тут обозначились тревожные тенденции. - Рост производства и продаж автобусов пришелся исключительно на недорогие городские модели ГАЗа и УАЗа, изготовители же сравнительно дорогих городских и междугородных автобусов, наоборот, выпуск сократили, - разъясняет заместитель генерального директора «Автосельхозмашхолдинга» Александр Ковригин. - То же самое ис легковыми автомобилями. Вдвое увеличил показатели «Ижмаш-Авто», есть рост у завода малолитражных автомобилей КамАЗа иу СеАЗа, иными словами, хорошо продаются автомобили ценой до 4,5 тыс. долл. («Ока», классические модели ВАЗа, «Ода»). Видимо, правомерно говорить, что потребитель готов мириться с качеством российских автомобилей, если они находятся в этой ценовой нише. Продажи современных (и дорогих среди отечественных) автомобилей «десятого» семейства упали заметнее, чем других, - почти на 15%, при том, что на древнюю «семерку» спрос вырос на 23%, «пятерку» - на 14%! И все же при выборе более дорогих, чем названные выше автомобили, цена уже не играет главенствующей роли. На первый план выходят качество и надежность. Обратимся к фактам. В 2002 году средняя пена подержанной иномарки семи лет отроду на российском рынке составляла около 8 тыс. долл., новой - 20 тыс. долл., иномарки, собранной в России, - 19 тыс., а машины, выпушенной на АвтоВАЗе, 4,2 тыс. При такой вроде бы большой разнице в цене импортных машин (новых и подержанных) продано всего на 40% меньше, чем наших! Более того в 2002 году впервые у нас на покупку иномарок россияне потратили в сумме больше, чем на отечественные машины. Для российских производителей это - тревожный сигнал. ПричемтшШЛ<« 2002 году на покупку иномарок россияне впервые потратили в сумме больше, чем на отечественные машины. Для отечественных производителей это -такая тенденция может сохраниться ив 2003 году. ЗДРАВСТВУЙ, «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»! Как ни странно, Минпромнауки продолжает планировать рост выпуска легковых автомобилей в России ив 2003 году. «В случае благоприятного развития экономики страны, если не будет серьезных срывов, он может составить 6%, а грузовиков - 5%, - сообщили нам в министерстве. - Должно быть выпущено более 1,1 млн. легковых и около 185 тыс. грузовых автомобилей - в любом случае больше, чем в 2002 году». Основания для оптимизма, можно сказать, на поверхности: чтобы защитить отечественного производителя, Минпромнауки предлагает уравнять таможенные пошлины для юридических и физических лиц при ввозе иномарок в возрасте от трех до семи лет. Это приведет к росту платежей примерно в 2,5 раза и сделает ввоз подержанных машин просто нерентабельным. Пока физические лица платят пошлину в размере 0,85 или 1,4 евро с «кубика» в зависимости от объема двигателя, а юридические - гавокупный таможенный платеж, который складывается из пошлины (25% от стоимости), сбора (0,15% от стоимости), акциза (от 10 руб. за 1 л. с.) и НДС (20%). Более того, рассматривается вопрос о повышении с 25 до 35% таможенных пошлин на новые иномарки.Что же произошло? В качестве одной, чуть ли не главной причины эксперты называют экспансию на российский рынок подержанных иномарок (их за год, в ожидании новых пошлин, завезли около 500 тысяч). Как бы то ни было, из-за резкого падения продаж к концу года почти все крупные отечественные автозаводы остановили производство. В итоге за год сделали куда меньше, чем планировали: грузовиков 173,5 тыс. (99% от прошлого года), легковых автомобилей 981 тыс. (95,7%) и только по автобусам план перевыполнен - 67,3 тыс. (+18%). - Мера вынужденная, но необходимая, - считает А. Ковригин. - Если этого не сделать - судьба отечественных производителей безрадостна. Тот же АвтоВАЗ, по нашим прогнозам, за год сократит производство еще на 5-7%. Кстати, поднять таможенные барьеры призывают не только наши автозаводы, но и иностранные компании, которые уже пришли в Россию или хотели бы это сделать. Сегодняшние пошлины невыгодны для потенциальных инвесторов; куда проще ввозить новые автомобили. Тем более, что все решения о новых таможенных пошлинах - как на легковые, так и на грузовые автомобили, - правительство почему-то принимает... сроком на 9 месяцев. Для потенциального инвестора это издевательство. Он вложит средства, а через полгода новое правительство легко изменит правила игры и прощайте, денежки? По зарубежному опыту, подобные сроки устанавливают не менее чем на пять лет, причем часто - законом. Чтобы успокоить автолюбителей, скажем, что документ о повышении подготовлен, но дата его подписания неизвестна. Может быть, это будет весной, а может, и не случится никогда... - Предыдущее постановление обсуждали почти полтора года; это и «взорвало» рынок, - считает Александр Ковригин. - Такие решения или надо принимать сразу, или не принимать, но никак не размышлять годами. Это приводит только к ажиотажному спросу на иномарки. Естественно, жесткие меры могут вызвать и резкое недовольство значительной части населения, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока, где конкурентов подержанным иномаркам нет вовсе. - Правительство должно выработать четкую политику, а не метаться из стороны в сторону, - уверен заместитель ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГК0ВЫ> В РОССИИ В 20022002 АВТ0М0 ГОДУ 2001 1024648 770 230 53 639 20 583 48 242 107 038 11 589 87 238 82 669 95 438 71317 33 816 46 316 50 109 45 867 16 369 1300 31745 39 440 80 692 9185 71 165;ИЛЕИ%35791.3 83.3 114,1веетОАО «АВТОВАЗ»380843 702966 44 691 23 487В том числе: ВАЗ-21043 ВАЗ-21053 ВАЗ-2106 ВАЗ-2107 ВАЗ-21083 ВАЗ-21093 ВАЗ-21099 ВАЗ-2110 ВАЗ-21213(4) «Нива» ВАЗ-21103 ВАЗ-2111 ВАЗ-2112 ВАЗ-2114 ВАЗ-2115 Опытное производство (ОПП) ПСА «Бронто» АО «Ижмаш-Авто» 000 «РосЛада» ОАО «ГАЗ» В том числе: ГАЗ-3102 ГАЗ-3110 ГАЗ-3111 ОАО «УАЗ» ОАО «КамАЗ» ОАО «СеАЗ» ЗАО «Автотор» 0 00 «ТагАЗ» ОАО «Москвич» АООТ «АвтоФрамос»113131196 10 096 68 988 74 326 81404 65 261 36 657 38 584 58 371 3104 SO 174 16 5410,2122.6 86.9 79,1 89.9 85,3 91,5 108.4 83,3 116.5 109,410163.6 207.1 107.4 81,4 95 9 79,882765 751 42 357 65 648 8805 56 8232034 027 38 500 19 435 5791 259534235 302 37 837 18 701 4914 14985.896,4 101.8 103.9 117.8 173,370-810-гендиректора «АСМ-холдинга». Или оно стоит исключительно на точке зрения потребителя, или заботится о сохранении своего производителя, привлечении инвестиций и т. д. Окончательно угробить автопром несложно, но надо помнить, что это - 650 тысяч работающих (без смежных производств), 31% всего объема машиностроения (включая «оборонку»), свыше 4% доходов госбюджета. Потребителя таможенные барьеры, конечно, не радуют. Только выхода, пожалуй, иного нет. Через жесткие запретительные меры прошли за последние десятилетия Китай, Индия, другие страны... Требуется одно: решимость правительства пойти на непопулярные меры - и обязательно в комплексе с законами, которые не дадут нашим заводам поднимать цены без принципиального улучшения качества продукции. Механизмов поддержки автопрома много - главное, чтобы был эффект. Тогда еще можно потерпеть... P. S. Пока же парламентарии предлагают замечательный способ вывести автопром из сложившейся ситуации: «продумать возможность закупки легковых автомобилей у отечественных предприятий с последующей передачей их лицам, в отношении которых Россия несет государственные долговые товарные обязательства». На эти цели в федеральном бюджете на 2003 год надо всего лишь предусмотреть 1J5 млрд. рублей. Или чуть больше. Вот это выход! Только с экономикой он ничего общего не имеет; это из области благотворительности за ваш с нами счет. 1»1На правах рекламыГii'.Hililllri'.limilВ сознании большинства людей крепко отложилась мысль, что импотенция неизлечима и поэтому, как это ни прискорбно, рано или поздно с ней придется смириться. Это заблуждение связано с тем, что долгие годы с нарушениями эрекции боролись малоэффективными лекарствами. Между тем нужно помнить, что в большинстве случаев ослабленную половую функцию можно поддержать. Недавно в аптеках появился препарат Импаза, предназначенный не только для стимулирования эрекции, но и для длительной стабилизации потенции. Разработана Импаза специалистами российской компании «Материа Медика». Особенность действия нового препарата обусловлена его составом. Импаза содержит в сверхмалых дозах особые белки-антитела, которые способны восстанавливать нормальное кровообращение в сосудах половых органов. В результате этого сосуды вновь приобретают гибкость и эластичность, а их кровенаполнение происходит непосредственно при сексуальном стимулировании. Импаза - современное, эффективное и одновременно (вследствие крайне малых дозировок) безопасное средство. При однократном использовании (таблетка за 2 часа и за 1 час до полового акта) оно оказывает стимулирующее действие. Курсовое применение (по таблетке через день в течение 8-12 недель) повышает эффективность лечения до 60-85%, стабилизирует потенцию и дает шанс в дальнейшем жить полноценной половой жизнью без применения каких-либо медикаментов.3парата !•!. I.! •••!.1!.'Л1.,-|.<1-»е.-,:ми»|.втЯ,>д,„ по рабочим дням, www.impaza.ru