191
СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРКАЧЕСТВО ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ «ИНКАР»лерий. В дополнительной автотехнической экспертизе (она требовалась хотя бы потому, что эксперт допустил ряд арифметических (!) ошибок) судья отказал. Да и вообще, о чем может идти речь, если вышестоящая инстанция решила: гужевая повозка - не источник повышенной опасности. В общей сложности суд длился больше года. Были опрошены и сотрудники ГИБДД, которые оформляли происшествие, и оба водителя. Водитель гужевой подтвердил, что был пьян и как увидел приближающийся автомобиль «дал кнута лошади»: думал, успеет проскочить, после чего лошадь понесла. Так что именно его действия послужили причиной ДТП: если бы вместо того, чтобы ускоряться, осадить лошадь (как того требует пункт 10.1), столкновения не случилось. А еще по нашему настоянию к материалам дела была приобщена справка областного центра по гидрометеорологии, из которой следовало, что на момент ДТП на дороге был гололед иу водителя автомобиля не было технической возможности остановиться и предотвратить столкновение. СУДНЫЙ ДЕНЬ И вот - решающее заседание суда. Кратко изложу суть своего выступления. - Как следует из материалов дела, ДТП произошло по вине водителя гужевой повозки. На схеме дорожно-транспортного происшествия видно, что автомобиль двигался прямо, тогда как телега выполняла поворот на проезжей части. Пункт 8.8 Правил дорожного движения однозначно требует от водителей, выполняющих поворот или разворот вне перекрестка, уступать дорогу встречным транспортным средствам. Это означает, что, если даже водитель автомобиля двигался с превышением скорости, водитель гужевой повозки все равно обязан уступить ему дорогу. Кроме того, лошадь с повозкой является транспортнымсредством, то есть источником повышенной опасности для окружающих. Об этом свидетельствуют и значительные механические повреждения, которые она нанесла автомобилю. Речь представителя совхоза можно было свести к двум тезисам: «раз эксперт сказал, что водитель автомобиля, двигайся он со скоростью 60 км/ч, мог бы избежать столкновения, значит, он и виноват» и «раз кассационная инстанция решила, что гужевая повозка источником повышенной опасности не является - так тому и быть». Посовещавшись часа два, суд вынес решение: владельцу автомобиля в иске отказать, встречный иск совхоза о возмещении убытков в связи с уничтожением лошади удовлетворить. Вот это да! Выходит, невиновный обязан возмещать убытки виноватому. .. После заседания судья пригласил меня в кабинет и сказал: «Признаюсь, вы убедили, что повозка является источником повышенной опасности. Но по этому делу было вынесено определение вышестоящей инстанцией, где разъяснялось, что это не так. И такое определение обязательно для нас, даже если оно не соответствует закону». Получается, что в нашем, в общем-то ясном и простом случае дело, несмотря на всю его очевидность, было проигрышным с самого начала. Далее наша кассационная жалоба попала все в тот же областной суд, который, естественно, не стал пересматривать свое первоначальное решение (см. выше). Мы направили надзорную жалобу в Верховный Суд. Ждем ответа. Знаю по опыту - дело это не быстрое. А пока в силе остается решение, которое исходит из того, что «голова» всему не закон, а вышестоящий начальник. И даже если он заявит, что Волга впадает в Балтийское море, а наши лошади едят суши - так тому и быть. Но мы надеемся, что так будет не всегда.ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕРМСКИХ ТОЛКАТЕЛЕЙМАКСИМ САЧКОВВсвое время ЗР писал о том, что стуки в моторах ЗМЗ-406 - массовое явление, и провел собственное расследование (ЗР, 2001, № 5). Выяснилось, что основные виновники дефекта - гидрокомпенсаторы, поставляемые на конвейер ив запчасти пермским ПАО «Инкар». На заводе пообещали разобраться... Прошло два года. Внешне толкатели почти не изменились, лишь приобрели отметки с логотипом предприятия и датой изготовления. Теперь, если деталь провинится, ее историю проследить будет легче. Существенно модернизировали «начинку». Изменены плунжер клапана подкорректировали конструкцию пружины, колпачка и седла; шарик обрабатывают теперь по более высокому классу точности. Наряду с конструкцией толкателей усовершенствовали технологию их производства и контроля. Прецизионные (с зазорами 4-7 микрон) детали гидрокомпенсатора подбирают электронные приборы в помещении со стабильным микроклиматом. За химикотермической обработкойследят компьютеры, сваривают детали газовые лазеры, а все финишные операции идут на оборудовании, которое контролирует размеры непосредственно при обработке. По статистике ЗМЗ, число неисправностей по вине пермских деталей существенно снизилось. Отказы, увы, еще встречаются, но массовый выход гидрокомпенсаторов из строя остался в прошлом. Скоро на свет появится следующее поколение пермских гидротолкателей. От нынешнего их отличает конструкция масляного резервуара (см. рис.), U-образная форма стенки уступила место иной, повторяющей очертания буквы М. Модернизация позволит увеличить число так называемых безопасных попыток пуска до тридцати: пока двигатель проворачивает стартер, давление в масляной системе низкое и толкатель работает на износ. Новая конструкция обеспечивает лучшую смазку деталей гидрокомпенсатора (попросту - не дает маслу вытечь из резервуара). Надеемся, следствие по пермским толкателям мы закончили навсегда.//'XV/ / /Нынешняя (слева) и перспективная конструкции гидрокомпеисаторов ПАО «Инкар»: 1 - корпус гидротолкателя: 2 - корпус компенсатора: 3 - поршень гидрокомпенсатора; 4 - обратный клапан; 5 - направляющая; 6 - пружина компенсатора. А - масляный резервуар; Б - полость компенсатора. За рулем 4/2003 191