124
125
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»/ СЕМИНАРТРОЙНОЙ ПРЫЖОК ПОД НАПРЯЖЕНИЕМНЕОБЫЧНЫЕ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ МНОГОИСКРОВЫЕ, «ДОЛГОИГРАЮЩИЕ», «ГАЗОВЫЕ»...Сработают не одновременно, а поочередЧто выбрать - «экстру» или «платино - искровой разряд каждый раз нахону»? Или просто купить несколько комдит д\я себя самый легкий маршрут. плектов обычных свечей? Для стареньЧуть что не так, в работу тут же вклюкого двигателя лучше простые свечи, чается соседний электрод - искра как при больших ежегодных пробегах можбы бегает по кругу в поисках удобного но использовать «платину», а трехэлекпути. Отсюда и три жизни, как в компьтродные свечи в первую очередь расютерной игре - по числу электродов. считаны на моторы, доступ к которым Это хорошо видно на фирменном грасильно затруднен, - спортивные и т. н. фике «живучести» (рис. 1) - исходная точка «Экстры» совпадает со стандарт- Хорошо понимаю, что количество ной свечой «Супер», однако затем их электродов свечи никак не влияет на копути расходятся. Цена такой свечи в личество искровых разрядов в одном такполтора-два раза выше, чем обычной. - Занимаюсь тюнингом своей машите: как была одна искра, так и будет! Тоны - ставлю на нее только самые лучСуществует и другое решение. Три гда что это за слухи про Л1ногоискровые электрода - это своего рода раздутое свечи «Прелшум» - очередной блеф? шие, самые «крутые» комплектующие с отменным ресурсом. Существуют ли штатное расписание. Между тем ив одиночку даже не шестьдесят, а девясвечи, которые выхаживают без зал^ны Нет, не блеф. Отличительная черта носто тысяч километров пробега мовсех «премиумов» (фото 3-6) - кругопо нескольку сезонов? жет гарантировать свеча «Бриск-Пла- вой искровой разрядник вместо приЕсли речь идет о нормальных условитин» (фото 2). В рабочей зоне ее электвычных боковых электродов. Варианях эксплуатации, то пробег на одном родов размещены платиновые контакты исполнения - LGS, TXS, ZS - могут комплекте свечей в 60 000 км вполне реты. Платина практически не изнашисильно отличаться друг от друга. Алален. Его могут обеспечить, в частности, вается - эрозия и прочие неприятногоритм работы поясним на примере многоэлектродные свечи типа «Экстра» сти ей не страшны, а потому межэлек«Премиума» типа ZS (рис. 2). (фото 1). В них стандартный центральтродный зазор остается неизменным в Обратим внимание на два «пояска», ный электрод с медным сердечником течение названного «запредельного» расположенных на изоляторе, - это (он обладает высокой теплопроводносрока. Узкие электроды, немыслимые вспомогательные электроды, нанесенстью) окружен тремя примыкающими при использовании обычных материаные по специальной технологии. Кажк нему по бокам внешними электродалов, создают при этом оригинальный дый поясок образует с корпусом свечи ми. Зазор не регулируется, но это и не искровой разрядник, способствующий что-то вроде крошечного конденсатотребуется: вопреки существующему зарасширению фронта пламени в перра. В момент искрообразования возниблуждению электроды в таких свечах вой фазе горения. кает разряд, прыгающий с центральТК Т / М ХИ колодочкин ЕС ИА Л вечи зажигания на протяжении многих лет неизменно будоражат интерес у автомобилистов - правда ли, можно ли, нужно ли? Немало «свечных» вопросов адресуют и редакции. На некоторые по нашей просьбе отвечает начальник сервисно-технического центра АО «Бриск Табор» (Чехия) пан Ладислав Воправил, причастный к созданию нового поколения этой марки свечей.•2vDBrisk Extra. Brisk Platin.Рис. 1. Влияние материала электродов и их числа на интервал замены свечи зажигания.Отметим, однако, существенный недостаток: платина не может быть дешевой по определению, а потому стоимость такой свечи примерно в шесть раз выше, чем у обычной. К тому же новая платиновая свеча требует большего напряжения, чем ее коллеги (рис. 1), правда, уже примерно к 30 000 км пробега она выходит в лидеры и по этому параметру, а после 60 000 вообще остается в гордом одиночестве.Brisk Premium ZSРис. 2. Так «прыгает» искра по «Премиуму». - Искровой промежуток в свечах типа реведенный на газ, плохо пускается на «Премиум» составляет миллиметра че­морозе. Поэтому специальные свечи тыре. Какую же нужно иметь под каподля газа действительно существуют том систему зажигания, чтобы под даввзять, скажем, Brisk Silver (фото 7). лением пробивать зазор, вчетверо превос­Вполне очевидно: если газ не хочет ходящий обычный? пробиваться, ему нужно помочь - например, сократить межэлектродное Самую обыкновенную. Дело в том, расстояние в свече до 0,55 мм. Конечно, что наш «тройной прыжок» состоит из это можно проделать почти на любой двух поверхностных разрядов и только свече, но бездумное подгибание электодного воздушного! Электроды проводящие - их пробивать не нужно, а поверхность изолятора... тоже в какой-то степени проводящая - эдакий «полупроводник» из частиц нагара! Перед нами тот редкий случай, когда нагар в умеренных дозах не препятствует, а способствует искрообразованию. В результате получается, что «премиумы» требуют для нормальной работы всего лишь 22 киловольта... Для сравнения напомним, что та же «Самара» легко выдает 28 кВ - запас по напряжению более чем достаточен. А вот для старых автомобилей типа «Жигулей», не переоборудованных под современное зажигание, такие свечи не годятся.«Премиум» с вентиляцией...ного электрода на первый поясок, оттуда (зарядив упомянутый конденсатор) - на второй и уже затем - на корпус свечи. Такой тройной прыжок происходит в доли микросекунды, и свеча выдает в каждом рабочем цикле три одновременные искры, возникающие всякий раз в новом месте и прокладывающие маршрут там, где количество молекул горючего оптимально. Разряды выдаются по всему контуру в пределах 360°. Известны и реальные цифры прироста мощности и экономии топлива -1-2%... Специалист знает им истинную пену. О других «премиумах». Вариант LGS - можно сказать, старейшина рода: от него пошли остальные. В нем искра всего одна, зато очень длинная, «поверхностная». Вариант TXS содержит дополнительный электрод на изоляторе и три привычных взгляду боковых - такая свеча при каждом цикле создает два разряда - поверхностный и воздушный. Модификация на фото 6 отличается тремя одновременными разрядами, как у ZS, а четыре отверстия в «массовом» электроде сделаны для улучшения терморежима свечи - поршень, подобно вентилятору, гоняет через них воздух. Что до цены, то она примерно в девять раз выше, чем у обычного изделия.Отмечу некоторые недостатки кольцевых свечей. Они недолюбливают холодные пуски мотора - меньше других этим страдает LGS. Кроме того, при частых и коротких пробегах есть вероятность того, что загрязнение свечи будет идти чересчур интенсивно.Рис. 3. Зависимость потенциала зажигания от межэлектродного расстояния и вида топлива.- Являюсь убежденным сторонникол1 дешевого газового топлива - существуют ли для него какие-то специальные свечи? Если да, то могут ли они нормально раРис. 4. Зависимость температуры наконечника изолятора от нагрузки и вида топлива. ботать при переходе на обычный бензин? родов тут же приведет к неустойчивой Сжиженный газ LPG (Liquefied работе двигателя - чрезмерно уменьPetroleum Gas) дешевле бензина, но... шенных зазоров он, скорее всего, не При прочих равных условиях он пропримет. Оно и понятно - «слабая» искра бивается при более высоких напряжеможет поджигать рабочую смесь «через ниях, нежели бензин (рис. 3), а темперараз», со всеми вытекающими последсттура при этом выше (рис. 4). К тому же, виями. Для сохранения полноценного как показывает практика, двигатель, пе- разряда в «Сильвере» применили искровой разрядник специальной формы - ребристый боковой электрод соседствует с тоненьким центральным. А чтоПотенциал зажигания - наименьбы свеча без проблем отходила полошая разность потенциалов между женные 20 000 км, центральный электэлектродами в газе, необходимая род сделан из серебра. Оно не испугаетдля возникновения самостоятелься высоких температур и не превратит ного разряда. Потенциал зажигасвечу в огарок. Само собой, «Сильвер» ния зависит от: природы и давлесможет работать и на бензине - перения газа, материала и формы численные достоинства мешать ему не электродов, расстояния между будут. Увы, цена подобной свечи приними. мерно вдвое выше обычной. Iwl