18
19
20
21
22
23
24
КОНСЕРВАТОРОВАНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ ТВ За ру .тем-5/2003- - Mff • " •i4" •{Их осталось совсем немного - крепких вседорожников с зависимой передней подвеской. Кто они: неуклюжие динозавры минувшей эпохи или достойные продолжатели традиций?МВ» времен Второй мировой и «ДжипГран Чероки»: из общих черт у них разве что полный привод и семь вертикальных щелей на облицовке радиатора. История «Ниссана-Патруль» тоже насчитывает более полувека, хотя, в отличие от «Джипа», первый «Патруль» образца 1951 года ничем не был обязан ЧЬЯ ЛЕГЕНДА КРАСИВЕЕ? «Здесь продается славянский шкаф? военным - те машины пользовались Нет, шпион живет этажом выше...» В наибольшим спросом у фермеров этом классе автомобилей легенда не и строительных компаний. Спустя десяменее важна, чем в среде профессиотилетие появился более комфортабельнальных разведчиков. Благо, обоим ный вариант, весьма похожий на нынешнюю модель, он просуществовал кандидатам есть о чем рассказать. История марки «Джип», по утверждебез радикальных изменений до 1980 гонию нынешнего ее владельца, компада. Следующее поколение продержании «Даймлер-Крайслер», насчитывает лось до 1988-го, а в 1998-м наступил пеболее 60 лет. Первый «Виллис-Овер- риод современного «Патруля». ленд» выпустили 23 июля 1941 года. Хотя сама марка «Джип» была зарегистриЗАДАЧИ И КОНСТРУКЦИЯ рована только в 1950-м, так что ее жизНастоящий вседорожник - это, в перненный путь почти на десятилетие ковую очередь, зависимые подвески и рароче. Эти полвека основательно измема. Полувековой опыт убедил, что в тянили облик полноприводного вояки - желых условиях только такая комбинаиз неказистого армейского костотряса ция способна обеспечить надежность без крыши и дверей он превратился ви долговечность. Мосты спереди и сзакомфортабельный и сугубо гражданди, может, и не позволяют добиться реский автомобиль повышенной проходикордных значений дорожного просвета, мости. Сравните между собой «Виллис- но зато ходы подвески не чета парамет-КРАТКИЕ ДАННЫЕJEEP GRAND CHEROKEE OVERLANDШ Выпускается в США и Австрии с 1998 года. • В настоящее время комплектуется тремя типами двигателей: бензиновыми V8,4,7 л, мощностью 164 и 190 кВт и пятицилиндровым турбодизелем 2,7 л, 120 кВт Постоянный полный привод. Автоматическая трансмиссия. • Комплектации для российского рынка Limited и Overland. С двигателем 190 кВт только Overland. • Цена - от $46 900 (4,7 л, комплектация Limited), от $57 490 Comfort. Цена в указанной комплектации - $57 490.NISSAN PATROL GR 4,8И Выпускается в Японии с 1998 года. • Варианты кузова: трехдверный или пятидверный универсал. Подключаемый полный привод. Механическая или автоматическая коробка передач • Комплектации для российского рынка - четырехцилиндровый дизельный и шестицилиндровый бензиновый двигатели 3,0 и 4,8 л, мощностью 116 и 180 кВт. • Цена - от $48 500 (дизель, комплектация Luxury) до $60 500 (бензиновый 4,8, Elegance). Цена в указанной комплектации - $60 500. За рулем 5/2003 19 ТеСТ«ДЖИП-ГРАН ЧЕРОКИ ОВЕРЛЕНД» И «НИССАН-ПАТРУЛЬ GR»>. >i»3i«Kрам независимой, да и агрегаты надежно защищены. Никаких резиновых пыльников и шаровых опор - все просто и «железно». Вопрос с упругими элементами решен - пружины окончательно победили листовые рессоры. Комфорт и управляемость могут быть обеспечены лишь тщательно подобранным соотношением многочисленных рычагов и тяг. Изюминка «Ниссана-Патруль» - автоматически отсоединяемый стабилизатор поперечной устойчивости сзади. Нажатие кнопки - и без того внушительные ходы задней подвески становятся вовсе фантастическими. Так же и рама - нужно увидеть, как она «дышит» при работе подвески, чтобы понять, какие нагрузки испытывает автомобиль на пересеченной местности. Сущая пытка для несущего кузова с мизерными зазорами дверных проемов и вклеенными стеклами. Но не будем излишне драматизировать: знатоки и так не преминут напомнить, что у «ДжипаГран Чероки» как раз несущий кузов. Формально они правы. Но, заглянув20 За рулем 5/2003под «Джип», сразу заметишь мощные лонжероны по всей длине автомобиля все же больше похоже на раму, приваренную к днищу... Впрочем, по размерам они тоже не одноклассники: «Ниссан» почти на полметра длиннее, на 100 мм шире и выше. Поэтому в нем безо всяких ухищрений удалось разместить три ряда сидений. А вот в посадке водителя немало общего - в обеих машинах она ближе к легковой, нежели к «автобусной». Разница в том, что сидящий за рулем «Ниссана-Патруль» оказывается почти на голову выше. СОБРАНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ «Мощный, тяговитый дизель отлично приспосабливается к изменению нагрузки» - расхожая фраза из теста в любом автомобильном издании. Каждое из них в меру сил способствовало укреплению очередного мифа. Тихоходные дизельные двигатели внушительного объема без наддува, совершенно индифферентные к нагрузке, осталисьв далеком прошлом. Их преемники легче, мощнее, экономичнее, но... имеют куда более узкий рабочий диапазон. А сочетать ломовую тягу с холостого хода до красной линии тахометра, внушительную мощность и отличную динамику может лишь бензиновый мотор солидного объема с относительно умеренной степенью форсировки. И никакого наддува... В Америке это знают давно. Не верите? Тогда попробуйте отыскать в справочной литературе современный турбодизель, у которого 90% крутящего момента достигается в широком диапазоне оборотов... Едва ли найдете. А бензиновый двигатель - запросто, и в производстве он дешевле. Вот только цены на топливо в Европе не дают никаких шансов многолитражным бензиновым моторам - всему виной их аппетит. Наши подопечные на него тоже не жалуются: средний расход за время теста у обеих машин хоть немного, но превысил важную психологическую отметку в 20 л/100 км. Конечно, в размерен- «ДЖИП-ГРАН ЧЕРОКИ ОВЕРЛЕНД» И «НИССАН-ПАТРУЛЬ GR»Генератор и компрессор кондиционера наверху - это рудименты.ном движении по шоссе расход уменьшается до более приемлемых 12-15 литров на сотню, но те, кто любит «наступить на газ», вполне могут проследить движение стрелки на указателе уровня. «Автомат» не для бездорожья» - еще один укоренившийся миф. Не будем говорить о тяжелых рейдах по необитаемым местам, но в реальной жизни пользы от него больше, чем вреда. Исключается неправильный выбор передачи, улучшается троганье на скользком покрытии, появляется лишний демпфер в трансмиссии, смягчающий ударные нагрузки, когда автомобиль переваливает бугры и ямы. А чтобы не «вскипятить» его в действительно тяжелых условиях, есть понижающая передача и датчик температуры. Кстати, спалить обычное сцепление, пытаясь выбраться из грязи, намного проще... ЧТО ВНУТРИ? Шикарный салон с кожаными креслами, снабженными электроприводом и подогревом, деревянная отделка передней панели и даже руля, автоматическая климатическая установка, дорогая аудиосистема - все это есть в обеих машинах. Но «Джип» несколько впереди по общей отделке и насыщенности дополнительным оборудованием. Преимущество дали бортовой компьютер на консоли потолка, раздельное управление климатом, датчик дождя на ветровом стекле и подвижные поперечные дуги на релингах крыши. Мы уже знакомились с «Гран Чероки» второго поколения (ЗР, 2000, № 12), и тогда его салон оказался очень просторным даже для высокого водителя. В этот раз получились немного другие данные. Виноват люк - он съел примерно 50 мм над головой водителя, так что водителям ростом выше 190 см придется искать компромиссы в посадке. К удивлению, куда более объемистый «Ниссан-Патруль» не предоставляет высоким водителям преимуществ. Пределы регулировок передних кресел сразу напоминают о японском происхождении автомобиля. К рулю можно подъехать чуть не вплотную, а вот «уехать» достаточно далеко не получится. Впрочем, проблемы испытают только те, кто выше 190 см и притом длинноног. Внушительная длина салона позволила разместить в «Патруле» три ряда сидений, причем два складных места в багажнике вовсе не детские. Средний ряд может перемещаться вперед-назад на 100 мм. В его переднем положении места третьего ряда вполне подходят взрослым ростом до 180 см. Но тогда и осталь-«Джип» уверенно чувствует себя на скользкой дороге.Откидное стекло задней двери удобно для мелкой поклажи.i циферблаты - признак спортивности? ТЕХНИКАтест«ДЖИП-ГРАН ЧЕРОКИ ОВЕРЛЕНД» И «НИССАН-ПАТРУЛЬ GR»фирменное обозначение форсированного мотора. Автоматическая коробка передач, применяемая с ним, тоже не лишена оригинальности - у нее... две вторые передачи. Первая «вторая» используется при нормальном разгоне, ПО ДОРОГАМ И БЕЗ НИХ Наш дежурный набор для тестов сегода другая - когда педаль газа нажата до ня таков: городские улицы всех мастей, упора. Но даже если считать вторые пеот многорядных проспектов до переулредачи за одну, ступеней все равно ков, забитых кое-как припаркованныпять, причем две из них «овердрайв». ми машинами, изрядно потраченное Вот куда могут завести конструкторов «асфальтовой молью» пригородное требования по снижению расхода! шоссе, кусочек приличного «хайвэя». Набрав крейсерские 100 км/ч, «Гран А также... мотокроссовая трасса, едва Чероки» умеряет аппетит до 12 л/100 км оттаявшая под весенним солнцем. и превращается в подобие лимузина Первым на маршрут уходит «Гран быстрого, комфортабельного и бесшумЧероки». В узких переулках ему вполне ного. Водителю и пассажирам остается уютно, лишь при парковке в стесненразвлекаться всем арсеналом электроных условиях посетовали на заметно ники: круиз-контролем, раздельным больший, чем у легковой машины, рапультом климатической установки, аудиус поворота. Уйти первым со светодиосистемой с CD-чейнджером, бортофора не вопрос - тягаться с «Джипом» вым компьютером с меню предваримогут лишь те, у кого под капотом тельных настроек автомобиля. Интеробычной машины больше 200 «лошафейс столь обширного хозяйства надей». Остальные лишь мельком увидят столько прост, что на чтение руководстшильдик V8 4.7L НО: «High Output» - ва времени можно не тратить. ные пассажиры не должны быть выше. Если же требуется создать комфорт пятерым выше среднего, то в третьем ряду удобно будет лишь детям.22 За рулем 5/2003Однако поддерживать высокий темп на извилистой дороге за рулем «Джипа» не так уж просто. В «нормальном» диапазоне скоростей его реакции вполне предсказуемы, но после 130 км/ч проявляются не лучшие черты, особенно на волнах покрытия. На запаздывания руля накладываются крены кузова, приправленные заметным скейтборд-эффектом. В сочетании с дорожными низкопрофильными шинами с малым уводом - прямо-таки гремучая смесь... А если учесть, что благодаря мощному мотору автомобиль играючи набирает 180 км/ч, то наш вывод - возможности двигателя серьезно превосходят шасси. На ровных дорогах ситуация намного лучше - высокие скорости вполне позволительны, а рулевое управление обладает внятным реактивным действием. А вот оценить замедление сложно - слишком мало усилие на педали. Впрочем, на крайний случай выручит АБС с электронным распределением тормозных сил. Вот и подошли к самому интересному: отправляемся на оттаявшую крос- «ДЖИП-ГРАН ЧЕРОКИ ОВЕРЛЕНД» И «НИССАН-ПАТРУЛЬ GR»Это не V-образная «восьмерка* - это рядная «шестерка».Подголовники третьего ряда функциональны, но излишне мае сивны.Благодаря огромным ходам подвески можно преодолевать полуметровые уступы.совую трассу. Подготовки не требуется - «Гран Чероки», как пионер, всегда готов к штурму бездорожья. Система Quadra Drive II в нормальных условиях передает большую часть крутящего момента на задние колеса, но способна в доли секунды перебросить его на передний мост. А благодаря самоблокирующимся дифференциалам «Джип» может двигаться, если хотя бы одному колесу есть за что зацепиться. Недостаток крутящего момента? Такого не бывает при пониженной передаче 2,72:1. Грязные и обледенелые подъемы «Гран Чероки» берет с легкостью, несмотря на чисто дорожные шины. А вот геометрическая проходимость у него неважная: на перегибах слишком рано начинает чиркать защитой раздаточной коробки. Немудрено - под ней меньше 200 мм, а «висит» она как раз в середине базы. Пытаясь одолеть неровности с хода, надо быть осторожным - энергоемкость подвесок невелика. Ее вполне достаточно для дефектов асфальта, но далеко не самые глубокие ямы на грунтовке уже вызывают срабатывание ограничителей хода. Жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости, уменьшающие крены в поворотах, стали естественным ограничителем ходов подвески. За рулем «Ниссана-Патруль» даже знакомые переулки оказываются уже. Расширенные колесные ниши заставляют быть очень осторожным при тесных разъездах. А вот маневренность машины кажется вполне достаточной. Немудрено, ведь при заметно больших габаритах радиус поворота у «Ниссана» лишь на ширину ладони больше, чем у «Джипа». Внушительные габариты отнюдь не минус в потенциально конфликтных ситуациях. А динамики вполне достаточно, чтобы уверенно занимать стратегические позиции перед перекрестками и развилками. Только для светофорных гонок ее, пожалуй, маловато, и хотя двигатель «Ниссана» старательно извиняется за внушительную массу машины, но превратить 2,5-тонный полноприводник в спорткар все же не в силах. На шоссе «Ниссан-Патруль» легко достигает 150 км/ч, дальнейший разгон дается с заметным трудом. Впрочем, и этой скорости хватит, чтобы понять: высокая скорость - не его стихия. Подвески «Ниссана» поначалу кажутся довольно мягкими, но это ощущение обманчиво. Ямы и выбоины оказываются весьма чувствительны для седалищ. Впрочем, не надо забывать - подвески рассчитаны на 3/4 тонны нагрузки. Однако на более-менее хорошей доЗа рулем 5/2003 23Двойной козырек - всесторонняя защита от солнца (слева).Деревянные вставки и электролюминесцентная подсветка приборов - современный шик. ТЕХНИКАтест«ДЖИП-ГРАН ЧЕРОКИ ОВЕРЛЕНД» И «НИССАН-ПАТРУЛЬ GR»•»« - поперечныйразмерДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯJEEP GRAND CHEROKEE OVERLAND Ш Общие данные Размеры, мм: длина 4613 ширина 1836 высота 1762 Радиус поворота, м 6,0 Снаряженная масса, кг 2004 Полная масса, кг 2495 Максимальная скорость, км/ч 206 Время разгона 0-100 км/ч, с 8,3 Топливо/запас топлива, л АИ-95778 Расход топлива, л/100 км (по нормативу EU99/100): загородный цикл 12 Л городской цикл 22.3 5070 1930 1885 6,1 2310 3070 190 10,8 АИ-95/95 NISSAN PATROL GR MРАЗМЕРЫ, ммJEEP GRAND CHEROKEE OVERLAND 965-1140 620-820 NISSAN PATROL GR 43 920-1100 545-870970 9701435 1475 280-320980 9601485 1480 330-370 350 400/1140/1980 1120 810роге любую «мелочевку» прекрасно глотают шины нешуточного размера 275/70R16. Мотокроссовая трасса снова ждет нас. Перед штурмом не забыть подключить передний мост - у «Ниссана-Патруль» нет межосевого дифференциала, и езда по асфальту с полным приводом ему противопоказана. Любители экономить топливо и искать приключений на... водительское кресло могут даже разъединить муфты передних колес, совсем как на УАЗе... Для полной «мобилизации сил» к бездорожью используют пониженную передачу, жесткую блокировку заднего межколесного дифференциала и освобождают задний стабилизатор. Благодаря огромным ходам подвески и внушительному просвету в середине базы длинный и неуклюжий на вид «Ниссан» легко берет препятствия, недоступные «Гран Чероки». Хотя с блокируемым задним дифференциалом надо уметь обращаться - на косогоре автомобиль разворачивает. ПОПЕРЕД БАТЬКИ Итак, «Джип-Гран Чероки» оказался сильнее в дорожных дисциплинах и проще в управлении на скользких дорогах. «Ниссан-Патруль» ощутимо отстает в динамике, но более чем основательно выигрывает во вместимости, грузоподъемности и проходимости. Похоже, «Гран Чероки» так и не определился, кем ему быть - скоростным «паркетником», соперничающим с БМВ-Х5, или бескомпромиссным вездеходом, продолжающим славные традиции «Виллиса». Но почти убеждены - в следующем поколении этот автомобиль обретет, наконец, уверенность и окончательно устремится в асфальтовые джунгли, вооружившись независимыми подвесками. Мощный бензиновый мотор «Ниссана-Патруль» - лишь элемент повышения комфорта. Меньше шума, лучше динамика, все на пользу потребителю. Что же касается расходов - тот, кто заплатит 60 тысяч «зеленых» за машину, найдет и тысячу рублей на полный бак. А характер и породу из «Патруля» не вытравить: и с дизелем, и с бензиновым мотором это серьезный вседорожник, готовый стойко переносить трудности самых тяжелых дорог. Редакция благодарит за предоставленные автомобили: «Ниссан-Патруль GR 4,8» - «НИССАН НА ВОЙКОВСКОЙ»; «Джип-Гран Чероки Оверленд» - «ДАЙМЛЕР-КРАЙСЛЕР АВТОМОБИЛИ РУС». Подробная информация - в разделе «Цены дилеров».3501080/1680 1045805 7B514,3 25,0940• КровКоличество дверей Число мест • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Макс крутящий момент, Н м при об/мин • Трансмиссия Привод Коробка передач Передаточные числа: 1 II III IV V з.х. Главная передача • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади 5КОМПЛЕКТАЦИЯJEEP GRAND NISSAN CHEROKEE PATROL OVERLAND GR4.J АБС Противобуксовочная система Боковые подушки безопасности Кондиционер Климат-контроль Регулируемая оулевая копонка Противотуманные фары Аудиосистема Полноразмерное зап. колесо • • • • • • • •универсал 57бензиновый V8 16 4701 10,2 190/256 5200 425 3500 Р6 24 4759 180/245 4800 400 3600-• • • • •на все колеса 5А 5А 3,0 1.67/1 У 1.0 0,75 0,76 3,0 3,73 3,54 2,26 1,47 1» 0,83 2,37 3,9ПАРАМЕТРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОХОДИМОСТИУгоп въезда,град Угол съезда, град Угол рампы, град Дорожный просвет под мостами в пределах базы 35 28 16 206 188 37 31 27 220 355РЕЗЮМЕJEEP GRAND CHEROKEE OVERLAND ^ Отличные динамические качества, хорошо • • согпасованные двигатель и коробка передач, богатые возможности трансмиссии, мощная защита агрегатов, хорошее оснащение. Щ Высокий расход топлива, небольшой дорожный * просвет, недостаточная энергоемкость подвески. NISSAN PATROL GR 43 ~%Тяговитый двигатель, бопьшие ходы подвески, • * просторный сапон с возможностью семиместной компоновки, хорошая геометрическая проходимость. Ш Отсутствие межосевого дифференциала, " * посредственная плавность хода.Усилитель рул. управления Размер стандарт, шин Тормоза: передние задниезависимая 1ружинная лродольнь е рычаги, тяга It шара продольнье продольные и треугольрычаги ный рычаги и тяга Панара гидравл ческий 235/65R17 275/70R16 дискевыв вентили ]уемые дисковые дисковые вентилируемые"В режиме «кик-даун».24За рулем 5/2003