206
207
208
210
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»автопарк«ФОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ» И «ГОЛЬФ IВРоссии «фольксвагены» завоевали репутацию сравнительно недорогих, долговечных и ремонтопригодных авто. Модели середины 90-х - одни из самых популярных на вторичном рынке. Это «Пассат В4» (1993-1996), «Гольф III» (1991-1997) и созданный на базе последнего пятидверный седан «Венто» (1992-1998), наследник «Джетты». Даже после осеннего повышения пошлин эти иномарки вполне сравнимы по цене с новыми ВАЗами: в среднем 6-8 тыс. долларов в зависимости от года выпуска и комплектации. Несмотря на принадлежность к разным классам, «Пассат» и «Гольф» похожи, как близнецы-братья: почти совпадающая гамма двигателей, сходная по конструкции подвеска, много унифицированных узлов в дополнительном оборудовании. Поэтому и рассматривать их будем вместе. А помогут нам в этом специалисты дилерского техцентра «Рус-Лан».ПОПРОЩЕ ИЛИ ПОМОЩНЕЕ? Карбюраторные двигатели (в том числе загадочные даже для корифеев карбюраторы с электронным управлением) остались в прошлом. Неискушенные же покупатели порой принимают за карбюратор блок центрального впрыска. Оснащенные им моторы вполне надежны и неприхотливы: переваривают «92-й» бензин. Но в почтенном возрасте (7-8 лет или 200 тыс. км) у них частенько расстраивается холостой ход. Причина «троения» подсос постороннего воздуха. «Проблемные» места - уплотнение между блоком впрыска и впускным коллекто206 За рулем 4/2003ром и вакуумная магистраль от коллектора к усилителю тормозов. В обоих случаях замена потрескавшихся резинок занимает считанные минуты, да и стоит копейки. После этого можно забыть о проблемах еще на несколько лет. Если же обороты холостого хода занижены или завышены, возможно, вышел из строя сервопривод дроссельной заслонки. Промывка помогает редко, сравнительно дорогой узел приходится менять. Двухлитровые бензиновые двигатели - с распределенным впрыском топлива. Они получились на редкость удачными, но требуют уже «95-го» бензина и весьма чувствительны к чистоте топлива и воздуха. При городской эксплуатации воздушный фильтр стоит менять через 15 тыс. км. Если двигатель «троит», проверьте резиновый шланг вентиляции картера: бывает, через трещины в нем подсасывается воздух. Новый шланг прослужит 6-8 лет. У нас рекомендуют менять ремень ГРМ вместе с натяжным роликом каждые 90 тыс. км (в сервисной книжке 120). При обрыве с восьмиклапанными двигателями ничего страшного не произойдет, чего не скажешь о двухлитровом шестнадцатиклапаннике. V-образные «шестерки» с индексом VR6, по сути, почти рядные двигатели: угол развала - всего 15° и накрыты цилиндры общей головкой. В целом надежные, с цепным приводом ГРМ, эти двигатели не выносят перегрева. Чаще всего в нем виноват низкий уровень охлаждающей жидкости или забитый пухом радиатор. Пробитая прокладка головки блока - не худший сюрприз, иногда покоробленную головку приходитсяшлифовать. Если при включении кондиционера температура двигателя начинает расти, это последнее предупреждение: радиаторы пора чистить. Выбирая автомобиль с VR6, не надейтесь, что предыдущий хозяин щадил мотор. Такую «пушку» не покупают случайно, поэтому будьте уверены: стрелка тахометра частенько забегала в красную зону. Нередко к 80-90 тыс. км износ поршневых колец уже дает о себе знать ощутимым - до 1л на 1000 км - расходом масла (что, впрочем, как раз укладывается в заводской допуск). Подождать с ремонтом можно,Если двигатель «троит*, проверьте шланг вентиляции картера.VR6 - хорош, но дорог. «ФОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ» И «ГОЛЬФ III»Если при перегазовках появился звук со стороны приводных цепей ГРМ, первым делом проверяем давление масла: натяжитель цепи - гидравлический. Давление в норме? Возможно, вытянулись сами цепи, износились их звездочки. В любом случае эти детали лучше менять комплектом и обязательно проверить работу натяжителя.Переднюю опору силового агрегата придется менять через 50-70 тыс. км.лярно сливать отстой воды из корпуса топливного фильтра, можно досрочно «попасть» на замену дорогого ТНВД. В среднем же топливная аппаратура без проблем выхаживает 100-150 тыс. км.о пленный пластмассовый держатель троса на рычаге штока выбора передач «Пассата» (в кружке) лишает автомобиль заднего хода.НЕ В КОНЕЙ КОРМ Недавно инженеры «Фольксвагена» нагрянули в Россию с проверкой. Исследовали качество бензина в Москве и ближайшем Подмосковье. Их «Гольф ЧУЖИХ НЕ ЛЮБИТ Доля дизельных «фольксвагенов» IV», напичканный измерительной аппасравнительно невелика. Моторы наратурой, зафиксировал «несварение дежны, но не терпят вмешательства дижелудка»: недобор мощности двигателя летантов. Причем неважно, идет ли достигал 15%, а корректировка угла заречь о сложном ремонте или «всего жигания - 10°. И это на полностью ислишь» замене ремня ГРМ. Его меняют правном автомобиле! Но немцы покачерез 90 тыс. км вместе с натяжным чали головой и уехали, а бензин каким и обводным роликами, а потом обязабыл, таким и остался. Поэтому ко втотельно регулируют угол опережения рому ТО (30 тыс. км), помимо топливвпрыска. В тяжелых условиях (сильные ного фильтра и пробитых свечей зажиморозы, «жесткая» работа двигателя гания, стоит заняться форсунками. из-за плохого топлива и т. п.) стоит со«Рус-Лан» рекомендует профилактичекратить интервал до 60 тыс. км - в слуски промывать их непосредственно на чае обрыва порой дешевле сменить ававтомобиле с использованием соответствующего оборудования и препаратов. томобиль. Вихрекамерные моторы существенно дешевле собратьев с непосредственным впрыском TDi в обслуживании и ремонте, но в целом расходы зависят от качества солярки и аккуратности владельца. Так, забывая регуЕсли завыл топливный насос, жить ему осталось недолго. Сняв бак, обязательно отмойте его от твердой составляющей российского бензина, иначе новый насос скоро отправится вслед за предшественником.но через 30-40 тыс. км постоянное «умасливание» двигателя станет разорительным, да и отложения на тарелках клапанов вырастут в сталагмиты. На правах рекламыХОРС расширяет ассортимент ремней привода генератора в два разаОсенью 2002 года на российском рынке автокомплектующих изделий появились ремни привода генератора под товарной маркой ХОРС. А уже с весны 2003 года компания ХОРС увеличивает ассортимент в два раза! Ремни ХОРС изготавливаются из современного материала на основе каучуков (1) (см. рис.1). Повышение надежности ремней ХОРС обеспечивается высокопрочным полиэстеровым кордом (2), уложенным внутри ремня, и покрытием из прорезиненной ткани (3). Все элементы ремня имеют повышенную стойкость к воздействию масла, температуры ик механическому износу (подробнее в журнале "За рулем №11 -2002 г."). Стоит отметить "правильную" конструкцию профиля зубчатого ремня ХОРС. Ремень имеет угол («) 36°(±1°), что полностью соответствует размеру "контрольного" ВАЗОВСКОГО шкива. Ширина основания профиля ремня ХОРС (Ь) составляет 10.3(±0.3) мм, а высота профиля (h) чуть ниже 7.5(±0.4) мм против 8.1 (±0.5) мм по ВАЗу, что позволяет увеличить гибкость и улучшить стабильность ремня. На сегодняшний день компания ХОРС предлагает следующие модификации ремней: С марта 2003 года на российском рынке автокомплектующих Модель Рекомендуемая цена Параметры появятся клиновые ремни ХОРС AVX 10-825 для Оки 1111 и автомобиля руб./упак. ремня AVX10-1025 для ГАЗ 3110 и ГАЗели, а с мая - поликлиновые ВАЗ 2108 ремни ХОРС 6РК740 для ВАЗ 2110 и 6РК 1220 для ГАЗ с 406 AVX10-710 45.00 двигателем. Москвич 2141, 412 AVX10-875 50.00 AVX10-940 AVX10-1013 ВАЗ 2101 ГАЗ 2410, УАЗ, ЗАЗ 51.00 54.00 Санкт-Петербург (812) 371-21-70 Москва (095) 945-89-30 Ростов-на Дону (8632) 99-12-44 Тольятти (8482) 29-84-89 Нижний Новгород (8312) 63-01-11Для оптовых покупателей компанией ХОРС разработана гибкая система скидок. Дилерам в регионах оказывается рекламная поддержкаЗа рулем 4/2003 207 автопарк«ФОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ» И «ГОЛЬФ Ш»Сайлеит-блоки рычагов передней подвески меняют отдельно, а наибольшего внимания потребуют стойки стабилизатора (показаны стрелками). При больших пробегах придется заменить и фланец дифференциала (в кружке).Компьютерная диагностика геометрии кузова на подкатном стенде.Сайлеит-блоки задней подвески намертво «свариваются» с балкой.Диагностический разъем у «пассатов» рядом с комбинацией приборов.А СЧЕТЧИК ЩЕЛКАЕТ... Межсервисный пробег для этих машин - 15 тыс. км. Меньше других «внеплановых» работ требует двигатель. К 50-70 тыс. км может застучать передняя опора, а после трех-четырех лет 208 За рулем 4/2003зарычать глушитель. Срок службы сцепления сильно зависит от стиля езды. У спокойного водителя оно проживет 130 тыс. км, у «гонщика» - кончится к 50-60 тысячам. Учитывая, что работа обойдется недешево, менять его лучше комплектом (диск, корзина, подшипник). Претензий к «автомату» при своевременной замене масла и аккуратной езде практически нет. Единственная загадка, с которой может столкнуться владелец пожилого автомобиля, - попадание воды в коробку (масло превращается в эмульсию). Разгадка в прохудившемся теплообменнике системы охлаждения, который начинает не только обмениваться с маслом теплом, но и делиться антифризом. «Механика» весьма долговечна, но тоже не без сюрпризов. Если «Пассат» вдруг лишился задней передачи, а на «Гольфе» она путается с первой, не спешите менять коробку. Проблема - в копеечных детальках привода переключения. На «Пассате» ломается пластмассовый держатель троса на рычаге КП, на «Гольфе» выходят из строя пластмассовые втулки тяг (скрип, люфт при включении). Поломка втулки механизма переключения может вызвать люфт рычага и на «Пассате». ШРУСов с целыми пыльниками хватает на 100 тыс. км. Тогда же могут «попроситься» сальники дифференциала. При этом стоит обратить внимание и на фланец дифференциала: кольцевая выработка на его поверхности - показание к замене. Подшипники задних колес - роликовые конические. Как и на «Жигулях», зазоры в них надо периодически проверять и регулировать. Передние подшипники - двухрядные шариковые, регулировке не подлежат. Прослужат они 60-80 тыс. км. Подвеска требует внимания чаще других узлов. Стойки стабилизатора поперечной устойчивости - каждые 40-60 тыс. км, стойки передней подвески на VR6 - 50-70 тыс. км, на прочих - чуть реже. Стук в верхней опоре стойки из-за просевшей резины обычно появляется к 30-70 тыс. км пробега. После замены деталей придется отрегулировать и схождение колес. Шаровых опор хватает на 50-80 тыс. км, задних сайлент-блоков рычагов передней подвески - на 30-60 тыс. км, передних - на 100 тыс. км. Сайлент-блоки задней подвески живут 60-70 тыс. км. Заменять их лучше в хорошем сервисе: потребуется прокачка заднего тормозного контура, да и детали намертво «прикипают» - приходится использовать силовыеметоды, а перед установкой новых сайлент-блоков тщательно зачищать посадочные места. Задние амортизаторы потребуют замены каждые 30-60 тыс. км, в зависимости от загрузки автомобиля (на универсале они служат меньше). Стук в рулевом управлении может быть вызван люфтами в шарнире тяги (50-80 тыс. км), наконечника (60 тыс. км) или в карданных шарнирах рулевого вала. Обычно в последнем случае люфт - минимальный, и ремонт не требуется. На автомобилях с двигателями мощностью до 100 л. с. задние тормоза - барабанные, на остальных - дисковые. Передние и задние диски служат по 100-120 тыс. км, барабаны долговечнее - 120-140 тыс. км. Колодки меняют вдвое реже. Чтобы не закисали направляющие суппортов, покрывайте их высокотемпературной смазкой при каждой смене колодок. Нередко закисает привод ручника, особенно на машинах с АКП, где им почти не пользуются. Это серьезно нарушает работу всей системы. Вопреки распространенному мнению, ручник нужен и «автомату» - он позволяет разгрузить механизм блокировки трансмиссии, который обычно используют здесь вместо тормоза. При замене эксплуатационных жидкостей будьте внимательны. В «автоматах» до 1995 года «прописан» Dexron III, после - специальное «фольксвагеновское» масло ATF TRANS МАХ 2. Замена - вместе с фильтром каждые 60 тыс. км. Жидкости для гидроусилителя руля тоже разные. На европейских «фольксвагенах» используют G-002 зеленого цвета (крышка бачка зеленая или черная). Если же автомобиль был собран в Мексике для американского рынка, то заливаем ATF Dexron II (на бачке - красная крышка с соответствующей надписью). Охлаждающую жидкость G-11 (синего цвета) и тормозную (DOT-4) меняем каждые два года. ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ О том, что обрыв ремня ГРМ грозит дорогостоящим ремонтом, кажется, напоминать не стоит. Но многие не знают, как создать критическую нагрузку. Если у вас дизельный двигатель, достаточно в сильный мороз пару раз попробовать завестись с буксира только сцепление отпускайте порезче, иначе зубья могут вьщержать. Другой проверенный способ доконать ремень на дизеле - аэрозоль для быстрого пуска. При удачном стечении обстоя- КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬ »автопарк«ФОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ» И «ГОЛЬФ Ш»тельств хватит и одной вспышки. Третий способ подходит для любого двигателя и особенно хорош летом, когда сцепление шин с дорогой наилучшее. Его любят начинающие «стритрейсеры»: при интенсивном разгоне, когда скорость переваливает за сотню, ударом включают не третью, а первую передачу (благо они рядом). Такого не выдерживает даже VR6 с цепным приводом ГРМ. Иногда рвется цепь, иногда срезаются звездочки с распредвалов. В любом случае сумма ремонта запомнится надолго. ШРУСы за один день не прикончить, но в месяц уложиться можно, если регулярно стартовать с пробуксовкой полностью вывернутых передних колес. Для полноприводной трансмиссии (автомобили с шильдиком «synсго») - свой подход. «Раздатка» не переносит, когда установлены шины разной размерности (или на одной оси сильно изношенные). Разные радиусы1 СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость,качения колес постепенно доконают дорогой агрегат. СТАРЫЕ СВЯЗИ Отремонтировать «Фольксваген» в России не проблема. Помимо сети дилерских и специализированных техцентров, есть немало умельцев ив частном секторе. Много литературы по ремонту. Но если переборку подвески и тормозов (что составляет основную заботу владельцев) можно доверить просто грамотному слесарю, то двигатель лучше отдать профессионалам. Без фирменного оборудования разобраться в неисправностях системы управления способен разве что ясновидящий. У дилеров на этот случай есть мотор-тестер VAG-1551 или диагностическая станция VAS-5051. Оригинальные запчасти не всем по карману. По отзывам владельцев, в подвеске и ходовой неплохо работают изделия «Лемфордера», «Феби», TRW.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Стоамость, РТ*.ЭВОЛЮЦИЯ «ГОЛЬФА III»• 1991. Дебют третьего поколения. Бензиновые двигатели с центральным впрыском: 1,4 л (60 л. с), 1,6 л (75 л. с), 1,8 л (75 и 90 л. с.) и с распределенным впрыском: 2,0 л (115 л. с.) и 2аЗ л VR6 (174 л. с). Дизельные двигатели: вихрекамерный 1,9 л (64 л. с.) и созданный на его базе турбодизель (75 л. с). • 1993. Появилась версия GT1 с мотором 2,0 л (150 л. с). Дебют турбодизеля с непосредственным впрыском 1,9 л (90 л. с). Представлены «Гольф Вариант» и «Гольф Кабрио» с кузовами универсал и кабриолет соответственно. • 1994. Представлена полноприводная версия «Синкро», в том числе универсал. • 1996. Устанавливаются новые двигатели: бензиновый 1,6 л (101 л. с), турбодизель ТОМ ,9 лс измененной геометрией турбины (110 л. с) и экономичный атмосферный дизель 1,9 л (64 л. с.) с непосредственным впрыском -топлива. Часть машин комплектуется VR6 2,9 л (190 л. с.| от «ФольксвагенвКороадо».гтмШСервопривод дроссельной заслонки {моновпрыск) Датчик массового расхода воздуха (двиг. 2.0 л) Электробензонасос (двиг. 2,0) Комплект форсунок (TDI) ТНВДГГОП Ремень и натяжной ролик (двиг. 2,0 л, 8 клал.) Ремень, натяжной и обводной ролики (TDII Цепь и звездочки ГРМ (VR6I Запчасти для ремонта двигателя VR6 после обрыва цепи Передняя опора двигателя Датчик кислорода Каталитический нейтрализатор Резонатор Глушитель Стойки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески, 2 шт. Верхняя опора стойки передней подвески Стоика передней подвески Шаровая опора Задний сайлент-блок рычага передней подвески Передний сайлент-блок рычага передней подвески Амортизатор задней подвески Сайлент-блоки задней подвески («Пассат»), 4 шт. Подшипник задней ступицы Подшипник передней ступицы Рулевая рейка (с ГУР) Насос ГУР Рулевая тага в сборе Наконечник рулевой таги Передний тормозной диск («Пассат» 1,8 л моновпрыск) Передний тормозной диск |«Пассат» VR6) ШРУС (кроме VR6) Фланец дифференциала Комплект сцепления Компрессор привода центрального замка Моторчик стеклоочистителя заднего стекла 5800 12 900 10 400 22 800 99 300 3520 6200 10 000 ок.50000 3600 5300 25 000 5000 6500 2200 950 4100 1600 650 300 2800 4200 1050 280О 27 000 14 200 4200 1300 1800 2700 6700 3200 16 000 8000 4500ЭВОЛЮЦИЯ «ПАССАТА В4»• 1993. Рестайлинг седана и универсала предыдущего поколения. Бензиновые двигатели - те же, что и для «Гольфа III», кроме 1,4 и 1,6 л. Турбодизели 1,9 л: вихрекамерный (75 л. с) и с непосредственным впрыском (90 л. с). • 1996. Синхронное с «Гольфом III» обновление линейки двигателей.Замена ремня ГРМ и ролика (двиг. 2,0 л) Замена сервопривода дроссельной заслонки (двиг. 1Я л) Промывка форсунок (включая расходные материалы) Замена электробензонасоса Ремонт двигателя VR6 после обрыва цепи Замена сцепления («Гальф»/«Пассат») Замена масла и фильтра АКП Замена фланца дифференциала Замена рулевой рейки (с ГУР) Замена насоса ГУР Замена верхней опоры стойки передней подвески Замена рулевой тяги Замена наконечника рулевой тяги Регулировка углов установки колес Замена шаровой опоры передней подвески Замена заднего сайлент-блока рычага передней подвески (с МКП / АЙ1) Замена переднего сайлент-блока рычага передней подвески Замена сайлент-блоков задней подвески Замена задних амортизаторов Замена подшипников передних/задних колес Замена компрессора привода центрального замка Замена моторчика стеклоочистителя заднего стекла2800 1150 1800 2000 ок.15 000 4300/4600 1600 1700 4900 1340 2500 1600 850 1600 850 1300/2000 3500 3500 2560 1600/1000 610 800В двигателе же профессионалы советуют использовать только «оригинал» (кроме, пожалуй, фильтров и ремня привода навесных агрегатов), тем более что требуется это нечасто. На эти машины в Европе действовала фирменная гарантия: шесть лет от сквозной коррозии. Самые уязвимые места - колесные арки, особенно на машинах первых лет выпуска. Скрытые полости неплохо защищает заводской невысыхающий антикор и цинковое покрытие большинства панелей. Только вот буквы ZZZ в VINe автомобиля, так милые любителям «оцинковки», к ней никакого отношения не имеют, а дополняют идентификационный номер до требуемых по стандарту 17 знаков. Многое о состоянии двигателя и «автомата» может поведать блок управления. Компьютерная диагностика обойдется не дороже 1000 рублей. Чтобы избежать ненужных «расспросов» приборов, продавцы, которым есть что скрывать, обрезают проводку. Покупать ли такую машину - вопрос риторический.210За рулем 4/2003