48
49
50
51
52
53
крэш-тест ПАССАЖИРАМ НЕ ПОВЕЗЛОБЕРИ БОЛЬШЕ, ВЕЗИ БЫСТРЕЕ Они всегда мчат как на пожар, игнорируя ограничения скорости. Они мешают всем, тормозят и разворачиваются где попало, мечутся из ряда в ряд, совершают рискованные обгоны справа и слева, презирают сплошную разделительную полосу. Они - набитые до отказа микроавтобусы, попросту - маршрутки. Любой водитель подтвердит: нет зверя страшнее «Газели» с шашечками на борту. А пассажиры? Их вполне устраивает обслуживание по принципу «ждем недолго, едем быстро, сидя и дешево». Перевозчик - бизнесмен, а не филантроп: чем больше людей перевезет за смену, тем больше заработает. Водитель вынужден рисковать и гнать все быстрее. Отсюда же и стремление впихнуть в маршрутку как можно больше сидений - встречаются машины даже с шестнадцатью пассажирскими местами! Страшно подумать, что будет с пассажирами, если маршрутка угодит в серьезную аварию. ...И правда, что с ними будет? «ГАЗЕЛЬ» В КУБЕ Х-м-м-м, да кто его знает! Крэш-тест в программу сертификации микроавтобуса такого класса не входит. Ни у нас, ни за рубежом. Так что формальных претензий к ГАЗу нет - он играет по правилам. Только правила эти устарели: европейцы давно ездят пристегнутыми на прочных сиденьях. Мы глубоко убеждены: требования безопасности к микроавтобусам, что соперничают динамикой и маневренностью с легковушками, надо ужесточать иу нас. Подтверждением этой мысли стал крэштест, проведенный по «легковым» требованиям. Правилом ЕЭК ООН № 94 предписан фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч. Что бить? Конечно же, свежую заводскую модификацию «Газели» - тринадцатиместное (плюс место водителя) маршрутное такси ГАЗ-322132. Ведь кустарные переделки и мелкосерийные «вариации на тему» (кто знает, сколько их на дорогах!) окажутся заведомо хуже. З АКОН ЧТО ДЫШЛО Перерыты ворохи сертифика-ов, директив, правил ЕЭК ООН и «единообразных предписаний». Итог из! асканий таков. Интересующая нас модификация на базе грузовой «Газели» является транспортным средством категории М2 (полная масса - до 5 тонн, вместимость - более 8, но не более 22 пассажиров) и автобусом класса В (для перевозок сидящих людей). Фирменная маршруткаЗа рулем 5/2003 49 ТЕХНИКАКрЭШ'ТеСТПАССАЖИРАМ НЕ ПОВЕЗЛО1. ОД) с. Нулевой момент - скорость 543 км/ч, касание препятствия бампером. Все еще живы... 2. 0,03 с. Деформируемое препятствие толщиной 540 мм смято, бампер достал до же ­ сткой стенки, водитель и пассажиры пока на местах. 3.0,13 с. Левый лонжерон и следом рессора уперлись в прочное препятствие и резко остановили раму. Частично сорвавшийся скреплении кузов сдвинулся вперед еще примерно на 200 мм и тоже прекратил поступательное движение. Из-за этого взаимного перемещения рулевая колонка приняла положение, близкое к вертикальному, и поднялась почти до верхней кромки ветрового стекла. Вздыбившийся пол и далеко сместившиеся назад педали сломали ноги водителю. Удерживаемый ремнем, он нырнул вниз, приложившись теменем о руль, а затем лбом о колонку, но остался жив. Нелристегнутые пассажиры сместились вперед на 0.5-0,7 м, при этом № 4 лег животом на поручень, а сидящий боком № 6 протаранил спинку расположенного перед ним сиденья. Прикрепленная к кузову горловина отрывается от висящего на раме бензобака. 4.0,23 с. Задняя часть кузова начинает подниматься вверх и вправо. Пассажир № 3 головой бьет водителя в затылок. Сидящий уиз Нижнего Новгорода с индексом ГАЗ322132 имеет временное годовое «одобрение типа транспортного средства» № POCC.RU.MT02.E03327 (срок действия очередного заканчивается 28 июня 2003 года). Из нормативных документов наибольшего интереса заслуживают три. Планировка микроавтобуса соответствует Правилу ЕЭК ООН № 52-01, ремни безопасности - Правилу № 16-04 (дополнение 7), сиденья и их крепления -Правилу № 80-01. На деле этот частокол цифр означает законное или почти законное (!) отсутствие ремней безопасности на одиннадцати сиденьях и подголовников - на тринадцати. А также право располагать кресла упрощенной конструкции против направления движения и вдоль бортов. Так что после аварии не стоит сетовать на скудость устройств для удержания пассажиров и пренебрежение элементарным здравым смыслом. Правила, например, требуют подголовников на всех сиденьях, расположенных у дверей, то есть и впереди-справа. Но стандартное двойное сиденье "Газели", оборудованное подголовниками, дороговато. По просьбе завода Госстандарт разрешил ставить упрощенное фанерножелезное, как в салоне, - ясное дело, «в виде исключения». В число подобных "исключений" попала чрезмерно выступающая наружная подножка у сдвижной двери.На схемах и фото: расположение водителя и пассажиров до и после столкновения./»tvl;50За рулем 5/2003 ПАССАЖИРАМ НЕ ПОВЕЗЛОдвери № 4, сложившись вокруг поручня, отгибает его далеко вперед и достает головой до перегородки кабины. Дама (Nt 5), погнув левым коленом стальной каркас сидений, расположенных против хода, и протаранив сидящего на них пассажира № 2, взлетает над перегородкой. Пассажир № 7 в заднем отсеке справа сокрушает спинку сиденья № 5. Из открытого бензобака выплескивается топливо (для крэш-теста залита вода).5. 033 с. Машину чуть отбрасывает назад, и она, вращаясь вокруг вертикальной оси, продолжает подниматься. Большая часть пассажиров еще "в полете". Видно, задний бампер деформирован сдвинувшейся назад рамой: из-за этого задние двери подклинило 6.0,43 с. Пассажирка № 5, обогнув перегородку, сильно ударяется головой о переднюю панель и ломает шею. Пассажир № 7 летит через весь салон, дважды бьется головой о потолок и, наконец, развернувшись задом наперед, обрушивается спиной на «обмотавшегося» вокруг поручня пассажира № 4, окончательно его раздавливая. Счастливый билет вытащил № 6: он сидел вплотную к спинке и потому лишь навалился на нее, не успев сильно разогнаться - отброшенный назад устоявшей спинкой, он упап на задние сиденья. Впрочем, если бы справа от него сидел сосед спинка вряд ли выдержала двойной напор.Впрочем, к совести производителя взывать не стоит - пока Госстандарт и органы по сертификации оставляют лазейки в виде упрощенных нормативов, ими будут пользоваться. Иначе нельзя рынок диктует свои законы. Удорожать машину по доброй воле завод не станет. СЕМЕРО СМЕЛЫХ Столько манекенов мы решили усадить в маршрутку (см. схему). За руль - самый современный «Гибрид-3», которыйпозволяет фиксировать при ударе множество параметров. С остальными сложнее. Опутанных проводами «гибридов» в пассажирский салон не посадишь - ведь им, непристегнутым, лететь и кувыркаться. Поэтому назад сажаем шесть более простых «испытателей», соответствующих телу человека по весу, подвижности конечностей и сочленений, твердости и прочности покровных материалов. Единственной «даме» отвели место в самом центре салона.И вот долгожданное «Автомобиль пошел!» Нарастающий вой лебедки, в поле зрения влетает белая «Газель»: удар, грохот, машина подпрыгивает, падает, разлетаются обломки - и секунд на пятнадцать воцаряется тишина. Зрители молчат, ошеломленные увиденным. ОСМЫСЛЕНИЕ Главный итог испытаний: в салоне -два «трупа», два «кандидата» на тот свет и три инвалида. А теперь - подробности.У двух пассажиров слева от входа нет шансов выжить: сидевший у окна № 4 (в синем комбинезоне) получил сильнейшие травмы брюшной полости, а пассажирка Ni 5 улетела вперед, сломав колено, а затем и шею.За рулем 5/200351 КрЭШ-ТеСТПАССАЖИРАМ НЕ ПОВЕЗЛО7. 0,53 с. В верхней точке траектории маршрутка ударилась о расположенный справа брус безопасности и на какой-то миг кузов почти отделился от рамы. 8.0,63 с. Брус остановил боковое перемещение машины, но не пассажиров - сидевший спиной по ходу № 2. продолжая сдвигатьсявправо, приложился виском о расположенный на стойке кронштейн ремня безопасности переднего пассажира. Бездыханное тел> пассажирки № 5 рухнуло головой вниз под переднюю панель. Машина начинает падать. Каждый из пассажиров уже встретил свою судьбу...9.0,83 с. Сначала приземляется рама. Затем на раму падает кузов. Он сильно деформирован в передней части, однако ветровое стекло, хотя и растрескавшееся, осталось в проеме, а замок удержал водительскую дверь на месте. В задней части кузова видимых деформаций нет.Удар произошел на скорости 54,8 км/ч - лебедка, рассчитанная на легковушки, не смогла разогнать почти трехтонную «Газель» до 56 км/ч. Учитывая квадратичную зависимость от скорости, мы недобрали около 5% энергии столкновения. Замедление составило 34 g (g=9,8 м/с^, ускорение свободного падения) у левого дверного порога и 19 gв районе правого. Кузов частично оторвался от рамы и сместился по ней вперед примерно на 200 мм. Ветровое стекло лопнуло, но осталось в проеме. Бензобак цел, но его горловина оторвалась. В салоне выпали из гнезд все плафоны освещения. При ударе ни одна из дверей не открылась. После удара две двери правого борта открыли без труда, водительская сместилась и закрыла доступ к ручке замка. Пришлось надавить на ручку ломиком и... дверь открылась.Руль ушел вверх едва ли не на полметра - при допустимых для легковой машины 80 мм (здесь и далее предельно допустимые величины для легковых автомобилей) ! Ремень и, как ни странно, этот гигантский и очень «ранний» ход руля спасли водителю жизнь: он просто поднырнул под руль, избежав сокрушительного удара в лицо. Перегрузка, действующая на голову, составила: при первом ударе о руль - 38 g, при ударе о колонку - 66 g, при ударе головой пассажира № 3 (фото 4 на кинограмме) 11 g. Допустимое значение - 80 g. Нагрузки на шею водителя оказались в 4-5 раз ниже предельно допустимых значений. Грудная клетка сжалась всего на 16 мм при допустимых 50. А вот конечностям досталось. Запредельные деформации пола и переднего щита вызвали смещение педалей на добрых полметра - при допустимом 200мм. Ноги водителя оказались намертво зажаты между педалями и сиденьем например, показатель травмирования левой голени достиг 1,9 ед. при допустимых 1,3. А изгибающий (читай - ломающий) момент - 1,9 кН-м у стопы и 1,4 кН-м у колена, при предельно допустимых 1,2 кН-м. Кроме того, левая кисть водителя зажата под передней панелью. Пассажиры при ударе полетели вперед, некоторые продолжали "полет" и после остановки машины (см. схему). Меньше всего повезло паре, сидевшей сразу у входа: они погибли. Легче других отделался хитрец, устроившийся в заднем отсеке сразу за спинкой сиденья - она его и спасла.СКОЛЬКО стоит жизнь?Нам с детства внушали, что жизнь человеческая бесценна. Но, оказывается, можно точно сказать, сколько она стоит. Например, еще в 1977 году американцы, посчитав пользу, приносимую обществу, оценили жизнь среднестатистического соотечественника в 242 тыс. долларов. А убытки от ранения средней тяжести - в 8825 долларов. Есть подобные расчеты иу нас, правда, они спрятаны под грифом «для служебного пользования» - в 80-х жизнь мальчика, а она считается самой дорогой, оценивалась в 42 тысячи рублей. К чему мы клоним? Да к тому, что в развитых странах к проблеме подходят предельно прагматично - инвестиции в безопасность считают оправданными, если цена сохраненных жизней и неполученных травм превышает затраты хотя бы на 20%. Цинично? Зато действенно. К чести ГАЗа, здесь уже разработали более безопасный вариант маршрутки (см. фото). Когда такие машины начнут выпускать? Наверное, не раньше, чем будут ужесточены национальные тре-Крепление кресла № 5 выдержало, а вот пол без усилителей оказался «слабым звеном».Водитель нырнул под руль и остался жив, хотя ис тяжелыми травмами: голени и стопы сломаны, левая кисть защемлена передней панелью, на руле, колонке и затылке водителя видны следы ударов.52За рулем 5/2003 ПАССАЖИРАМ НЕ ПОВЕЗЛОбования по безопасности. Ведь доработки «Газели» заметно увеличат ее цену (по нашим оценкам, примерно на $1 тыс.), и многие ли ее купят, если на вполне законных основаниях продаются машины более дешевые - пусть гораздо более опасные. Такие, какую мы разбили. Любой полководец, планируя операцию, заранее рассчитывает приемлемый уровень потерь. А сколько нашей стране нужно покалеченных и убитых, чтобы перетянуть чашу безразличия чиновников на весах судьбы? P.S. На тест редакция, естественно, пригласила специалистов ГАЗа. Наши идеи, конечно, не вызвали оптимизма у руководства завода. Но специалисты из Нижнего приехали, дали комментарии, рассказали о новых разработках в области безопасности. Как и подобает родителям, озабоченным судьбой своего детища. Второе письмо с приглашением ушло в ГИБДД. Мы рассчитывали на заинтересованность соответствующих служб, но, увы, просчитались. Видимо, все до последнего инспектора заняты отловом нарушителей ПДД. Кстати, а почему так редко останавливают за нарушения маршрутки?..На правахрекламыIНа ГАЗе уже разработан модернизированный кузов для маршрутного такси. В нем всего двенадцать пассажирских мест, но все кресла установлены лицом по ходу движения, имеют высокие спинки, снабжены инерционными ремнями безопасности, а пол и борта в районе их крепления усилены профилями и накладками. Сиденья разработаны с привлечением зарубежной фирмы, а сделаны в России. Эта машина уже прошла испытания по действующим европейским нормам. Ремни, сиденья, их крепление и усиленный кузов выдержали положенную нагрузку и при ДТП должны удержать пассажиров. Если даже пристегнутый водитель, принявший на себя удар, как оказалось, имеет шанс выжить, то зафиксированные ремнями в надежных креслах пассажиры могут чувствовать себя в большей безопасности.ЛЕТНЯЯ ОБУВЬ ДЛЯ ВАШЕЙ ДЕВОЧКИТОРГОВОСЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫ:м. «Тушинская», ул. Свободы, 1 Тел. (095) 995-05-78, 506-95-28 м. «Белорусская», ул. Б. Грузинская, 57Тел. (095) 254-67-86м. «ВДНХ», ул. Космонавтов, 28 Тел.(095)282-16-94 Калининский мост со стороны гост. «Украина» Тел. (095) 243-53-86 м. «Полежаевская , ул. Мневники, 5 Тел.(095)191-15-24 м. «Бауманская», ул. Бауманская, 47/1Тел. (095) 267-45-54Главный конструктор грузовых автомобилей ГАЗ Олег Филимонов: «Правило ЕЭК ООН № 94 распространяется на транспортные средства категории Ml , общая допустимая масса которых не превышает 25 тонны, то есть «Газель», относящаяся к категории М2 (с полной массой 3,5 т), не подпадает под действие указанных правил. При этом нам нв известны случаи использования данного стандарта (или его аналога) за рубежом в национальных системах сертификации в отношении ТС категории М2». м. Братиславская , Мячковский бульвар, 23 Тел. (095) 349-85-89 ОПТОВАЯ ПРОДАЖА: (095) 785-18-89ГЮК1С1ПTNORDMAN KROMPRIMZНЕ.МЯ^КЯЗа рулем 5/200353