116
117
118
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ ПОЛЕЗНОЕ ДЕЙСТВИЕВ ПЕРВОМ МАТЕРИАЛЕ КЛУБА ИЩЕМ ЕВРО II В ВЫХЛОПЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАШИН . ТРЕВОЖНЫЕ ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ !ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГАИСПЫТУЕМЫЕ - ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ С НЕЙТРАЛИЗАТОРАМИТЕКСТ / М АКСИМ САЧКОВ ФОТО / А ЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ.сначала попробуем разобраться в хитросплетениях законодательных актов. БУМАЖНЫЕ ЕВРО В России с середины прошлого года действуют экологические нормы Евро П (ГОСТР 41.83-99 или Правила ЕЭК ООН № 83-ОЗВ). Это означает, что с конвейеров наших автозаводов должны сходить машины только с впрысковыми моторами и нейтрализаторами. Вы это ощущаете? Мы тоже не очень. Вечно жалуюГЕОРГИЙ САДКОВО>ооз16птимистов от экологии и скептиков от технологии объединяет главное: все мы дышим одним воздухом, который с каждым годом все сильнее пропитывается выхлопной гарью. Лучший способ приглушить полемический задор - довериться точным, беспристрастным приборам. Итак, «на ковер» приглашаются... Нощимся на трудности производителям была дана поблажка: им разрешили постепенно переходить к Евро П. Например, в первый год «новой экологической эры» выпустить лишь четверть «зеленых» машин, на следующий - половину их д. Но и эта щадящая программа не реализуется. Нормы Евро II с 2002-го стали обязательными для всех... на бумаге. До сих пор из ворот автозаводов выходят карбюраторные автомобили, не соответствующие никаким «Евро». Их штампуют по временным разрешениям, которые производителям продлевают уже не первый год. Доколе? На этот вопрос мы ответить не можем. УЖЕ СЕГОДНЯ ВСЕ НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ МОДЕЛИ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ НОРМАМ ЕВРО И. ЭТО ОЗНАЧАЕТ КОНЕЦ «КАРБЮРАТОРНОЙ ЭРЫ»... ПРОВОЗГЛАШЕННЫЙ ПОКА НА БУМАГЕ. Пока только ВАЗ выпускает машины, удовлетворяющие действующим экологическим нормам. И то не все. Лишь те модели, часть из которых идет на экспорт - за границу с «нулевой» экологией не сунешься. Требования Евро II строги: машина должна сохранять чистый выхлоп на протяжении всего заявленного заводом ресурса. Конечно, если владелец не пренебрегает своевременным обслуживанием, заменяет узлы и расходные материалы, записанные в сервисной книжке. Остальные детали, не занесенные в список «расходников», должны работать исправно весь срок службы автомобиля. То есть, если, скажем, датчик системы управления двигателем вышел из строя, формально машина, показавшая «с новья» нормальные результаты, уже не соответствует требованиям Евро II. Для новых моделей, проходящих сертификацию, Правилами ЕЭК ООН рекомендована контрольная проверка при 80 тыс. км пробега. Некоторые фирмы самостоятельно проводят подобные испытания, доказывая надежность и жизнестойкость своих машин. На нашем тесте - автомобили с пробегами как значительно меньшими, так и заметно превышающими «пограничный». Но все сертифицированы и должны удовлетворять нормам Евро П. ПЕРВИЧНЫЙ ОТБОР Испытуемые - отечественные и импортные машины с нейтрализаторами. Все регулярно проходили обслуживание с соблюдением заводских требований. Первый этап - «грубая» проверка четырехкомпонентным газоанализатором «Инфралайт» фирмы «Эко-Интех». Кстати, с помощью столь нелюбимого автолюбителями прибора можно провести первичную диагностику двигателя. Если содержание ок-Общий цикл Городской циклнЗагородный циклч400 1220 Время, с Цикл, который проходит автомобиль на беговых барабанах для подтверждения экологических показателей Евро II. сидов углерода (СО) в отработавших газах не превышает 0,05%, то с очень высокой вероятностью можно утверждать, что автомобиль исправен и уложится в Евро II. Если показатель больше - есть повод для беспокойства. ЧТОБЫ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДТВЕРДИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЧИСТОТУ АВТОМОБИЛЯ, ДОСТАТОЧНО ГАЗОАНАЛИЗАТОРА. ПРОВЕРЕННЫЕ НАМИ МАШИНЫ БЕЗОГОВОРОЧНО ПРОЙДУТ ТЕХОСМОТР НА ПИКе. У нас тревоги не появилось: все подопытные показали удовлетворительные результаты (табл. 1). Обнадежило, что отечественные машины и иномарки выступили примерно одинаково. Количество вредных выбросов растет вместе с цифрами на одометре - это вполне естественно. Однако даже система нейтрализации 100-тысячников солидного «Ниссана-Максима» и компактной «Мазды-323» продолжает стойко бороться с вредным выхлопом. Да и показатели далеко не нового ВАЗ2111 порадовали. ПАРТИЯ НА БАРАБАНАХ И все-таки газоанализатор - не столь точный прибор, чтобы утверждать: автомобиль в полной мере выполняет требования Евро II. Как-то «переживают» нейтрализаторы отечественное топливо? Полномасштабное испытание проверка на специальном стенде с беговыми барабанами, где при сертификации тестируют новые машины. В «камеру экологических пыток» отправили шестилетнюю «Хонду-Сивик» и новый ВАЗ-2112. Популярная как в лево-, так и праворульном исполнении «японка» с 1,4-литровым мотором - типичный для России «секонд-хэнд»: пробег относительно небольшой, возраст - меньше пограничных для таможни семи лет, соответственно, невысокая цена. «Двенадцатая» - только что из магазина. Любому владельцу интересно, стоило ли платить за нейтрализатор и сопутствующую «музыку». Все «формальности» соблюдены машины остывали несколько часов, испытатель «едет» по виртуальному маршруту, строго выполняя указания компьютерного гида: сначала по городу, затем по шоссе (см. рисунок). Прибор, фиксирующий вредные выбросы, подключают лишь через 40 секунд после пуска мотора, когда нейтрализатор прогревается и начинает эффективно работать. В требованиях Евро II для легковых автомобилей с бензиновыми моторами нормируют массу оксида углерода и сумму масс углеводородов и оксидов азота, выброшенных на километр пути. Предел СО до 2,2 г/км иCnHm + N Ox до 0,5 г/км. Первой к финишу приехала «Хонда». До Евро II машина немного не дотянула. Вроде бы, пробег невелик, но КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ ПОЛЕЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ«японке», видимо, просто не повезло. Специалисты предположили, что уже несколько забиты соты нейтрализатора. Очевидно, российский бензин всетаки сделал свое грязное дело. Впрочем, рядовой потребитель и даже газоанализатор на линии инструментального контроля этого не заметят. ДАЖЕ ПОКАЗАТЕЛИ САМОЙ НАДЕЖНОЙ ИНОМАРКИ ЛЕГКО ПОДПОРТИТЬ НИЗКОКАЧЕСТВЕННЫМ БЕНЗИНОМ. К СЧАСТЬЮ, ЭТИЛИРОВАННОЕ ТОПЛИВО СХОДИТ иС РОССИЙСКОЙ СЦЕНЫ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ ЗАПРАВКЕ! Вопреки мнению скептиков, ВАЗ2112 уложился в действующие нормы с запасом. По словам сотрудников полигона, через пару тысяч километров, когда автомобиль обкатается, немного снизится СО, a CnHm + N Ox полегчают в полтора-два раза. Кстати, по Правилам ЕЭК ООН производитель может повторно испытать автомобиль после 3000 км, но считается хорошим тоном, если нормы выполнены на первых километрах. «Двенадцатую» можно пустить в светское общество. НА ВТОРОМ ДЫХАНИИ Поводов для оваций отечественному автопрому пока немного. «Десятки» и «нивы», дружелюбные к уже изрядно загаженной природе, - лишь первые робкие шаги, а большинство автомобилей, сходящих с конвейеров российских заводов, не соответствуют ни Евро II, ни даже Евро I. ЭКОЛОГИЯ - ЗАДАЧА ОБЩАЯ. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАВОДЫ ДОЛЖНЫ СТРОЖЕ ПОДХОДИТЬ К ОТБОРУ КОМПЛЕКТУЮЩИХ, ВЛАДЕЛЬЦЫ ГРАМОТНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ МАШИНУ, А ГОСУДАРСТВО КОНТРОЛИРОВАТЬ И СТИМУЛИРОВАТЬ АВТОПРОМ И НЕФТЯНИКОВ. Впрочем, и остальные, оборудованные нейтрализаторами, в эксплуатации соответствуют Евро II лишь условно. Часто экологические показатели удается сохранить, только постоян-ГОСТ 17.2.2.03-87 требует, чтобы у машин с нейтрализатором при эксплуатационной проверке содержание СО на холостом ходу не превышало 1%. но обновляя выходящие из строя датчики, исполнительные механизмы, приборы. На иномарках системы управления намного надежнее. Увы, отечественный бензин атакует и иногда побеждает даже самую совершенную технику. Пример - неисправный нейтрализатор «Хонды». Пройдет совсем немного времени, и с «двенадцатой» может случиться такое же. И все же главное, что показал наш тест: Евро II и Россия - «веши совместные». Подержанные, но ухоженные иномарки, да и отечественные автомобили при должном обслуживании (и нормальных комплектующих!) с нейтрализаторами вполне жизнеспособны. И это по-настояшему радует. Экология - проблема государственная. Правительство должно контролировать и одновременно стимулировать не только автопром, но и не4>тяников, покупателей. Пора твердо встать на второй ступеньке Евро - скоро придется делать следующий шаг. Сигнал воздушной тревоги давно прозвучал!Условия: температура +2СРС. давление 999 кПа. влажность 60%. Оборудование: четырехкомпонентный газоанализатор «Инфралайт-44В» фирмы «Эко-Интех» Автомобиль «Форд-Фокус» «Хонда-Сивик» «Рено-Клио» «Мазда-323» «Ниссан-Максима» ВАЗ-2112 «Шевроле-Нива» «Нива» ВАЗ-21214 ВАЗ-2111 Пробег, кмсо,%0.00 0.05 0.01 0.05 0,03 0.01 0.01 0.00 0.0250074 000 75 000 107 500 130 0005004000 18 000 60 000СН, млн 12 63 80 48 56 46 42 97 32-1С0 2 ,% 15.3 15.5 15.6 12.1 15.7 15.4 15,3 15,8 15.70*7.0,12 0.07 0.18 4.80 0.13 0.11 0.19 0,09 0.12РАЗОБЛАЧЕНИЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. МАШИНЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ОТОборудование: стенд с беговыми роликами CD-60 фирмы «Фроуд» (Froude). система отбора отработавших газов ВЕЧАТЬ СОВРЕМЕННЫМ НОРМАМ, CFWCVS фирмы «Бекман- (Beckman). газоанализатор SAE 8539 фирмы "Янако» (Yanako). Автомобиль Год выпуска Пробег, км Выбросы вредных веществ, г/км ПОДТВЕРЖДАЮТ СВОЮ ЭКОЛОСО С^+НО, С0 N0, С„Н„ ГИЧЕСКУЮ ЧИСТОТУ. И ЭТО САМО (норма - 2.2) (норма - 0S) ПО СЕБЕ СЕНСАЦИЯ: ПУТЬ К ЕВ«Хонда-Сивик» 1997 2.5 0.338 74 000 0.226 0.564 172 0.69 0.24 ВАЗ-2112 2002 0.16 0.40 РО II ОТКРЫТ! 1*1 500 192Условия: температура +23°С. давление 100.8 кПа. влажность 51%.гТАБЛИЦА 2. ПОЛИГОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ЕВРО II