150
151
152
КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬ »совет безопасностиЧЕМ мы дышим КТО ВИНОВАТ7 Мы давно уже привыкли к тому, что автомобиль - это средство повышенной опасности, имея в виду угрозу для жизни при дорожных происшествиях. Между тем ежедневные «дозы» выхлопов действуют не менее коварно, хотя внешне это и не выглядит столь устрашающе, как кровь на асфальте. Объем вредных выбросов современного легкового автомобиля достигает 300 кг в год, наша же среднестатистическая легковушка изрыгает их в несколько раз больше. И это на фоне растущего числа машин! В 70-х годах по московским улицам колесило около 100 тысяч «частников», к 1993 году их популяция достигла 800 тысяч, сегодня перевалила за два миллиона, а по прогнозам через пять лет преодолеет отметку в три миллиона! Средняя скорость движения в Москве упала до 13 км/ч. В России ныне около 150 городов, где наибольшую долю вредных примесей посылают в воздух именно автомобили (кому-то больше «повезло» с промышленными предприятиями...). В воздух столицы - самого загазованного российского города - ежегодно попадает до двух миллионов тонн выбросов, или более пяти тонн ежедневно! Превалируют в общем объеме угарный газ СО (70%), углеводороды СН (15%) и окислы азота NOx (10%). При работе двигателя в выхлопную трубу вылетает более 200 веществ и соединений, среди которых тяжелые металлы и бенз(а)пирен - опаснейший канцероген, вызывающий даже в мизерных концентрациях мутации, а через поколения «аукающийся» рождением нездоровых детей. Металлы, особенно свинец, аккумулируются по обочинам крупных дорог:щОбязательно глушите мотор в гараже или другом закрытом помещении, даже если двери распахнуты настежь! При прогреве машины с нейтрализатором (!) концентрация СО достигает 325 мг/м 3 ; максимально же допустимая норма - 2 0 мг/м 3 (вредное воздействие проявляется уже при 6 мг/м3). Карбюраторный двигатель, тем более разрегулированный, порой на порядок «грязнее». 150 За рулем 6/2003 ЧЕМ МЫ ДЫШИМДИРЕКТИВА ЕВРОСОЮЗАНАША СПРАВКА СО - бесцветный газ без запаха, препятствующий наполнению крови кислородом; в больших дозах смертельно опасен. N Ox - окись азота, газ без цвета и запаха, виновник красновато-коричневого оттенка воздуха. Активно взаимодействует с углеводородами СН под влиянием солнечных лучей, в результате чего выделяется озон Оз. Последний раздражает слизистую носа и горла, вызывая кашель и насморк, а также способствует возникновению астмы и бронхитов. Бенз(а)пирен, хризен, флуорантен углеводороды-канцерогены; даже в малых дозах чрезвычайно опасны - способствуют возникновению злокачественных опухолей. S 02 - бесцветный газ с резким запахом, смешиваясь с влагой, образует серную кислоту, виновник нарушения функции щитовидной железы, кислотных дождей, гибели лесов. Наряду с этим каждая машина за свою жизнь поставляет в атмосферу в среднем до 8 кг резиновой пыли и 18 кг испарений из бензобака. На этом фоне не столь значительны, но оттого не менее опасны медь и цинк, попадающие в воздух при износе тормозных колодок. А еще никель, ванадий, молибден, хром... На высоте до полутора метров в воздухе мегаполисов сконцентрирована чуть ли не вся таблица Менделеева!ЛЮБИТЬ ПЕШЕХОДАСВыключайте двигатель в глухих пробках. По нашим замерам в салоне машины, оказавшейся в пробке, концентрация СО варьирует от 17 до SO мг/м 3 . Пешеходам достается ненамного меньше - от 15 мг/м 3 .концентрация до 30 раз превышает нормы. На особо оживленных трассах «зона поражения» распространяется на полкилометра в сторону. ЧТО ДЕЛАТЬ? Частичное решение проблемы выбросов известно: это полный отказ от этиСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Уважайте живущих поблизости! Если действительно необходимо прогреть мотор (например, морозным зимним утром), делайте это на удалении от хилых домов: 68 мг/м 3 это опасно! А лучше - в движении: двигателю хуже не будет, соседи же не получат дозу 22 мг/м 3 (измерено в квартире!).огласно статистике, в Европе под колесами машин ежегодно погибает 8000 пешеходов и велосипедистов и около 300 тысяч получают увечья! Этой проблемой занимаются не только власти и дорожная полиция. Не первый год ею озабочены Ассоциация производителей автомобилей и Европейская комиссия - они полны решимости снизить травматизм на дорогах вдвое к 2010 году. Каким образом? Обязав производителей изменить конструкцию передка машины, особенно бамперов и капота. Масло в огонь подлили состоявшиеся несколько месяцев назад очередные тесты EuroNCAP для вседорожников, мини-вэнов и родстеров. Большинство из них смогло получить лишь одну из четырех возможных звезд в пешеходной составляющей теста. Между тем еще в середине 2001 года «Хонда-Сивик» набрала их целых три, доказав, что сконструировать относительно безопасную для пешеходов машину вполне реально. От слов - к делу. Согласно только что принятому дополнению к Директиве 70/156 Евросоюза (она имеет силу закона) к 2005 году каждый поступающий в продажу автомобиль должен доказать свою лояльность к пешеходам. Для этого выполнить ряд требований в ходе испытаний (наезд на манекен со скоростью около 40 км/ч, где фиксируются травмы головы и ног). В 2010-м количество тестов удвоят, ужесточив требования. И это еще не все.Как уменьшить загрязнение воздуха автотранспортом?ужесточить контроль за состоянием автомобилей стимулировать обновление парка наращивать производство малотоксичных двигателейлированного бензина (недавно его производство наконец-то иу нас официально запретили) и тотальное оснащение автомобилей каталитическими нейтрализаторами. Тем не менее пройдут годы, пока «безвредные» автомобили вытеснят чадящих старичков-долгожителей. Здесь нам, к сожалению, не под силу радикально что-то изменить. Но, положа руку на сердце, разве мы сами зачастую не усугубляем ситуацию, варварски относясь к чужому и своему здоровью? Предлагаем несколько элементарных действий, способных сделать так, чтобы дышать всем стало легче (фото 1-3). DС октября текущего года производители обязаны выпускать машины с постоянно включенным ближним светом фар, а с июля 2004 года - с АБС. Любителям «кенгуринов» придется отказаться от опасных украшений. DЗа рулем 6 / 2 003151 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»совет безопасностистоп-ляпВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМВИКТОР ДМИТРИЕВ. ФОТО А. БОЙКО, М. КАЗУНИН. С. СЕРЕБРЯНСКИЙ, Р. ЗЫКОВ, В. ОРЕЛ, А. КУРБАТОВже не один наш «Стоп-ляп» касался подтекста, который несут в себе иные дорожные знаки. И настолько наш водитель отвык нынче воспринимать знаки в их прямом, заложенном ГОСТом значении (во всем, понимаете ли, видится второй смысл), что приходится убеждать его в обратном. Вот и стараются дорожники... Оказалось, за примером далеко ходить не надо. В прямом смысле слова... На фото 1 - транспарант, которым еще прошлым летом извещали особо недоверчивых водителей московские строители. И правильно, кстати, предложили маршрут объезда: возможно, благодаря им мы приобрели еще не один десяток подписчиков, которые, проезжая под окнами редакции (Селиверстов переулок, 10), решили «узаконить» свои отношения с ЗР.УЕще один пример находчивости представлен на фото 2. На волне борьбы с бессовестными парковщиками вологодские власти не преминули в свое время подчеркнуть таким образом право водителей останавливаться бесплатно. Ни грамма жалости к «людям в зеленых халатах»! Зато в маленьком городке Гаврилов Посад Ивановской области единственная АЗС не оставляет жителям альтернативы заправиться нахаляву (фото 3). Чем не повод обратиться в Антимонопольный комитет? Проблема выезда на встречную полосу, как нигде, актуальна во Владимирской области (фото 4), поэтому о единственно возможном направлении движения водителей предупредили аж четыре раза! Как убедить водителей в том, что этот населенный пункт в Ленинградской области действительно называется «Бугры»? Пошли на такой хитроумный шаг (фото 5). Впрочем, сомнения водителей вполне объяснимы, когда едешь по территории несуществующего города. В заключение схожий пример, но с маленьким отличием. Вы думаете, что на фото 6 один дорожный знак предупреждает водителей Челябинской области о населенном пункте «Пучины», а второй - 1.16 повесили для большей убедительности? Может быть. Вот только почему эта комбинация повторяется несколько раз на протяжении каких-то десяти километров? Впрочем, чему удивляться, если в нашей бескрайней России деревень с названием Никольское или Спасское найдется не одна сотня. •152 За рулем 6/2003