102
103
РЫНОКэкспертизаПРОВОДА для «ПРИКУРИВАНИЯ»А ГДЕ ЖЕ КОШКА?МИХАИЛ колодочкинВодной восточной сказке жадный бай подал жалобу на соседа - дескать, его кошка стащила и слопала два кило мяса! Судья взвесил кошку - весы показали как раз два кило - и удивленно спросил жалобщика: «А где же кошка?» Похожими поисками мы занялись в очередной «электрической» экспертизе проводов для «прикуривания». Официально их величают «соединители автомобильные аккумуляторные». С кем не случалось - поворачиваешь ключ зажигания, а из-под капота доносится предательское «Не хочу-у-у-у», да и лампочки на табло как-то сразу тускнеют... Справиться с подобной неприятностью помогут аккумулятор-донор иЗаявленный изготовитель «Электробыт», Москваупомянутые провода - например, те, что позируют на фото 1-8. ИЗВИНИТЕ, ЧТО МЫ К ВАМ ОБРАЩАЕМСЯ... Найти добродетеля, готового «дать прикурить», сегодня непросто. Виноваты не только профессиональные уличные попрошайки, приучившие нас шарахаться от любых просителей, но и технический прогресс: автомобилю, напичканному электроникой, предписано воздерживаться от любых контактов с бортовыми сетями других машин. Иначе ему грозит своего рода СПИД - от резких бросков напряжения современные полупроводники могут неизлечимо «заболеть». Зато старую гвардию типа ГАЗ24 или ВАЗ-2106 никакимивирусами не испугать - она еще кому хочешь прикурить даст, а потому все дело - за проводами. Пока эксперты испытательного центра «Эталон» готовят свои гальванометры и источники питания, вспомним, что искусство «дать прикурить» требует определенных навыков некоторые соображения по этому поводу изложены в «Нашей справке». А от проводов требуется, в общем-то, немного - позволить пропустить через себя нужный ток. Обычное стартерное дело - всего несколько секунд и сотня-другая ампер... А ТОЧНЕЕ? Точнее сказать трудно. Реальная величина тока, потребляемого стартером при пуске мотора, зависит не только от типа двигателя (степени сжатия, числа цилиндров, мощности и т. п.), но и от других факторов: вязкости залитого масла,температуры. К примеру, «волговский» стартер типа СТ230 на холостом ходу потребляет примерно 80 А, при номинальной мощности - уже около 300, а в режиме полного торможения - аж 550! Если же требуется крутануть стартер грузовика типа ГАЗ-3309, то значения тока могут достигать 800 А. А при таких цифрах известный со школы закон Ома начинает откровенно «вредничать» - даже крошечное паразитное сопротивление (типа окисной пленки на клеммах батареи) активно требует свою «долю» в вольтах - причем изрядную! Напряжение в электрической цепи распределяется пропорционально сопротивлению ее отдельных участков - вот почему мощный стартер с его мизерным сопротивлением обмоток беспомощно стихает, появись в цепи питания «паразит» величиной хотя бы 0,1 Ом! Именно поэтому настоящие «пусковые»а•Л• Маркировка - соединитель автомобильный аккумуляторный САА-2,5 И Примерная мена - 310 руб. I Маркировка отсутствует I Примерная цена - Т 90 руб. I Маркировка отсутствует I Примерная цена - 50 руб. I Маркировка отсутствует I Примерная цена - 80 руб• Единственное изделие с «обратным адресом». Провода с солидной изоляцией надежно зафиксированы в ручках «крокодилов», а вот заделка - не ахти. В этикетке указано число и сечение жил - инженер сообразит, что провода рассчитаны на ток до 100 А. Тем не менее их решили проверить и большими токами. Что ж, до 200 А проблем с пуском быть не должно. А цена не понравилась. Оценка: 102 I : (хорошо).• Откровенно некрасивое изделие с неудобными зажимами неожиданно оказалось чемпионом по минимальному падению напряжения: чуть больше 1В при токах до 100 А, 2,3 В при 200 А - даже при 500 А провода жадничают меньше других. Но качество... Изоляция не обжата, заделка жилы - брр... Так и хочется взять паяльник и пассатижи - глядишь, поживет подольше. Оценка: I DD (удовлетв.).• Слабенькие перекошенные «крокодилы» безопасны для водительских пальцев, но сломаются довольно скоро. Заделка проводов неважная, но какое-то время пользоваться изделием можно: при токах до 200 А суммарное падение напряжения составляет менее 4 В. В общем, типичная халтура - одноразовое изделие «без роду и племени». Однако большинство другихеще хуже... Оценка: • • • С • (удовлетв.).• Похоже, это то же самое, что и № 3, только другого цвета и по другой цене. Те же кривые «крокодилы» вкупе с безобразной заделкой проводов, но и достоинства те же: при очень бережном обращении страшненький набор на первых порах действительно способен «дать прикурить» при токах до 200 А. А отломится провод или развалится «крокодил» - и выкинуть не жалко... Оценка: • • • П П (удовлетв.).За рулем 7/2003 ПРОВОДА ДЛЯ «ПРИКУРИВАНИЯ»ЕЗаявленный изготовитель неизвестенЗаявленный изготовитель -товительЗаявленный изго^_^Заявлет иным изготовитель неизве неизвестенI Маркировка отсутствует I Примерная цена -130 руб.• Маркировка - ВС 500 Battery booster cables Ш Примерная цена - 145 руб.• Маркировка - ВС 200 Battery booster cables I Примерная цена - 95 руб• Маркировка - 100 Amp Battery booster cable Heavy duty Copper Примерная цена - 55 руб.• Симпатичный вариант одноразового изделия: пользоваться можно, но очень недолго. Изоляция проводов не обжата - негде и нечем. При таком конструктивном исполнении после каждого подключения часть токонесущих жил будет отламываться, сопротивление начнет расти и - прощай, служба... Хотя, в исходном состоянии изделие выдерживает ток до 200 А спасибо и на этом. Оценка: • • • • • (удовлетв.).• Двухпроводной кабель длиной более 2м на концах раздваивается на две пары мощных зажимов-«крокодилов». Кстати, палец «в рот» им не кладите: пружины зверские. Идеальный подарок... тому, кто заведомо не станет этим пользоваться. При заявленном токе 500 А на каждом из тоненьких проводов падает аж по 6,1 В итого 12,2 в сумме. А что останется стартеру? Оценка: • • • • • (плохо).• Изделие тех же кровей, что и № 6, только заявленные возможности поскромнее: 200 ампер вместо 500. Увы даже при токе 100 А суммарное падение напряжения на двух проводах составляет более 4 В, а при 200 - более 11 В! Оно и понятно: неоправданно тощие провода, да еще в совокупности с плохой заделкой - сплошные дополнительные сопротивления. Внешний вид неплох, но что толку? Оценка: IDDD (плохо).• «Дамский» наборчик - столь же изящный, сколь и ненужны! Абсолютный чемпион по непригодности: сопротивление примененных проводов на порядок выше, чем у других! Отсюда и результат - даже при скромном заявленном токе 100 А на каждом из таких «соединителей» падает почта по 7 В. Семью два... - астартеру-точто достанется? Для полноты ощущений уже при 70 Ав месте обжима провода идет дым. Оценка: • • П ПП (плохо).провода обязаны быть толстыми: чем толще провод, тем лучше его проводимость.НАША СПРАВКАТак - эксперты готовы к замерам. Качество заделки наконечников проверим визуально, а вот способностьЕСЛИ ЖИЗНЬ ЗАСТАВИТ...Чтобы «прикурить» от исправного аккумулятора (на практи ­ к еисправнымнамкажется тот, что стоит под капотом работ ающеймашины ) и при этом не навредить ни просителю, ни благодетелю, действовать нужно так. Просим благодетеля заглушить мотор. Отсоединяем от клеммы батареи просителя отрицательный провод. Достаем провода для «прикуривания» (не первые попавшиеся, позаимствованные с лампы-переноски, а настоящие!) и подсоединяем их в определенной последовательности. Плюсовый провод цепляем сначала к положительной клемме неисправной батареи, а затем - к «плюсу» исправной. Если действовать наоборот, рискуете выронить провод и «коротнуть» его на «массу» благодетеля - результат понятен. Затем берем минусовый провод и соединяем отрицательную клемму исправной батареи с «массой» двигателя-просителя - поближе к стартеру. В крайнем случае можно соединить его с упомянутым выше штатным отрицательным проводом, который пока что «не у дел». Пускаем «мертвый» двигатель. Подсоединяем к разряженной батарее отрицательный провод и отсоединяем провода. Алгоритм тот же: главное - исключить возможность замыкания. При первом же удобном случае разбираемся в причинах разряда батареи и устраняем ихпропускать нужные токи оценим в разных режимах начнем со 100 А, затем подадим 200 и, наконец, 500. Включаем рубильник... Результаты измерений сведены в таблицу, комментарии даны под соответствующими фото. КТО СОЖРАЛ ВОЛЬТЫ? Если заранее предположить, что приобретаемые провода никогда в жизни не будут применены по назначению, то лучше выбрать № 6 или 8 - они самые симпатичные. А вот профессиональные качества изделий оставляют неприятный осадок: большинство производителей откровенно халтурят. К использованию в реальной жизни можно рекомендовать разве что набор № 1 «Энергобыт». Наборы № 2-5 в принципе пригодны к эксплуатации, но посоветовать приобрести именно их как-то не поворачивается язык. Соединителями № 6, 7 и8 пользоваться нельзя. Напоследок вспомним еще раз восточную сказку. Если бы тот жадный бай принес судье не кошку, а, скажем, набор № 8 и заявил бы, что такие провода съедают все напряжение аккумулятора-донора, то решение было бы вынесено в его пользу! Против правды не попрешь.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОЕДИНИТЕЛЕЙ (В РАСЧЕТЕ НА ОДИН ПРОВОД)Парааитр/Мт «дели» 1 2345678Падение напряжения при токе 100 АВ 0,66 0,51 030 037 030 1,22 2,10 635 Падение напряжения при токе 200 А, В 1,45 1,15 130 1,30 1,70 2,60 5,60 Падение напряжения при токе 500 АВ 3,45 2,85 4,25 2,90 430 6,10 Сопротивление жилы, мОм 4,0 3,5 5,5 3,3 5,6 113 15,7 47,0 Сопротивление провода с наконечниками, мОм 6,0 5,0 6,7 4,8 6.7 16,6 20,0 58,0 Примечание. Электрическое сопротивление жил и проводов измерялось методом «амперметр/вольтметр» при токе 10 А При больших токах происходит разогрев отдельных уча единителей, что приводит к общему росту сопротивления и увеличению падения напряженЗа рулем 7/2003103