194
195
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»стадионГОНКИ СЕРИИ NASCARОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕАЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО АВТОРАГородок Бристоль - по американским меркам глубокая провинция. Тихий, в основном одноэтажный, со всеми окрестностями наберется около 150 тысяч человек. Но пару раз в год сюда, на очередной этап гонок NASCAR приезжают еще от 120 до 160 тысяч «рейс фанов» со всей страны. Да не самолетами прилетают, а непременно на своих четырех. Впрочем, колес может быть и больше - многие тащат за собой кемперы, не полагаясь на гостиницы, где заламывают в эти дни до $250-300 за номер. Лагеря вокруг стадиона покрывают не один квадратный километр. РУССКИЕ В ГОРОДЕ - Вы из Москвы на гонки? Русские - молодцы! Команда «фанов» у нас, прямо скажем, небольшая: группа ребят из российского «Вальволина», прилетевшая в Штаты по делу, да пара примкнувших к ним журналистов. Здесь мы оказались без машины, о чем не раз пожалели. Хорошо хоть комнаты в мотеле забронировали тремя неделями раньше, а то впору было бы разворачиваться и ехать домой. В субботу, за день до старта, городок бурлил. Туда-сюда разъезжали машины с разноцветными флажками. Как правило, их в углах крыши два - национальный и флаг любимой команды. После тотальной скупки в местных магазинчиках полугодовой нормы газировки и легкого пива (у нас такое сочли бы безалкогольным) жизнь медленно рассасывается по номерам мотелей, кемпингов и прочим местам проживания «рейс фанов». Мы тоже совершили вояж по городу на такси, чтобы слиться с народом, и к своему ужасу выяснили, что таксомоторов в городе не то четыре, не то шесть. К слову, попутные водители в Америке, в отличие от наших, до смерти боятся заниматься частным извозом без лицензии и никогда пассажиров не берут. В общем, похоже, что мы влипли. Заказанное с вечера такси повезло нас на стадион окольными путями, но, не доехав пару километров, все-таки встало. По-нашему - «пробка», «по-их194 За рулем 6/2003нему» - «трафик». Уже здесь многие пристраивают машины на обочинах (заметим, строго в один ряд). По опыту знают: тот, кто раньше встал, оказался ближе к цели. Здесь же на обочине они уже давно развернули столики и примусы - готовятся! Вплоть до самого стадиона мы не увидели знаков, запрещающих остановку или стоянку. Напротив, у подножия арены все площадки и газоны (!) занимают кемперы, прибывшие сюда за пару дней до священнодейства. Дляих владельцев выстроены не только туалеты, но и банные домики (Shower House). Совсем немного полицейских - куда больше добровольцев с красными флажками, которых все беспрекословно слушаются. На стадионе и вокруг него свободно продают алкогольную продукцию... Не удивились? Тогда добавим: при такой свободе не видно ни одного употребившего сверх меры. Почему-то у нас об этой составляющей демократии забывают.Пикник у обочины. До гонок еще часа три. «Фаны» стекаются на стадион. Без знаков отличия своей команды лишь очень немногие. А ведь не мальчишки, уважаемые люди.Чтобы доехать, годится все. ГОНКИ СЕРИИ NASCARПостроились, поприветствовали друг друга и - вперед.Главное на коротком треке - залезть внутрь. Только аккуратно.Свалка - страшная штука, особенно когда скорость под двести.Т РИ , ДВА, ОДИН... G O !С оглушительным ревом 43 машины отправились нарезать круги по небольшому треку длиной в полмили. Каких тут команд только нет: «Тайд», «Виагра», «Будвайзер», «Дружественное мороженое», «Американская армия». Гонки популярны в народе, а значит, привлекательны для спонсоров. Предстоит преодолеть 500 кругов трека. По заполненному почти до предела 160-тысячному стадиону пошла «живая волна». Кто победит - еще не известно, но праздник уже начался. Только что стартовавшие пилоты в порыве спортивного азарта испытывают свои нервы и болельщиков, оставляя в виражах незаметный с трибун зазор между болидами. Короткий трек имеет свою специфику. Внешний радиус здесь, в Бристоле, оказывается невыгодным, поэтому гонщики ведут упорную борьбу за внутреннюю сторону дорожки на входе в поворот и, напротив, «распускают» машину на прямых участках. Пока вседержатся плотной группой, пускать соперника «внутрь» особенно опасно. Оттесненный на внешнюю сторону дорожки спортсмен рискует пропустить вперед целую колонну едущих бампер в бампер машин. Залезть обратно ой как сложно. Похожее действо в карточном преферансе называют словом «паровоз». Таким «паровозом» поехали в ходе гонки очень многие. Попробуйте ощутить, что чувствуют зрители. Джонни Бэнсон из команды «Вальволин», за которую мы болели, стартовав с 20-й позиции, после первой сотни кругов сумел добраться до 11-й, но, единожды пустив внутрь чью-то «морду», был отброшен аж на 29-е место, а закончил гонку 19-м. По ходу гонки ему сильно помяли левый борт, толчком повредили задний бампер, едва не развернув машину в вираже, а кругов за 150 до финиша «наш» с трудом прорвался сквозь завал, одного из участников которого увезли на «скорой». По накалу страстей это не уступит формуле 1, да и зрелищевсе разворачивается на ваших глазах, а не где-то вдалеке. За пятьсот кругов «Сейфети кар» выезжал на трассу раз пятнадцать. Почти всю гонку лидировали Джеф Гордон (команда «Дюпон», № 24) и Джимми Спенсор (радиостанция «Сириус Сателлит», № 7), однако финишировали они соответственно на девятом и двенадцатом местах. Победителем же стал 25-летний Курт Буш под № 97 из команды Rubbermaid (это лучше не переводить), выступающий в этих гонках только третий сезон. •За рулем 6/2003195