146
147
РЫНОКЦСНЫДОЛЛАР-ЕВРОВЕСНА. ВРЕМЯ ПОДРАСТАТЬ...ИГОРЬ МОРЖАРЕТГОИСнаступлением теплого сезона заводы очнулись от «зимней спячки». Первым «проснулся» АвтоВАЗ. В январе 2003 года он сократил выпуск автомобилей на 31,6% (было изготовлено меньше 38 тысяч), а уже в марте вышел на привычный ритм работы.КУТЕРЬМА ВОКРУГ «НИВЫ» Нынешний год на АвтоВАЗе, как известно, начался с пятидневной двухсменной недели с продолжительностью смены 6 часов, но уже в конце января на конвейере «Нивы» она была увеличена до 8 часов. Спрос на тольяттинские дешевые вседорожники вырос в несколько раз после того, как появились сообщения о скором сокращении (а к концу года и прекращении) производства ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214. Начиная с середины января, дилеры ежесуточно продавали почти в два раза больше вазовских малолитражек, чем получали с завода. В результате за первые два месяца 2003 года были сметены все нераспроданные прошлогодние запасы автомобилей. При том, что АвтоВАЗ продолжал выпускать машин только пять дней в неделю, многие дилеры вели торговлю без выходных. Таким образом, Волжский автозавод, сократив на 30-40% выпуск автомобилей в зимние месяцы, достиг в то же время желаемого баланса между спросом и предложением и ситуация в Тольятти болееменее стабилизировалась. С 3 марта все подразделения ВАЗа вернулись к обычному графику - 8-часовой смене при двухсменной рабочей неделе.146 За рулем 4/2003Как реагировали на это цены? Соот21043. Но, как уже было сказано, бесветственно. Уже к началу весны они спорным лидером стала «Нива» - розстали потихоньку подрастать, и рост за ничные цены на ВАЗ-21214 и ВАЗ-2131 квартал составит в среднем 1,2%. Отпув Тольятти оторвались от отпускных скные цены на переднеприводные мопримерно на 20 тысяч рублей. дели в январе-марте оставались без изКак известно, повышение розничменений, только в феврале отмечался ных цен - это часто сигнал производинекоторый всплеск интереса к «девяттелю поднимать отпускные цены. Во кам» и, как следствие, небольшое повывсяком случае, по сведениям из компешение дилерских цен на них. Спрос на тентных источников, ВАЗ к этому гото«десятки» сохранялся на устойчиво-невится. высоком уровне. Единственное, на что Рост продаж у дилеров вселяет надеу дилеров повысились цены - универсажду на то, что ситуация на рынке стабилы ВАЗ-2111. Неплохо расходилась лизируется. Видимо, сначала вырастут «классика», особенно (очевидно, отпускные цены на «Ниву» и «классику» в преддверии дачного сезона) ВАЗ- - эти автомобили пользуются повышенДинамика цен на автомобили ВАЗ.4000 март 2002апр.майиюнь июльавг.сект.окт. ноябрьдек. янв. февр. 2003 ДОЛЛАР-ЕВРОным спросом, а за ними «подтянутся» и остальные. Кстати, и на «Ижмаш-Авто», где зимой был отмечен повышенный спрос на «оды» и «шестерки», тоже поговаривают о некотором увеличении цены. Каком - скоро узнаем. То, что происходит на рынке, далеко не всегда отвечает интересам потребителя. В этой связи стоит вспомнить недавнее заявление председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Каданникова на заседании коллегии Минпромнауки РФ. «Тарифы и цены естественных монополий на газ и электроэнергию, транспортные перевозки, на металл растут очень быстро, - заявил он. - В частности, тарифы на железнодорожные перевозки только в январе снова увеличились на 12%! Поэтому затраты на один рубль выпускаемой продукции к концу прошлого года уже составили 86,9 коп., а в 2003 году планируются в размере 88,5 копейки». Значит, производство автомобилей может стать нерентабельным. Тут экономическая наука подсказывает два выхода: снижать внутренние издержки (пробовали много раз не получилось) или повышать цены. Нетрудно угадать, по какому пути пойдут наши заводы.«ФОРД-ФОКУС»? В СЕНТЯБРЕ Если говорить о ценах, то, к сожалению, не радуют в этом году и иностранные производители, в том числе и «прописавшиеся» на российской территории. Достаточно сказать, что «Форд-Фокус» Всеволожского производства, в зависимости от комплектации, подорожал на 300-500 долларов. Но, видимо, этим наших покупателей не испугаешь, если речь идет о давно желанном приобретении. В представительстве «Форда» говорят, что сейчас принимают заявки на Всеволожские «фокусы», которые сойдут с конвейера в... сентябре. В целом же «Форд мотор» поднял цены на все машины, предлагаемые в России, в среднем на 3,5%. Тенденция незаметного подрастания цен наблюдается сейчас у многих производителей. Обычно объясняют это ростом курса евро к доллару и рублю. Председатель наблюдательного совета группы «Ренессанс-Капитал» Александр Шохин считает, что рост евро ведет к удорожанию европейских товаров, но с точки зрения конкуренции это улучшает ситуацию для российских производителей. Только сумеют ли они этим воспользоваться? Для населения ситуация, по его мнению,не слишком благоприятная. Например, большая часть автомобилей, импортируемых в Россию (а это европейские), с ростом курса евро тоже увеличивается в цене. Правда, рынок есть рынок: японские и американские машины также подтягиваются к немецким, пусть и не слишком сильно (стараются сохранить ценовой разрыв), но все-таки... Пока что можно говорить лишь об относительной стабилизации рынка подержанных иномарок, где наметился небольшой спад цен (во Владивостоке, говорят, они и вовсе упали). Причина ясна - «наелись»: в прошлом году в ожидании новых пошлин ввезли чуть не полмиллиона машин. По данным Минпромнауки, в 2002 году россияне своим кровным долларом проголосовали за них, потратив на покупку зарубежных автомобилей 7 млрд. долл. (за отечественные отдали 4,5 млрд.). Таможенные пошлины обещают повысить в очередной раз, но теперь уже на новые авто и самые популярные «трехлетки». Как скоро это произойдет - неизвестно, но любая подобная «новость», исходящая от власть имущих и «ко времени» вброшенная на рынок, может легко его взорвать. о[@РГТТТ<7ГТ1Luxoi.Po.usSAE10VW50Летнее м SAE10W отличные результаты в жару. Luxoil Polus - всегда легкий запуск, чистота, защита от износа и длительный срок службы Вашего двигателя. Luxoil Polus - забудьте о погоде и наслаждайтесь | ездой!Luxoil Polusью 2002 года пан ия LUXOIL выпустила на рынок новое полусинтетическое моторное масло Luxoil Polus, разработанное специально для российских климатических условий. I Главное преимущество Luxoil Polus, которое оценили российские автолюбители при эксплуатации машин в зимний период - легкий | запуск двигателя в любую стужу.ШУ*гЖ№***!&?>щМоторное маеoil - просто Люкс!За рулем 4/2003 147