18
19
20
21
22
23
24
ПОСТАВИТЬ НА ВИД Начнем знакомство с «Тойоты-Авенсис». Нынешняя машина спроектирована и выпускается в Европе. Это уже второе поколение европейских «тойот». Что нынче считают востребованным в Старом Свете? Прежнюю машину отличали весьма скромный вид и размеры, да и салон не был особенно просторным. Новый «Авенсис» выглядит внушительно. Даже чем-то напоминает «Фольксваген-Пассат» - то ли выпуклой решеткой передка, переходящей в бампер, то ли скругленной линией крыши. Впрочем, на вид он даже массивнее немецкого «коллеги»: округлые боковины 18 За рулем 6/2003без всяких подштамповок, высокая поясная линия, в плотные колесные ниши едва вмещаются шины размерности 205/55R16, ставшей уже неофициальным стандартом в классе. В общем, солидности с избытком, узнаваемости тоже. Чего не хватает? Легкости силуэта, изящности или спортивности? Посмотрим на второго участника теста. «Форд-Мондео» на 101 мм длиннее, на 52 мм ниже и на столько же шире. Неудивительно, что он выглядит более стремительным и поджарым, а низкая поясная линия и молдинг на дверях зрительно удлиняют машину. Колесные ниши «Форда», наоборот, сделаны с запасом, а массивные отбортовки зрительно расширяют их. Весь облик автомобиля не вызывает никаких «тяжеловесных» ассоциаций. Правда, в этом классе это не всегда плюс: солидность часто отождествляют с «полнотой». ПРИНЦИП РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ Автомобили сегмента «D» - пример «разумной достаточности» в сравнении со следующим - «Е», часто именуемым «бизнес-классом». По размерам салона, да и по возможностям оснащения они фактически не уступают более престижным машинам. Основное отличие до не- •^^^^^яашмш^лЯЛЛ-давнего времени выражалось в отсутствии особо мощных модификаций, но теперь, видимо, остаются только наружные размеры. Впрочем, деление на классы все более условно: тот же «Форд-Мондео» по длине сильно вышел за полагающиеся 4,6 м, да и «Тойота-Авенсис» не укладывается в рамки. Так что в реальной жизни сегмент определяется скорее ценой базовой модификации и относительно скромными моторами для нее. Несмотря на новизну, «Тойота-Авенсис» не пошла на поводу у модной тенденции создавать престижные модификации в общем-то простых машин гамма двигателей ограничена двухлит-/•:•--КРАТКИЕ ДАННЫЕ TOYOTA AVENSIS 1.8 SOLШ Выпускается с 2003 года. Ш Варианты кузова: седан и универсал. • Комплектуется четырьмя вариантами двигателей - бензиновыми 1,6; 1,8 и2л (последний с непосредственным впрыском бензина) мощностью от 81 до 108 кВт и турбодизелем 2 л, 85 кВт. Привод на передние колеса. • Комплектации для российского рынка - только бензиновые двигатели 1,8 и2 л. Последний также с автоматической коробкой передач. • Цена - от $22 900 (1,8 Sol) до 29 400 (2,0 Exclusive).КРАТКИЕ ДАННЫЕ FORD MONDEO 1,8 COREI Выпускается с 2000 года. И Варианты кузова: седан, хэтчбек, универсал. • Двигатели: пять бензиновых от 1,8 до 3,0 л мощностью от 81 до 166 кВт и три турбодизеля 2 л, от 66 до 96 кВт Привод на передние колеса. • Комплектации для российского рынка - бензиновые двигатели 1,8 16V, 2 л, 2,5 л, 3 л (ST220) и дизельный 2 л, 85 кВт Автоматическая коробка передач для моторов 2,0 и 2,5 л. • Цена от 19 100 (седан, 1,8 л. Соте) до 39 520 евро (хэтчбек, ST220+ece опции). Цена указанной комплектации - 21 650 евро.За рулем6 / 2 00319 TeCTTOYOTA AVENSIS. FORD MONDEOTOYOTA AVENSIS 1,8 SOLровым агрегатом. А вот маркетинг автомобиля в России не похож на европейский - базовую комплектацию с мотором 1,6 лк нам не завозят. Впрочем, «Мондео» с восьмиклаланным мотором 1,8 л здесь тоже не продается. Комплекс владельца «большой машины» пока не позволяет соотечественникам трезво подходить к выбору скромного мотора и оснащения. Итак, что считает необходимым «Тойота»? Базовая комплектация «Авенсиса» по европейским понятиям роскошна. Климатическая установка с раздельным управлением для водителя и пассажира, бортовой компьютер, панель приборов с желтой электролюминесцентной подсветкой, вставки под дерево, обшитые кожей руль, набалдашник рычага коробки передач и даже внутренние дверные ручки, подогрев передних сидений с плавной регулировкой, автоматически затемняемое внутреннее зеркало с электрохромным покрытием, наружные зеркала с подогревом и автоматическим складыванием,20 За рулем 6/2003а также девять (!) подушек безопасности. Жаль, что в России не разрешаются автомобильные GPS-приемники - контроллер бортового компьютера «Авенсиса» оказывается незагруженным. Нечетное количество подушек объясняется довольно просто - у водителя есть дополнительная «коленная» подушка, предотвращающая травмы ног о переднюю панель и рулевую колонку при лобовом столкновении. Нечто подобное было на «КИА-Спортидж» для американского рынка, но в Европе такое решение в новинку. Весьма серьезная аудиосистема, доводкой которой занимался сам главный конструктор Сугуя Фукусато, включает кассетную магнитолу, проигрыватель компакт-дисков, цифровой процессор сигнала и восемь динамиков. А приемник, помимо традиционных диапазонов и информации RDS, способен принимать вещание в цифровом формате (которого у нас пока нет). Надо сказать, при скромной мощности динамиков и усилителя (всего 40 Вт на канал) система не толькопроизводит впечатление гораздо более мощной, но и удивляет четкой звуковой картиной, которую можно услышать лишь в автомобилях аудиофилов. На этом фоне оснащение «ФордаМондео 1,8 Core» выглядит спартанским. Передние стеклоподъемники, кондиционер, электрическая регулировка водительского сиденья по высоте, две подушки безопасности, фирменная магнитола и большие овальные часы на передней панели. Даже наружные зеркала регулируются вручную. Но, скажите, разве здесь не хватает чего-то действительно нужного? Уж если пенять на зеркала, то сначала на их неудачную форму и лишь потом на отсутствие электрорегулировки и подогрева. Впрочем, все недостающее есть в списках дополнительного оборудования. САЛОН РАДИ САЛОНА Размер или удобство? К нашей паре этот вопрос не относится - водители ростом от полутора до двух метров найдут оптимальную посадку, при этом даже TOYOTA AVENSIS, FORD MONDEOПанель бортового компьютера грустит изза отсутствия навигационной системы. Это комфорт для двоих и безопасность для троих.Салон «Тойоты Авенсис» - совершеннейшая иллюзия дорогого автомобиля, ив только на вид но даже на ощупь. Электролюминесцентная подсветка приборной панели Opthron желтого цвета.Дерево, хромированная сталь, кожа? Нет - пластмасса и заменитель. Но едва отличимы.за самым высоким из них человек среднего роста уместится с комфортом. Так же реально в той и другой машине рассадить четверых пассажиров внушительной комплекции. Различия в длине салона и диапазонах регулировки сидений минимальные. Единственное, понастоящему заметное - в ширине салона на уровне плеч для задних пассажиров: тут «Форд-Мондео» превосходит «Тойоту-Авенсис» на 50 мм. Если оценивать вместимость заднего сиденья в условных пассажирах, то в «Форде» их уместится 2,8, а в «Тойоте» 2,7. Впрочем, нам важнее компоновка водительского места. При общем сходстве размеров разница весьма заметна - у «Форда-Мондео» гораздо больше диапазон регулировки по высоте, шире возможности рулевой колонки. Правда, в нижнем положении руль может мешать коленям при посадке. Незамысловатое и довольно жесткое кресло в «Мондео» весьма удобно, но требует тщательной подгонки. Желание уехать со стоянки побыстрее обернется необЗа рулем 6/2003 21 ТЕХНИКАтестTOYOTA AVENSIS, FORD MONDEOходимостью уже через 15-20 минут устраиваться заново. «Тойота-Авенсис» прямая противоположность; в ней мягкость подушки и спинки скрадывает наспех выбранные регулировки. При этом многое зависит не только от пропорций, но и от массы водителя. Если легкий и худосочный «драйвер» надежно удерживается боковыми валиками, то его коллега весом более центнера просто расплющивает мягкое кресло своей спиной - какая уж тут фиксация в повороте. Однако комфорт при этом не страдает, жертвой становится лишь ощущение автомобиля - сидя на мягком диване, сложнее что-либо почувствовать... НА НАШИХ ДОРОГАХ «Форд-Мондео» к российским условиям подготовлен: увеличенный просвет, грязезащитные фартуки, усиленная подвеска. «Тойота-Авенсис» прибывает в специальном исполнении «для плохих дорог и холодного климата» с увеличен22 За рулем 6/2003ным на 20 мм дорожным просветом, руль с электроусилителем вносит неболее мощными стартером и аккумулякую отстраненность машины от водитором. Из отверстий и скрытых полостеля. Впрочем, резкие смены полосы тей иной раз и повиснет капля свежего «Авенсио выполняет непринужденно, антикора - береженого бог бережет... уверенно держит курс даже на неровНо невзирая на увеличенный просвет, ной дороге, хорошо «стоит» в длинных при парковке, особенно носом к тротускоростных поворотах. Пасует он лишь ару, на «Тойоге-Авенсис» нужно быть в самых заковыристых и медленных випредельно внимательным - большой ражах - вывешивающееся переднее копередний свес и низко висящий бампер лесо отчаянно буксует, а автомобиль легко могут ввергнуть вас в непредви«вываливается» наружу поворота. денные расходы. «Форд-Мондео» с адаптированной Пока асфальт не слишком разбит подвеской разительно отличается от и покрытие не «заиграло» волнами, лияпонского одноклассника. Хотя мелкие дерство «Тойоты-Авенсис» неоспоримо выбоины его подвеска глотает не так - ее подвеска легко и практически бесэффектно и бесшумно, он не боится шумно справляется с мелкими дефектакомбинации «волны» и скорости. По хами покрытия и хаотичными неровнорактеру управляемости «Мондео», постями. Проблемы, как обычно, начинажалуй, даже более интересен. Он неются на волнах «поплывших» после сумного больше напрягает водителя на ровой зимы дорог и на больших скороскоростных прямых, но в его откликах стях - тут подвеске просто не хватает нет и следа задумчивости или тяжести. энергоемкости. К управляемости в Приятный, умеренно острый характер штатных режимах придраться тяжело. «Форда» скорее придется по душе акРазве что излишне задемпфированный тивному водителю. Тем более, что в по- TOYOTA AVENSIS, FORD MONDEOЗадние электрические стеклоподъемники - за доплату. Заднее сиденье - не «тещино место». Центральный подлокотник полагается только в комплектации Tread.•Форд-Мондео» не претендует на аристократичность. Его интерьер не пытается выглядеть дороже, чем есть.Набор приборов стандартный, но одометр суточного пробега только один.Дополнительный глушитель шума впуска на капоте.воротах «Мондео» надежен на все сто, его не смущает даже «стиральная доска» на самом ответственном участке. В крайнем случае, автомобиль выражает свое неудовольствие сносом всех четырех колес. Но чтобы дойти до этого предела, нужно как следует постараться - стоит ли?НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ...И «Мондео», и «Авенсис» обладают весьма неплохой динамикой, но схожие весовые и мощностные параметры не означают полной идентичности в разгоне. Двигатель «Тойоты» очень гибок и легче приспосабливается к нагрузке, чем «фордовский», предпочитающий высокие обороты (между отметками 4и6 на тахометре). До этого диапазона он способен уверенно тянуть машину но не рассчитывайте на быстрый разгон. Впрочем, коробка передач способна многое исправить. Особенно это заметно на «Форде»: хорошо подобранные передаточные числа позволяют использовать потенциал мотора с максиЗа рулем 6/2003 23 ТЕХНИКАтестTOYOTA AVENSIS, FORD MONDEOмальной эффективностью, а рычаг переключения передач хоть и не отличается короткими ходами, но действует безукоризненно точно. Настолько, что блокировка включения задней передачи выглядит излишней, сделанной лишь для повышения «дуракоустойчивости». Коробка передач «Тойоты-Авенсис» вызывает иные ощущения. К большим ходам еще можно приспособиться, а вот затрудненное включение первой и второй передач радости не приносит. Еще одна особенность уже точно неустранима на сервисе - слишком большая «ступенька» между первой и второй передачами. Сложно сказать, чем руководствовались конструкторы, но при разгоне даже гибкая характеристика мотора не в состоянии исправить положение. Зато на высших передачах, которые чуть «короче», чем у «Мондео», «Авенсис» демонстрирует весь потенциал двигателя с плавно регулируемыми фазами газораспределения, уверенно ускоряясь даже с небольших оборотов. ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЭКОНОМНЫХ Цена «Тойоты-Авенсис» в нашем варианте составляет 22 900 долларов. Немалая сумма, учитывая, что цены на машины предыдущего поколения начинались с 16 тысяч. Подорожание более чем на 40% впечатляет, но, пожалуй, соответствует разнице между прежним и новым «Авенсисом» по размеру и уровню оснащенности. Лучший способ оправиться от ценового шока - немного посчитать. Попробуем дооснастить «Мондео» всем, что есть в стандартной комплектации «Авенсиса». Добавим задние стеклоподъемники, омыватели фар, продвинутый CD-ресивер, противотуманные фары, боковые подушки и шторки безопасности, а также подогрев сидений и климат-контроль. С вас 19 990 евро или 21 990 долларов по курсу на день теста. Заметьте, с «юбилейной» скидкой... Без нее «Форд» в такой комплектации будет стоить уже 21 650 евро или 23 815 долларов - заметно дороже «Тойоты». А если учесть, что среднестатистический покупатель у нас больше благоволит японской технике, дилерам «Форда» придется нелегко. Конечно, есть проверенные ходы - сервисные программы по сниженным ценам или кредит под низкий процент. Вот такая арифметика... КОМФОРТ В НАСТУПЛЕНИИ Ключевой вопрос «какая лучше?» оставляет мало шансов на дипломатичный, уклончивый ответ.24 За рулем 6/2003Если намерены возить себя и близких с максимальным комфортом, то альтернативу «Тойоте-Авенсис» найти трудно. Если же на первом плане удовольствие от управления, то здесь «Форду-Мондео» есть что противопоставить. Это совсем не похоже на соревнование в количестве подушек, динамиков и деревянных планок. Впрочем, для него у «Форда» есть подходящая комплектация Ghia, а у «Тойоты» Exclusive. Еще раунд? D»J» - поперечный I ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯTOYOTA AVENSIS • Общие данные Размеры, мм: длина ширина 4630 1760 1480 5,4 1245 1820 200 10,3 АИ-95/60 4731 1812 1428 5.6 1300 1865 205 10.8 АИ-95/58 FORD MONDEOразмерFORD MONDEO 960-1140 660-860 1020 930 1400 1400 270-330 390 1030/1980 960 730 460| РАЗМЕРЫ, м мTOYOTA AVENSISL . Ь950-1170 635-850 1010 940 1380 1350 290-315 360 1140/2130 1000 710 480н,Нг В,высотаРадиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км (по нормативу EU 99/100г. загородный цикл городской циклЩhi reU09 mmh« H. Н.Д. н.Д. |средн. 7,2) 5,7 11,4 (средн. 7,81КОМПЛЕКТАЦИЯTOYOTA FORD AVENSIS MONDEO АБС Боковые подушки безопасности Кондиционер Климат-контроль Регулируемая рулевая колонка Противотуманные фары Аудиосистема Полноразмерное запасное колесо 1 |1 111И Кузов Количество дверей Число мест • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, с м3 Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин • Трансмиссия Привод Коробка передач Передаточные числа: 1 II III IV V з. л Главная передача • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Усилитель рул. управления Размер стандартных шин Тормоза: передниеседан 45 бензиновый Р4 16•D•D•i179410Д 95/129 6000179810,8 32/125 6000•• a ш17042001704500РЕЗЮМЕ TOYOTA AVENSIS^ ^ЩШШШВШШШ„ Д Тяговитый двигатель, комфортабельная подвеска, низкий расход топлива, отличная шумоизоляцин, высокое качество отделки, богатство стандартной комплектации. (Щ * * Высокая цена, отсутствие дешевой базовой комплектации, недостаточная энергоемкость подвески, нечеткая работа коробки передач.на передние колеса М5 3,55 1,9 1.31 0,97 0,82 3,25 4,31 3,42 2,14 1,45 1,03 0,81 3,46 4,07FORD MONDEOШШШШЯQХорошее сочетание возможностей двигателя и трансмиссии, просторный салон, привлекательные цены на дополнительное оборудование, хорошая управляемость, удобство управления разгоном и замедлением, энергоемкая подвеска. Приемлемая цена в стандарт-независимая типа «Мак-Ферсон» многорычажная электригидравлический ческий 205/55Я16 206/55R16 дисковые вентилируемые дисковые дисковые вентилируемыевной комплектации (с учетом скидки). Скромность материалов отделки, ограниченный комфорт подвески на дорогах с выбитым покрытием.задниеРедакция благодарит за предоставленные автомобили ООО «ТОЙОТА МОТОР» («Тойота-Авенсис»), ООО «МЭЙДЖОРАВТО» («Форд-Мондео»). Подробная информация - в разделе «Цены дилеров».