ЛОМ И ГРАНАТАДЛЯ «САМАРЫ» ПДМИТРИИ ЕРЫГИН, МИХАИЛ колодочкин ривод переднего колеса... Именражения, как «лом» вместо «вал», «грано так называется деталь, ворната» вместо «шарнир» и т. п. Но об вавшаяся в нашу жизнь с появлеэтом мы уже не раз писали. нием «самар», «святогоров» и В двух словах напомним о назначедругих представителей «отряда нии испытываемых деталей. Приводы переднеприводных». «Москвичовские» колес передают крутящий момент от приводы мы уже проверяли (ЗР, 2002, коробки передач на передние колеса № 8), сегодня - очередь «Самары». каждый из них состоит из двух шарниНапоминаем: ШРУС (шарнир равров равных угловых скоростей, соединых угловых скоростей) - это не весь ненных валом. У привода левого колеса привод, а только его часть. Вот если вал из прутка, а у его «правого» коллеги взять пару ШРУСов и соединить их ва- из трубы: так сделано по соображенилом, то как раз и получится привод пеям прочности. Каждый шарнир состоит реднего колеса. Впрочем, если в магаиз сепаратора, внутренней обоймы зине вы поинтересуетесь «шрусами для и шести шариков. Дорожки под шарики «Самары», подразумевая при этом весь во внутреннем шарнире - прямые, привод, продавец, скорее всего, поймет ав наружном - радиусные. Последние вас правильно. Кстати, для обозначеобеспечивают нужный угол поворота, ния отдельных частей привода рыноча прямые дают деталям шарниров своный язык использует такие сочные выбоду перемещения, компенсируя коле122 За рулем 4/2003бания передней подвески и силового агрегата. Валы приводов бывают симметричные и несимметричные - первые можно устанавливать «и так, и сяк», а вторые нужно ориентировать. Шарниры приводов делят на разборные и неразборные. Наружные разбираются всегда, внутренние - в зависимости от модели привода. Какие лучше? Если вы ощущаете потребность периодически демонтировать приводы, промывать их и набивать свежей смазкой - то, конечно, разборные. В то же время такие приводы порой капризничают во время демонтажа - при выдергивании из коробки стопорные кольца внутренних ШРУСов иногда «дурят» и разборный шарнир может развалиться. В любом случае ШРУС - изделие неремонтопригодное: его детали при сборке подбирают селективно. Что касается ремонта привода, то иногда удается заменить разве что «гранату» на «ломе» или один «лом» на другой, да и то не всегда. Но об этом чуть позже. Для экспертизы приводов «Самары» мы решили ограничиться правой стороной автомобиля - думаем, подобная экономия не повлияла на объективность наших результатов. Шесть приобретенных приводов заехали в редакцию сфотографироваться «на доку- ПРИВОДЫ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС СЕМЕЙСТВА ВА32108явленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеKN I SPIDANGKN LOBROпредположительно В/И Ориентировочная цена - 3730 руб. • Изделие, скорее всего, немецкое, хотя никаких «лейблов» обнаружить не удалось. Впрочем, это оказалось единственным недостатком привода, в комплекте которого присутствуют ступичная гайка и стопорное кольцо. Внутренний ШРУС - разборный, вал несимметричный. По «технике исполнения» претензий нет - отметим, что только этот привод полностью удовлетворяет требованиям ВАЗа по пределам прочности вала и шарнира. В целом - явный лидер по совокупности параметров.И Ориентировочная цена - 4370 руб. • Этот «немец» - самый дорогой из всех Само собой, в комплект входят гайка и стопорное кольцо. Внутренний шарнир - разборный. Вал - симметричный, взаимозаменяем с «родным вазовским». По твердости, вроде бы, лучше других, хотя формально кое-где недобрал пару единичек... Испытания на предельный крутящий момент выдержал с трудом: при нагрузке 2234 Нмв шарнире появилась трещина. Обошлось без разрушений, но требованиями ВАЗа трещины не предусмотрены...Ш Ориентировочная цена - 2715 руб. • Такие приводы без упаковки продавцы традиционно называют «вазовскими». Внутренний шарнир - разборный, гайка в комплект не входит. Вид оставляет желать лучшего, зато цена - одна из самых низких Масса привода - самая большая. Вал - симметричный: при необходимости можно подобрать аналогичный импортный Твердость отдельных элементов не дотягивает до нормы. А вот крутящий момент, соответствующий пределу прочности вала и шарниров, на уровне - правда, шлицевые концы вала немного «потекли».Заявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеCIFAMTRANSTECШ Ориентировочная цена - 2700 руб. • «Итальянец» подкупал ценой: даже «вазовское» изделие стоит больше! Внутренний ШРУС завальцован, вал - несимметричный. Отметим, что у шлицевой части «лома» коническая форма, это упрощает установку. По твердости - «почти» хорошо: недобор в пару единичек простим. А вот по части крутящего момента - увы... При нагрузке 1832 Нм шлицевое соединение вала с наружным шарниром разрушилось и испытания пришлось прекратить;Ш Ориентировочная цена - 2875 руб. • Изделие с обратным адресом ЕХ - самое легкое из всех В комплект входят гайка и стопор. Внутренний шарнир - неразборный. Вал - несимметричный. В наружном шарнире обнаружен осевой зазор 0,4 мм: норме соответствует, но лучше бы его не было совсем. По части твердости - примерно как у всех А вот при моменте 1666 Нм не выдержал наружный шарнир - разрушение произошло по сечению хвостовика около корпусной части. Второй шарнир и вал не пострадали, но испытания на этом закончились.И Ориентировочная цена - 3000 руб. • Обратный адрес не указан - возможно, все-таки Италия Выглядит неплохо, в комплект входят гайка и стопорное кольцо. Внутренний ШРУС - неразборный, вал несимметричный. А вот на машину такое лучше не ставить. Шарики наружного шарнира оказались разноразмерными (маленький работать не будет!}, а сам шарнир может перемещаться по шлицам вала аж на 5,5 мм - это очень много Слабым местом оказалось шлицевое соединение приводного вала с внутренним шарниром уже при моменте 931 Нм вал «потек».Ма правах рекламыШИНЫ-ДИСКИ-СЕРВИС Москва(095) 777-777-8 (812) 327-54-52За рулем 4/2003 123 РЫНОКЭКСПВрТИЗаПРИВОДЫ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС СЕМЕЙСТВА ВАЗ-2108возвращаясь к напечатанномуРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ПРИВОДОВ ПРАВЫХ КОЛЕС «САМАРЫ»Параметры ные требования 6KN SPI0AN GKN LOBRO Заявленный производитель МЕТЕШ ВАЗ CIFAM TRANSTECФИЛЬТРЫ РАСТУТ НА ГЛАЗАХстатье «Не засоряйте «Волгу» (ЗР, 2003, № 2) об экспертизе Масса, г: воздушных фильтров для карбю5900 5920 6230 6165 6060 привод в сборе 6155 6230 раторных ГАЗов продукция многих 1316 1340 шарнир наружный в сборе 1442 1490 1470 1497 1330 известных производителей получила шарнир внутренний в сборе 2035 2147 2100* 2107 2040 2140* 2000* низкую оценку. Как всегда, их реакНаружный диаметр наружного 82,0-82,2 80 79,5 82 82 82 80 шарнира, мм ция была неоднозначной - от стан40,0 40,0 40,0 43,2 43,2 42,0 40,0 Наружный диаметр трубы, мм дартных обвинений в некомпетентНаружный диаметр внутреннего ности экспертов и безграмотности 81,0 81,6-82,0 82,0 81,5 81,0 80.7 шарнира, мм 81,5 V Максимальный угол в наружавторов до решения навести порядок 42 46 ном шарнире, не менее, град 44 44 46 46 46 в собственном хозяйстве. V Максимальный угол во внутренПетербургская фирма БИГ при18 24,0/23,5 нем шарнире, не менее, град** 28,0/26,0 29,0/26,0 28,0/20,0 24,0/22,5 23,5/22,0 VOceeoS зазор в наружном знала свою ошибку и сообщила, что 0 0,4 шарнире, не более, мм 0.6 0000с декабря 2002 года выпускаемый ею ^Окружной зазор во внутренфильтр GB-99 производится по уточ0 нем шарнире, мм 000000 /Твердость, HRCs ненным чертежам. В частности, носепаратор наружного/внутренвый фильтр «подрос» до 82 мм - нанего шарнира 58-62 56-57/56-57 62-63/56-57 57-59/53-54 57-58* 57-59* 54-55* поминаем, что основанием для эксобойма наружного/внутреннего шарнира 58-62 57-59/56-58 56-57/55-56 55-58/57-58 57-59* 56-59* 58-59* пертной оценки «плохо» послужила V Крутящий момент, соответстнедопустимо низкая высота издевующий пределу прочности лия, составлявшая всего 78 мм. Те2450 2450 1823 1666 вала привода колеса, Н м 2450 2450 931 V Крутящий момент, соответстперь эти фильтры можно устанавливующий пределу прочности вать без ограничений на современ2450 2450 шарниров. Н и 1823 1666 2234-2450 2450 931 ные карбюраторные «волги», а такЗнаком V отмечены параметры первостепенной важности. 'Шарниры неразборные. **Червз дробь даны результаты, полученные соответственно при выдвинутом и вдвинутомже на «газели» и «соболи». положенияхВхвостовика относительно корпуса шарнирамент», после чего отправились к сотрудникам лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ. Перечень основных измеряемых параметров и результаты испытаний на «профпригодность» приведены в таблице. Резюме по каждому изделию в отдельности даны под соответствующим фото.ИТОГИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ Из шести проверенных приводов валы взаимозаменяемы только у двух «вазовского» и «Лобро». То же относится к наружным шарнирам, правда, остальные четыре наружных шарнира, в свою очередь, взаимозаменяемы между собой. Все внутренние ШРУСы взаимозаменяемы без ограничений, отметим только, что при замене одного шарнира на другой хорошо бы заменить Абсолютно «неподсудным» в наших и пыльник - старый может не подойти испытаниях оказался привод «Спидан» не только по состоянию, но и по геоме- к нему замечаний нет. Чуть хуже протрии. Ступичная гайка и стопорное явил себя «Лобро», неожиданно испукольцо были во всех комплектах, кроме гавшийся предельных нагрузок. Отме«нашенского» - впрочем, куда все это тим непредвиденный результат - страшположить при отсутствии упаковки? ненькое «вазовское» изделие сумело соРазборные внутренние шарниры - хранить работоспособность до конца у «Спидана», «Лобро» и «вазовского» изиспытаний. А вот «Метелли» и «Сифам» делия. тоже выступили не так, как от них Результаты, полученные в ходе эксожидали - предельные крутящие мопертизы, можно условно разделить на менты оказались им не по плечу. Замынесколько групп. Понятно, что такие покающим стал «Транстек» - к сожалеказатели, как, например, диаметры шанию, добрых слов в адрес этого изделия риков в обоих шарнирах, масса обоймы ни у нас, ни у экспертов не нашлось, с124 За рулем 4/2003и сепараторов, а также объем смазки, представляют интерес только для специалистов узкого профиля - по этой причине мы даже не стали переносить их из протокола в итоговую таблицу. Другая группа цифр хоть и попала в «табель о рангах», но вряд ли оказывает реальное воздействие на работоспособность приводов. К ней относятся, например, наружные диаметры шарниров и трубы, а также масса ШРУСов и привода в сборе. Некоторый разнобой в этих параметрах мы оставляем без комментариев - каждый может самостоятельно решить, насколько важны для него эти замеры. Зато строки в таблице, отмеченные знаком «V», имеют первостепенное значение - любые отклонения по части твердости, зазоров, углов и предельных крутящих моментов говорят о неполноценности изделия.Ставропольский завод автодеталей «Цитрон» также провел у себя ревизию. Она показала, что в результате кратковременного сбоя технологического оборудования низкорослая продукция действительно могла попасть на рынок, однако сегодня проблемы с оснасткой полностью устранены. Что ж, как говорится, «его пример другим наука...». Отметим, что и БИГ, и «Цитрон» готовы обменять всех ранее приобретенных «коротышек» на нормальные изделия. Пожелаем такой же объективности в оценке собственных изделий всем производителям как отечественным, так и зарубежным, и будем надеяться, что в дальнейшем «момент истины» не будет совпадать по времени с получением результатов наших экспертиз.