14
15
АКТУАЛЬНОЮбИЛеЙ«ЗА РУЛЕМ»75БИОГРАФИИЛЕОНИД САПОЖНИКОВНа двух взятых из семейного архива снимках, публикуемых на этой странице, - человек, который фактически редактировал наш журнал с первого дня до 1938 года. Звание ответственного редактора носил видный государственный деятель Н. Осинский (руководитель Высшего совета народного хозяйства и Центрального статистического управления СССР), а воз повседневной «зарулевской» работы десять лет тянулбеспартийный зав. редакцией - Наум Зиновьевич Беляев. К сожалению, до нас дошли лишь скудные сведения о первой половине его жизни: родился в 1890 году в Киеве, был помощником и заместителем знаменитого Михаила Кольцова в Жургазе (Журнально-газетном объединении), куда наряду с «Огоньком» и другими популярными в ту пору изданиями входил и «За рулем»... Но, как известно, лучшей биографией и характеристикойПервым главным (по тогдашней терминологии ответственным) редактором «За рулем» был Николай Осинский (Оболенский) - ученый-экономист, председатель ВСНХ и Центрального статистического управления СССР.В течение десяти лет, с первого номера «За рулем» редактором журнала (тогда он назывался заведующим редакцией) был инженер, журналист Наум Беляев. Внизу на фото - он рядом с шофером. Сегодня мы вместе с вами отмечаем 75-летие «За рулем». В этом номере в разных материалах вы найдете цитаты из первого апрельского номера 1928 года. Его открывала статья «С чего начать»:«Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации. Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам». («За рулем», 1928, № 1)14 За рулем 4/2003человека служат его дела - в данном случае правильнее сказать «дело». ЗР с первых номеров завоевал авторитет не только, говоря языком тех лет, у «читательской массы», но иу людей, составлявших гордость страны. Авторами журнала были поэт № 1 - Владимир Маяковский, журналист № 1 - Михаил Кольцов, карикатурист № 1 - Борис Ефимов, будущий драматург № 1 - Николай Погодин, замечательный литературовед Виктор Шкловский, который, к слову сказать, сел за руль еще до революции. Автором и членом редакционного совета был выдающийся теоретик автомобиля профессор Чудаков, впоследствии вицепрезидент Академии наук СССР. Листая первые «зарулевские» подшивки, отмечаешь неуклонную, боевую нацеленность публикаций на практический результат. Названия (не потерявшие, увы, актуальности и сегодня) говорят сами за себя: «Как улучшить грунтовые дороги?», «Против неосторожной езды», «Повысить качество горючего!», «Отчего у нас дорог бензин?», «Отчего у нас дорога авторезина?», «Куда поставить автомобиль?», «Надо снизить налоги на транспорт», «Советы начинающим шоферам», «Опытный пробег в песках Кара-Кум»... Эти статьи кажутся нынче гильзами снарядов, выпущенных редакцией по «бездорожью и разгильдяйству». Многие из них принадлежат перу заведующего редакцией «За рулем». В канун 75-летия журнала сотрудники редакции посетили семью Беляева. Его вдова Сарра Михайловна более сорока лет работала редактором киносту- «ЗА РУЛЕМ» -75дии имени Горького, где и познакомилась с будущим супругом: - Он принес сценарий, который я разнесла в щепки! После этого мы поженились... Дочь, Елена Ольшанская, тоже была киноредактором, а сейчас на радио «Свобода» автор и ведущая передачи «Россия как цивилизация». Ее младший брат Виталий - программист. Наум Беляев расстался с ЗР в 38-м, когда были репрессированы Кольцов и Осинский. В годы войны работал в Куйбышеве на оборонном заводе. Потом больше нигде не служил - жил литературным трудом. Широта его интересов проявилась и здесь: он автор книг из серии ЖЗЛ, посвященных таким разным личностям, как Генри Форд, писатель Гаршин и скульптор Опекушин (автор памятника Пушкину в Москве). Писал он, конечно, и на автомобильные темы: книга «Знакомьтесь - автомобиль», «Учебное пособие шофера-любителя» и другие были хорошо знакомы читателям. Имел ли он свой автомобиль? - После войны это было вне наших возможностей, - говорит супруга. - А в начале 30-х был «Форд», один из первых в стране. Он его даже на ночь не запирал, потому что угнать было некому почти никто тогда не умел водить машину... Кстати, когда Кольцов задумал написать очерк-репортаж из-за руля такси, урок езды по Москве с соблюдением правил уличного движения дал ему Беляев. Трудно удержаться и не привести цитату из этого очерка 1934 года, до сих пор актуальную: «Шофер должен чувствовать, что милиция не только воюет с ним за правила, но и помогает ему, звонит в гараж при поломке, заботится о посыпке скользких мест, строго удаляет с мостовой пьяных и ребятишек. А вот на центральном перекрестке, у памятника Пушкину, в страшную гололедицу, когда все машины заносит, милиционер занят только собиранием рублей. Не лучше ли раздобыть бы немного песку?»... Наум Беляев прожил 82 года. Десять лет в ЗР были, вероятно, самыми счастливыми. Несомненно, он любил автомобиль, имея техническое образование (Киевский политех), хорошо в нем разбирался. Но только ли по этой причине он посвятил себя автомобильному журналу? - Кольцов звал его в «Правду», но он не хотел, - говорит Елена Наумовна, вспоминая то, что слышала от отца. - Кольцов тогда страшно возмущался. Я думаю, «За рулем» был для отца внеполитической нишей-чистым и честным делом... •Рождение журнала «За рулем» стало своего рода велением времени. Именно тогда решалась судьба автомобилизма в России. Автомобиль или телега, прогресс или прозябание? Так стоял вопрос. Под флагом «За рулем» объединились все, кто ратовал за автомобильный путь России. Среди них были и известные всей стране люди - ученые, журналисты, писатели, художники, которые вместе с редакцией закладывали основы журнала.^чн1 N ~- ш Ж:1 / ••Виктор Шкловский.ЖНиколай Погодин За рулем 4/2003 15