14
15
16
ЭКСКЛЮЗИВИОе ИНТерВЬЮСЕГОДНЯ и ЗАВТРА «НАРОДНОГО» А ВТОМОБИЛЯВ ТОЛЬЯТТИ ПРИДУТ ИНВЕСТОРЫ...С председателем совета диренарию. Но преимущества, кторов АО «АвтоВАЗ» Владикоторые казались бесспормиром Каданниковым беседуными в шестидесятых-семиет главный редактор ЗР Петр десятых, обернулись большими проблемами в наше Меньших.ежегодно корректировать его в сторону сокращения расходов. Скажем, производство роботов было в одном «котле» с производством автомобилей. Почему? Сейчас его «вывели за штат», и новое юридическое лицо самостоятельно ищет рынки сбыта для своих роботов, чтобы кормить своих работников, иметь возможности для развития. - В принципе, любую такую бизнес-единицу можно продать? - Можно, конечно, если кто-то проявит интерес. - А не будут потом говорить, что Каданников распродает Россию? - Эпоху крикунов мы, кажется, пережили. К тому же действуем строго в рамках российских законов, устава нашего предприятия. - Но акционеров интересуют деньги, а не сантименты. Будет выгодно - продадут ваше «юрлицо», о судьбе рабочих и не вспомнят. - Этого не позволит устав, принятый акционерами. Там прописаны принципы взаимоотношений с трудовым коллективом на основании коллективного договора, в строгом соответствии с КЗоТ РФ.ВОТ ПРИДЕТ ИНВЕСТОР...ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ КАДАННИКОВ Родился в 1941 году. С 1957 по 1967 год на Горьковском автомобильном заводе, где начинал учеником слесаря. В 1965 году закончил Горьковский политех по специальности «инженер-механик». С 1967-го на Волжском автомобильном заводе (ныне АО «АвтоВАЗ»): первая должность - заместитель начальника прессового цеха. Четыре года руководил советской технической делегацией в Турине (Италия). С 1988-го - генеральный директор ПО «АвтоВАЗ». В 1989-1991 гг. народный депутат СССР. С 1996 года - председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ». Герой Социалистического Труда.- Сначала вот о чем, Владимир Васильевич. Десять лет мы посещаем автосалон в Женеве, но в этом году, кажется, впервые не увидели там АвтоВАЗа. - Нечего особенно показывать. Конструкторские разработки есть, их немало, но не будешь же представлять то, что пойдет в серию не скоро, или, увы, не пойдет вовсе. Не те времена. Ныне одних амбиций мало, нужны деньги - запуск в серию автомобиля требует более миллиарда долларов. Разделите на пять (столько лет в среднем проходит от начала проектирования до серийного производства), получите свыше 200 млн. долл. в год. Мы компания небогатая, производим очень дешевые автомобили (иначе их не купят), а тут еще вынужденное сокращение производства в прошлом году. Такое не только «ломает» рынок, но может обернуться катастрофой для самого завода. ВАЗ не современный автосборочный комплекс, какие нынче строят в Европе или Японии - линия крупной штамповки (чтобы не возить «воздух»), сварка, окраска, сборка... Такой завод занимает площадь 100 тыс. м2, и работает там несколько сот человек. Модели можно менять часто это не требует больших затрат, а если что, такое предприятие недолго и недорого закрыть. Наш завод рождался на свет совсем по другому сцевремя - приходится платить по счетам вчерашнего дня.ЧТО ТАКОЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ- Судя по сообщениям вашей же пресс-службы, постоянно идут переговоры с зарубежными фирмами. Значит, не все так плохо, если есть желающие вкладывать в АвтоВАЗ? - Как только мы начинаем обсуждать с зарубежными партнерами возможность инвестиций или производства каких-то моделей, сразу же всплывает реструктуризация завода. Она призвана отделить собственно производство автомобиля от вспомогательных - иначе серьезные инвесторы к нам не придут. Процесс шел очень непросто, но в этом году все же закончится. За два года создан ряд бизнес-единиц, каждую из которых можно выделить из структуры АО как отдельное юридическое лицо. Уже сегодня у всех самостоятельный бюджет, с задачей СХЕМА ПРОДАЖ (2002 год)- Владимир Васильевич, цена автомобилей потихоньку растет. Не боитесьАвтоВАЗ,Автомобили Машинокомплекты Силовые агрегаты702 966Экспорт160 000I•Классика» «Нива» BA3-2108-09 «Ока»84 000BA3-210696 700 снг 64% 'Ближний Восток . Европа58 00026 000 \100 000РФ — Казахстан -» Серпухов" 30%Латинская .. АмерикаИжевск4% 0,5%1,5%ОстальныеУкраина — JЭквадор_^ Набережные Челны14За рулем 5/2003 СЕГОДНЯ И ЗАВТРА «НАРОДНОГО» АВТОМОБИЛЯпотерять своего покупателя? - Боюсь. Экономическая ситуация в самом деле внушает опасения. И дело не в наших аппетитах, а в инфляции, которую подстегивают монополисты. В 2001 году железнодорожные тарифы выросли на 60%, в 2002-м - на 27%, в январе этого года - еще на 12%. Электроэнергия в 2001 году подорожала на 30%, тепло - на 22%, в 2002-м - на 19 и 60% соответственно. Газ за 2001-й подорожал на 16%, за 2002-й на 39%, а с января этого еще на 20%. Напрямую каждый из этих факторов не очень сильно влияет на себестоимость, но в сумме... В прошлом году на рубль выпущенной продукции мы тратили 86,9 коп., в этом запланировали уже 88. Каждый год изыскиваем возможности сокращать издержки, но ресурсов для этого все меньше и меньше. «Социалку» сокращали многократно, но есть все же предел. Где выход? Я убежден: в Тольятти должны прийти иностранные инвесторы. Автопром России может стать первой отраслью, которая впишется в систему мировой интеграции. Вопрос только, на каких условиях. - Догадываюсь: надо поднимать таможенные пошлины... - Да, я за введение барьеров. Надеюсь, на первом этапе правительство хотя бы уравняет физических и юридических лиц при ввозе подержанных иномарок. Хочу подчеркнуть: это не «программа Каданникова» - таких же действий ожидают от нашего правительства все иностранные производители, которые приходят или собираются прийти в Россию. Необходима такая система мер, чтобы экономически выгоднее было собрать автомобиль здесь, а не ввозить из-за рубежа. - Но потребности россиян сегодня невозможно покрыть собственным произСамые популярные автомобили •гольф-класса» в России водством. В прошлом году (продано в 2002 г., шт.) все российские заводы выпустили около миллиона машин, еще 600 тысяч ввезли из-за границы. За один день не построишь столько заводов, чтобы удовлетворить такой спрос. Значит, «Дэу-Нексия» I I 7701 перекрывая границы, мы ущемляем права граждан. «Шкода-Октавия» • 5129 - Это неизбежно. Выбор «Форд-Фокус» I 3572 таков: или наши граждане («ущемленные в правах», как вы сказали) будут иметь их собираемся устанавликольку парк находится ряработу, рабочие места, или вать на все модели, не тольдом с АвтоВАЗом - крупнеймы превратимся в общество ко на новые. шим заказчиком, не сомнепотребления... пособий по Кстати, недавно принято ваемся: желающих открыть безработице. Прокормить решение о создании ЗАО здесь фирмы будет немало. 140 млн. населения, только «Индустриальный парк» - Уже есть предложения депродавая нефть и газ, страна уже выделено место для лать современные сиденья, не сможет. Вернее, сможет, строительства, определен усремни и подушки безопасноно очень недолго. тавный капитал, идет процести, выпускные системы, Я остерегаюсь голословдура регистрации. Наш иноАБС и т. д. ных обещаний, но могу скастранный партнер - компаПока это только планы. зать: мы готовы удовлетвония «Ферросталь», которой Иностранные партнеры, рить спрос уже в ближайшее принадлежит 48 % акций прежде чем прийти, подсчиЗАО, построила 17 таких техтывают, сколько они могут время. Если «десятку» ставили на конвейер постепенно, нопарков в разных странах. в Россию вложить и сколько вытесняя оттуда «классику», Идея такова: сдавать площапри этом здесь продать. Если то «Калину», а начало выпусди в аренду для производитеречь минимум о 100 тысячах ка ее, как вы знаете, 2004 лей комплектующих. Посавтомобилей (или комплекгод, станем собирать на новой ветке, сверх обычной программы. Для этого с ВАЗа на другие предприятия выведено производство многих комплектующих - сидений, заднего моста и так далее. - Значит, несмотря на некоторые пессимистические прогнозы, «Калина» будет? - Обязательно! Уже готов корпус, закуплено оборудование для цехов штамповки, сварки, сборки и окраски. Отступать, как говорится, некуда. - Выходит, вы все-таки нашли своего инвестора? - Мы много лет шли к созданию СП с «Дженерал моторе», у нас еще немало совместных планов, но... условия переговоров обязывают к конфиденциальности. Скажу только: мы неустанно работаем над привлечением иностранных инвестиций. И не только в производство автомобилей, но и комплектующих нового поколения -СП по производству «Шевроле-Нивы» переходит на работу в три смены.За рулем 5/200315 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ интервьютующих для них) в год, то, считают они, игра стоит свеч. Если меньше - выгоднее все везти из-за рубежа, а в России в лучшем случае налаживать «отвертку». Рискованный проект окупится только большими продажами. И здесь мы подходим к главному. Этого не достичь при низких таможенных ставках, когда из-за рубежа ввозится огромное количество подержанных машин... Россия по привлеченным инвестициям занимает одно из последних мест среди стран с переходной экономикой. Вот Китай сумел привлечь почти всех ведущих автопроизводителей. Почему? Таможенные пошлины на новые иностранные автомобили там составляли 200% (сейчас, после вступления в ВТО, «всего» 80%), а ввоз подержанных и вовсе запрещен! Китаец, конечно, в таких условиях не мог купить иномарку. Но ему сказали - терпи. И только за одну пятилетку китайский автопром получил 5 млрд. долл. иностранных инвестиций. Наши люди, конечно же, не терпеливые китайцы, но повторю еще раз - на одной продаже нефти и газа нам не прожить.СЕГОДНЯиЗАВТРА «НАРОДНОГО» АВТОМОБИЛЯ«НИВА» С КАЗАХСКИМ АКЦЕНТОМ- Даже в нынешних непростых условиях АвтоВАЗ сохраняет лидирующее положение в странах СНГ, открывает там новые сборочные производства. Не боитесь ли создавать себе конкурентов? - Нет. В каждом случае мы тщательно изучаем ситуацию и оставляем за собой «рычаги влияния». Возьмем Украину. В прошлом году Киев ввел 30-процентные таможенные пошлины, а в этом и квоты на ввоз автомобилей из России: 15 700 (при том, что мы обычно продавали здесь больше 50 тыс.). Надо было искать выход. В Херсоне, Кременчуге, Луцке и Запорожье организовали сборку, причем на ЗАЗе будут выпускать «девятку» и с мелитопольским мотором. Нечто подобное ив других странах. Скажем, в Египте есть спрос на наши машины, а ввозные пошлины просто огромные. Нашли партнера, он собирает там «семерки»: страна получила недорогой автомобиль, при этом созданы новые рабочие места. Сегодня российские автомобили ВАЗ производят в четырех странах: на Украине (четыре производства), в Казахстане, Египте, Эквадоре, не считая трех сборочных заводов в самой России (Сызрань и другие). Планируется еще открыть предприятие в Уругвае, начались переговоры с Югославией. - А какие со сборочными заводами отношения? Это «дочки» АвтоВАЗа? - Нет, это самостоятельные предприятия. Мы поставили им технологию, обучили персонал и продаем машинокомплекты. Есть договоры по рынкам сбыта. Например, Казахстан не имеет права продавать «Ниву» в Россию, а Украина собранные автомобили - за свои пределы.Серийный выпуск «Калины» должен начаться весной 2004 года.или капиталы уже частично аффилированы? Они поставляют вам многие комплектующие, на их заводах собирают вазовскую «классику»... - В СОКе наших денег нет, так же как и их капиталов нет у нас. Сотрудничество с этой компанией началось тогда, когда мы задумали снять с производства «шестерку». Этому воспротивились покупатели, и тогда ВАЗ-2106 начали собирать на заводах, принадлежащих группе СОК. Сотрудничество наше считаю взаимовыгодным, но расчет идет строго за деньги. Никакого бартера, никакого обмена акциями. А вообще сегодня у АвтоВАЗа больше 250 дочерних компаний и фирм, где есть наш капитал.ПОКУПАТЕЛЬ ПОКУПАТЕЛЮ РОЗНЬ- Владимир Васильевич, а почему вы держитесь за «классику», не снимете ее с производства? Она безнадежно устарела - весь мир уже давно ездит на переднеприводных машинах. Да и прибыль, говорят, она уже давно заводу не приносит... - Так оно и есть. Но я уже упомянул: когда мы попытались снять с производства «шестерку», пошли тысячи писем и жалоб. Наш покупатель очень неоднороден, - С группой СОК у вас тои любые общие рассуждения же партнерские отношения от его имени неправомерны.Главный критерий - сколько продается. Теперь мы действуем так: устанавливаем цены, ориентируясь исключительно на заказы дилеров. Если они увеличивают розничные цены, мы очень осторожно поднимаем свои отпускные. Цена это реакция рынка на спрос. Недавно вот объявили: снимаем с производства «Ниву». Нас просто завалили письмами! Дело в том, что завод не в состоянии поставлять агрегаты для производства и старой «Нивы», и новой - у нас ограниченные мощности. Это и вынудило пойти на прекращение производства ВАЗ-2121. Пока же, в связи с повышенным спросом, увеличиваем производство «нив». «По многочисленным просьбам трудящихся», как раньше говорили. У нас пока хватает нерешенных проблем в отношениях с покупателем. Они остаются еще с тех времен, когда на «Жигули» записывались в очередь за несколько лет. Есть претензии к качеству сборки, комплектующим, предпродажной подготовке, уровню сервиса, гарантии и т. д. Как это ни горько признать, мы еще до покупателя не доехали. Но эту работу не прерываем ни на один день. В подготовке интервью принимали участие Елена Чернова (АвтоВАЗ) и Игорь Моржаретто («За рулем»).16За рулем 5/2003