78
79
80
ТЕХНИКАдальнобойЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СЕРИЯ OAF 95XF,.• .ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: ГЕОРГИИ САДКОВвом, а топливозаборник в алюминиевом 870-литровом баке - с подогревом от системы охлаждения двигателя. Эту штучку назвали Arctic Fox. «Арктическая лиса», как известно, весьма морозоустойчива. ГОЛЛАНДСКИЕ МОСТЫ Как думаете, какие фирмы делают сцепление и коробку передач для большого DAF? Конечно же, «Закс» и «Цанрадфабрик». Свои коробки выпускают «Рено», «Скания» и «Вольво», но и они не пренебрегают продукцией ZF. А уж MAN и DAF - подавно. Так у двух конкурентов, приверженцев простых и надежных конструкций, появилась одинаковая коробка 16S181 Servo Shift. Демультипликатор с планетарным редуктором, делитель и основная четырехступенчатая коробка обеспечивают передаточные числа от 16,41 до 1,00. Благодаря пневмоусилителю передачи переключаются легко и четко. Поклонникам большего комфорта предложат механическую электронноуправляемую коробку AS-Tronic, опять-таки отВсентябре 2002 года на Ганноверском автосалоне дебютировал седельный тягач DAF XF95. Производство же 95XF, грузовика 1998 года, свернули в декабре. А под занавес финишную партию автомобилей легендарной серии сделали специально для России, причем в самой шикарной комплектации Limited Edition.СВОИ ЛОШАДКИ У рядной 24-клапанной «шестерки» традиционный для больших ДАФов объем 12,6 л. Забавно, что мощность (от 380 до 530 л. с.) в индексе двигателя указана в киловаттах, а на двери грузовика - в лошадиных силах. Оно и понятно: лошадь - существо теплое, живое и домашнее, а киловатты пусть остаются у холодильников, пылесосов и прочих «днепроГЭСов». Самый мощ78 За рулем 6/2003ный двигатель для 95XF - 14-литровый 530-сильный «американец» Cummins. Моторы послабее, Евро Пс механическим рядным ТНВД, интеркулером и турбонаддувом осваивали сами, а в ответ на более жесткие требования Евро Ш ударили припасенным до поры козырным тузом - применили систему электронного впрыска UPEC с персональным для каждого цилиндра ТНВД и давлением впрыска 1800 кгс/см2. (Поговаривают, что подобную систему будут ставить и ярославцы на свою перспективную рядную серию.) Мощность доросла до 530 л. с, и от «американца» отказались. Именно эти дизели DAF серии С стоят на новом XF95, а их работу в России можно рассматривать как испытания на живучесть. Для этого систему питания оснастили сепаратором-отстойником с электроподогре ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СЕРИЯ DAF 95XF1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯDAF95XF(«x2) • Общие данные Снаряженная масса, кг Нагрузка на седельносцепное устройство, кг Полная масса автопоезда, кг Максимальная скорость (с ограничителем), км/ч • Двигатель 7760 12 000 44 000 85 дизельный с турбонаддувом * интеркулером 315 1900 1950 1000-1500 12,6 однодисковое с диафр. пружиной, гидроприводом и пневмоусилителем механическая 16-ступенчатая с делителем и демультипликатором одинарная, гипоидная, с блокировкой дифференциала 3,31Мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин Рабочий объем, пПрозрачный стакан подогреваемого фильтра-отстойника позволит вовремя заменить воду в топливе. Каждому цилиндру - свой ТНВД (слева вверху).S Трансмиссия СцеплениеКоробка передачГлавная передача«Арктическая лиса» не даст солярке превратиться в кисель.Передаточное число • Ходовая часть Подвеска: передняяZF. Подобные давно применяют конкуренты: у Volvo - I-Shift, на IVECO - Euro Tronic, Telligent у Mercedes, вот и DAF подтянулся. Задний мост голландский: или с планетарными колесными редукторами, для особо тяжелых условий работы, или не менее надежный, но более экономичный - с одинарной гипоидной передачей и блокировкой дифференциала. На «ограниченный тираж» поставили одинарный. НА ДЛИННОЙ БАЗЕ Для увеличения полезного объема фуры при существующих габаритных ограничениях приходится делать ее мак-симально высокой. На DAF 95XF, как, впрочем, и на седельных тягачах других фирм, задний мост на пневмоподвеске с электронным управлением ECAS, низкопрофильные шины и низкое седло Jost. Седло на тягаче можно устанавливать в нескольких положениях и тем перераспределять нагрузку по осям тягача. Рама специально для России в самом прочном исполнении. Кронштейны и траверсы клепают «на холодную» или крепят высокопрочными болтами с самоконтрящимися гайками. База тягача - 3800 мм, на 100-300 мм длиннее, чем у конкурентов. Это позволило увеличить длину кабины, заодно улучшилась курсовая устойчивость. Тем не ме-задняяТормозаРулевое управление Размер шин • Цена с НДС и растаможкои тыс. еврозависимая, рессорная, со стабилизатором попер, устойчивости зависимая, на четырех пневмобаллонах, со стабилизатором барабанные с раздельным пневмоприводом и АБС, с энергоаккумуляторами задних механизмов с гидроусилителем 295/80R22,5 Инее машина осталась очень верткой передние колеса выворачиваются чуть ли не поперек. На этой машине тормоза еще барабанные - былая гордость голландцев,В дизайне интерьера учтены все законы эргономики.За рулем 6/200379 ТЕХНИКАДаЛЬНОбОЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СЕРИЯ DAF 95XFПешеходный мостик - обязательная принадлежность современных седельных тягачей. Под кабиной - традиционная рядная «шестерка».кой. Шторы лобового и боковых стекол, люк в крыше - все с электроприводами, иначе не дотянуться. Над лобовым стеклом три больших ящика с крышками на газонаполненных упорах - у видео, микроволновки и прочих аксессуаров жизни дальнобойщика здесь есть свои места. Под широкой (81 см) нижней полкой спальника холодильник и два ящика. Один открывается только снаружи и, наверное, для тех вещей, которые могут убить аромат роскоши в кабине - заправочные перчатки, сапоги, спецовка и инструмент. К другому доступ ис улицы, и из-под матраца, его используют по усмотрению водителя. Третий ящик для постельного белья. Говорят, в комплект могут включить одеяло и подушку из пуха, нащипанного с жирных голландских гусей, но обязательна мощная автономка, так что тонкого пледа вполне достаточно. Ну а летом жару разгонит кондиционер. Хороши обеденный столик, выдвигающийся из консоли, ниши с резиновыми поддончиками и полки со встроенными динамиками аудиосистемы над дверями кабины. Общий объем полочек, ящиков и ниш больше кубометра! Что и говорить, роскошная кабина, комфортные условия для работы водителя, надежные, экономичные двигатель и трансмиссия, обилие управляющей электроники - все это по справедливости отмечено титулом «Грузовик года», но то было в далеком 1998-м. Повторит ли XF95 успех предшественника?но теперь с электронной системой EBS (на новом DAF XF95 тормоза на всех осях уже дисковые). В дополнение к заслонке на выхлопе и основной тормозной системе есть эффективный моторный тормоз DEB (DAF Engine Brake). При отключенной подаче топлива мотор работает, как гигантский компрессор, сжимая воздух. Но в конце такта сжатия выпускные клапаны двигателя приоткрываются и воздух, вобрав в себя энергию торможения на 400 л. с, вырывается на свободу. Кстати, практически такие же системы есть у всех конкурентов. А вот гидродинамический тормоз-интардер на КП голландцы решили не ставить. Оно и верно, стоит ведь он 5000 долларов. За такие деньги в России тормозные накладки можно переклепывать хоть каждый месяц, не то что раз в два года. МИР КОЖИВ ЭЙНДХОВЕНЕ Из трех возможных кабин DAF 95XF у Limited Edition самая высокая и длинная - Super Space Cab. Ручка двери пристроена в самом низу стальной панели. Ниже дверь, чтобы не ржавела, уже пластмассовая и закрывает от грязи и снега две ступеньки. На фоне синевы кабины благородно выглядит бежевая формованная обивка дверей. Два удобных поручня спрятаны внутри дверного проема ив любую слякоть остаются чистыми. При взгляде на роскошную натуральную кожу кресла охватывает легкая оторопь - уж если сидеть на этом бежевом великолепии, то только в белых штанах! Из кожи еще и руль, и чехольчик на рычаге КП.80 За рулем 6/2003Обычно применение этого благородного материала в кабине грузовика исчерпывается ремнем на штанах водителя. Оба сиденья на пневмоподвеске с широким диапазоном регулировок, а рулевая колонка с плавным подбором высоты и угла наклона, еще и пневмоприводом фиксатора. Комбинация приборов - серебристый фон и спрятанные чуть в глубине циферблаты. Модного дисплея пока нет, он появился только на XF95. Все кнопки, клавиши и рычаги - под ру