112
113
РЫНОКэкспертизаНАБОРЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ ШТЕКЕРНОГО ТИПАСГОРЕЛ НА РАБОТЕМИХАИЛ КОЛОДОЧКИН«Предохранять - отвратить вред или опасность загодя, когда она грозит, но еще не постигла делом. Предохранитель - кто предохраняет». В. И. ДальСчаплинских времен (а может, и раньше) обозначилась проблема «маленького человека» - его не замечают, порой презирают, но в итоге не могут без него обойтись. Такими маленькими человечками в бортовой сети автомобиля являются предохранители - о них сегодня и речь.нарекании со стороны пользователя! Тем, кто в этом сомневается, предлагаем ознакомиться с результатами испытаний семи комплектов «человечков», приобретенных нами в различных торговых точках Москвы. Экспертизу проводили специалисты по автомобильной электронике и электрооборудованию московского испытательного центра «Эталон». Полутонов в их оценках не было - либо «отлично», либо «плохо». Комментарии по каждому набору предохранителей приведены рядом с соответствующими фото. Верхние снимки отражают «магазинный» облик издеЗаявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеAVAR (Flat Fuses)TESLALEMAR-NE0NЧЕЛОВЕЧЕК ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО Древние цилиндрические предохранители уже почти полностью сдали позиции своим преемникам - плавким плоским предохранителям штекерного типа (иногда их называют штыревыми). Тем не менее, обязанности «маленьких человечков» не изменились - безропотно сидеть на рабочем месте, пропуская через себя номинальные токи, и вовремя жертвовать собой, если сопротивление нагрузки почему-либо уменьшилось. Несколько изменились лишь нормативы - при удвоенном токе нагрузки штекерный «человечек» должен сгореть за время от 0,15 до 5 с, а при утроенном - от 0,08 до 0,5 с. Кроме того, при токе 100 А не должно иметь место оплавление и обугливание изолятора. Определено также падение напряжения на выводах предохранителя - не более 150 мВ при токах до 15 А, 130 мВ при 20 А, 125 мВ при 25 Аи 115 мВ при 40 А. Вот, собственно, и все. Любошдтшй факт - даже заведомо бракованные предохранители могут на практике не вызвать ни малейших112 За рулем 5/20031 лЛ » »mmIUAIFmml№piШ Ориентировочная цена - 20 руб. • Полное название псковского набора - «Предохранители автомобильные плоские AVAR (Flat Fuses)». Как это часто бывает, сказать про добротное изделие нечего. Десятичасовой прогон при нормальном токе замечаний не вызвал, падение напряжения - в норме. При двойном токе все сгорели быстрее чем за секунду - напомним: норма составляла от 0,15 до 5 с. То же при тройном: ждать полсекунды не потребовалось. При подаче тока 100 А обугливания не возникает. Короче можно смело брать. Оценка: (отлично). Ш Ориентировочная цена - 50 руб. • Честно говоря, чешский набор был приобретен, скажем так, не в самом фешенебельном магазине, а потому сомнения насчет его работоспособности возникали. Тем не менее обошлось без приключений - ни единого замечания (кроме цены) изделия не вызвали. Кстати, только в этом наборе присутствовал предохранитель с номиналом 40 А - все другие изготовители ограничились 25 или 30 амперами. Дороговато, но если хочется приобрести именно зарубежный комплект, то почему бы не остановиться именно на «Тесле»? Оценка Ш Ориентировочная цена - 40 руб. • Полноправный иностранец польского происхождения. Кстати, если встречать «по одежке», то этот, пожалуй, выглядит лучше всех. Впрочем, «проводы» тоже оказались удачными - никаких нареканий «шляхтич» не вызвал. Падение напряжения - в норме, сгорают вовремя, а при прохождении тока 100 А не обугливаются. А в качестве приятного и полезного дополнения пинцет для оперативной замены предохранителей (не потерять бы только...). Таким и должно быть импортное изделие. (отлично). НАБОРЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ ШТЕКЕРНОГО ТИПАЗаявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная -торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеЗаявленная торговая марка и обозначениеCAR FUSES AUTO SICHERUNGEN10 PC AUTO PLUG IN FUSESШпшпшшпмттхPV1» P ALTO ЩКII RISES C ' " ЯИИВ аиВ "К 1 • 3 t *Ш Ориентировочная цена - 30 руб. • Издали упаковка походила на импортную, однако надпись «Предохранители автомобильные CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN» породила сомнения. После вскрытия выяснилось, что перед нами... еще одно обличье псковского «Авара» - разве что нет номинала на 7,5 А Что касается технических характеристик, то они оказались практически такими же, как у «однополчанина», полное соответствие нормативным требованиям, в общем - нормальные предохранители. Кстати, в комплект входит «прищепочка-пинцетик», облегчающая их замену. Оценка: (отлично). Ш Ориентировочная цена - 20 руб. • По привычке изучаем штрих-код повеяло сказками венского леса... А вот сказкам про австрийское происхождение верить не хочется - кривоногие предохранители не внушали никакого доверия с самого начала. Пессимизм оправдался полностью - даже нормальный ток выдержали только три «защитника». При двойном токе вовремя не сгорел ни один, да и тройной ток не вызвал никаких эмоций. Правда, при ста амперах шипящие раскаленные изделия потихоньку начинают перегорать, но нам такие «подачки» уже ненужны. Оценка: IDDD (плохо) Ш Ориентировочная цена - 15 руб. • Изучение нанесенного на упаковку штрих-кода привело к выводу о наличии у незнакомца родственников в .. ЮАР! Даже если это верно, то везти такое из страны Нельсона Манделы явно не стоило. Уже при номинальном токе предохранители стали дурить - на изделиях с номиналом 7,5 и 10 А от перегрева разболтались штыри, а на остальных расплавились корпуса. На 30-амперном предохранителе, кроме того, отмечено повышенное падение напряжения 170 мВ вместо положенных 115. При тройном токе отказались вовремя сгорать предохранители на 15 и 30 А Оценка: и ШППП (плохо)ШЯ «ЯР''МшшШтШШ Ориентировочная цена - 15 руб. • Изделие подозрительно похоже на предыдущее - и логотипом, и южноафриканским штрих-кодом. Разве что качество еще хуже... Судите сами: во время десятичасового прогона при номинальном токе поппавились все корпуса, зато при двойном токе не сработал ни один предохранитель через 60 с испытания прекратили! При тройном токе - та же история: только 15-амперник изволил сдаться через 1,4 с! Даже при 100 А (!!!) изделия размышляют, сгорать им или нет... В общем, если уже купили, то выбросьте сразу. Оценка: И ИОПП (плохо)•бг^&4ЬСмешно? Да, если не залии, а нижние - то, что остадумываться о том, что в ролось после испытаний. Для тех, кому не хочется ли такого прибора однажды вникать в суть, сообщаем: изможет выступить ваш собстделия № 5, 6, 7 к эксплуатавенный автомобиль... Хороции недопустимы. А любитеший предохранитель должен лей подробностей приглашасгорать вовремя и не должен сгорать не вовремя - это поем прочитать все до конца. нятно, но... Если изготовитель наших «маленьких чеГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ловечков» по каким-то приИЗ ЭТИХ... Таким образом, налицо зачинам не может уложиться бавная ситуация. Самое врев требуемые стандартами мя вспомнить один из зако«ворота», то он спокойно огнов Мерфи: «Прибор, защираничивается лишь второй щаемый быстродействуючастью этих требований, щим плавким предохранитевыпуская заведомо несгоралем, сумеет защитить этот емые изделия. А если электпредохранитель, перегорев рооборудование вашего автомобиля абсолютно испервым». правно, то никаких претензий к этому браку у вас никогда и не возникнет. Мотор заводится, фары зажигаются, «дворники» работают, вентилятор жужжит - ну кому придет в голову в такой ситуации жаловаться на «непрофессиональность» предохранителя? Зачем грешить на охрану, если на вас никто не нападает? И все же не стоит полагаться на «авось». Конечно, проверить исправность новеньких предохранителей в момент покупки практически невозможно, но зато в наших силах по крайней мере не приобретать заведомое барахло... По итогам нашей экспертизы мы рекомендуем применять псковские, польские и чешские наборы предохранителей, старательно обходя стороной «южную африку» и «венский лес», какой бы соблазнительной ни казалась их цена. И пусть продавец сколько угодно убеждает нас, что все они «из одной бочки» - мыто знаем, что это не так. А тем, кто думает иначе, предлагаем повнимательнее приглядеться к фотографиям предохранителей, которые не прошли наши испытания. Как говорится, вам это надо? •За рулем 5/2003 113