24
25
26
27
АНАТОЛИИ ФОМИН ФОТО АВТОРА И БМВ24За рулем 7/2003 BMW SERIE 5то уже пятое поколение «пятерок» БМВ с 1972 года. С тех пор машина изрядно прибавила в размерах, массе, мощности, динамике и цене. Самый первый БМВ520 весил 1275 кг, имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 85 кВт/115 л. с, развивал 175 км/ч и стоил 15 тысяч тогда еще западногерманских марок. Нынешний BMB-520i весит 1485 кг, оснащен шестицилиндровым двигателем в 125 кВт/170 л. с, развивает скорость 230 км/ч и будет стоить в России 47 тысяч евро. Прежнее «издание» БМВ пятой серии увидело свет в 1995 году. Эти же машины впервые начали собирать в Калининграде. Что изменилось с тех пор? Качественных скачков, по сути, не произошло, конструкторы выжимают соки из прежних решений. Скорее всего, и в следующий десяток лет революции не случится. Что остается? Дизайн и электроника. Кто мог восемь лет назад уверенно сказать, что микропроцессоры будут работать на частоте свыше 3 ГГц, а микросхема размером с почтовую марку сможет хранить 1 Гбайт информации? Ныне это реальность не научных лабораторий, а ближайшего магазина. Так что оборудование автомобиля восьмилетней давности можно смело считать устаревшим. Ныне в нем «позарез необходимы» технологии Bluetooth (беспроводная коммуникация) и МРЗ (воспроизведение сжатых аудиозаписей).ЭРазумеется, машина выросла: на 62 мм по базе, 46 и 56 мм по колее спереди и сзади. Сам же кузов на 66 мм длиннее, 48 мм шире и 40 мм выше. Так что в основном рост пришелся на салон. Напомним, что прежнюю «пятерку» считали тесноватой для своего класса. Нынешняя не только удобнее для рослых пассажиров на заднем сиденье, но и предлагает очень вместительный багажник объемом 520 л, а в варианте без запасного колеса (комплектация безопасными шинами) 555 л. Впрочем, размеры и стилистика кузова еще не главное-любопытнее подход к использованию легких сплавов в его конструкции. АТИПИЧНАЯ АЛЮМИНИЗАЦИЯ Этот процесс начался еще в предыдущем поколении, когда впервые были опробованы легкосплавные рычаги подвесок. Теперь пошли дальше - из алюминиевых сплавов изготовлена вся передняя часть кузова, включая щит моторного отсека. Столь необычное решение продиктовано стремлением обеспечить идеальную (50% на 50%) развесовку автомобиля по осям. Большинство алюминиевых деталей соединяются со стальными клепкой и склеиванием, а передние лонжероны крепятся болтами. В случае серьезной аварии проблем с восстановлением машины быть не должно - «морда» меняется в сборе. При менее серьезном столкновении деформируется брус внутри бампера, для замены которого специальное оборудование и подавно не требуется. Из алюминия и карданный вал, чья легкосплавная труба соединяется со стальными фланцами сваркой трением. Общий результат «диеты» впечатляет: изрядно подросшая машина похудела на 75 кг, став похвальным исключением. ЭЛЕКТРОННАЯ ЛАВИНА Эргономика «пятерки» гораздо более консервативна, чем «семерки». Регулировка сидений - привычными клавишами сбоку подушки. Характерного мини-джойстика и кнопок на подлокот-СТИЛЬ ИЛИ КОНСТРУКЦИЯ? Согласитесь, даже в кошмарном сне никому не привидится переднеприводные БМВ с поперечно расположенной V-образной «шестеркой». Внешность не так предсказуема. Появление новейшей 7-й серии вызвало шок, но прошло совсем немного времени, и непривычный стиль нашел немало поклонников, судя по продажам изрядно подорожавшей машины. Серию 5 никак не назовешь уменьшенной «семеркой»: собственное «лицо», оригинальные задние фонари, характерный профиль.Рядная бензиновая «шестерка» коронное «блюдо» БМВ.Трехлитровый турбодизель: такая же динамика при расходе, на 30% меньшем. За рулем 7/2003 25 ТЕХНИКАпрезентацияBMW SERIESИнтерьер: вам не нравится l-drive? Базовые функции доступны и без него. Так выглядит устройство проецирования на лобовое стекло.нике нет. Подвинуть руль - стоит только пожужжать моторчиками. Где включить? Естественно, на рулевой колонке. Словом, важнейшие органы управления там, где обычно. В результате стиль торжествует без потерь для здравого смысла. На пульте управления климатом все просто и понятно с первого взгляда, читать толстенную инструкцию не требуется. Хотите большего? Толкните рукоятку I-drive влево и посмотрите настройки. Что-то не устраивает в алгоритме работы? Уверяю, там есть с чем «поиграться». Знаменитый «джойстик» системы I-drive на «семерке» вызвал не меньше споров, чем ее внешность. Оказалось, что одна кнопка вместо нескольких десятков - это отнюдь не всегда проще. Вторая версия I-drive намного удачнее. Из восьми направлений перемещения контроллера оставили только четы26 За рулем 7/2003ре; добавилась кнопка возврата в главное меню; наконец, появилось цветовое кодирование. Так, навигационные функции отображаются на зеленом фоне, связи - на голубом, климатической установки - на красном, а настройки аудиосистемы и мультимедиа - на желтом. Похожая схема применена на «Ауди-А8». Стало ли управление проще? Да, и намного. Прежде чем отправиться на маршрут, поговорим о погоде, той, которую делает климатическая установка. Обычная сначала охлаждает воздух до 1-3°С, используя примерно 60-70% производительности вентилятора. По мере охлаждения салона обороты постепенно снижаются, а с какого-то момента охлажденный воздух подогревается. В результате очень сильно падает влажность в салоне, появляется дискомфорт для водителя и пассажиров -свербит в носу. У новой «пятерки» алгоритм другой - по мере охлаждения салона снижается степень охлаждения воздуха радиатором кондиционера, что позволяет поддерживать более комфортную влажность. Опасаться запотевших стекол не стоит - датчик конденсации отслеживает температуру лобового стекла и воздуха. Разумеется, есть и раздельное управление климатом по сторонам салона, фильтр с активированным углем на входе, собирающий пыль и цветочную пыльцу, электронный «нос», способный автоматически включить рециркуляцию, почувствовав «дым отечества» или миазмы придорожной фермы. Но это уже не новость, как и тепловой аккумулятор, и возможность работы отопления при выключенном двигателе. Впрочем, это уже о «продвинутом» климат-контроле, который за доплату. B MW SERIE 5Довольно о климате и комфорте. БМВ всегда были автомобилями для водителя, и нынешняя «пятерка» подтверждает это правило. Нововведений немало. Главное - активное рулевое управление: в нем от скорости зависят не только характеристики гидроусилителя, но и передаточное число рулевого механизма (ЗР, 2002, № 10). Система Dynamic Drive самостоятельно регулирует жесткость амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости, DTC отвечает за сцепление ведущих колес с дорогой, DSC за управляемость в предельных режимах, СВС за управляемость при экстренном торможении, DBC за наиболее эффективное распределение тормозных сил. Говорить про АБС и увеличенный диаметр тормозных дисков спереди и сзади (базовые шины теперь 16-дюймовые) уже просто не хочется. РЕЗУЛЬТАТ НАЛИЦО На извилистых дорожках юга Сардинии из четырех вариантов «пятерки» удалось опробовать лишь два: бензиновый BMB-530i и дизельный BMB-530d - оба с «автоматом». По статистике дилеров, девять из десяти «пятерок» предыдущего поколения продавались с автоматической трансмиссией. Что лучше? В чем разница? Что выбрать? Пренебрежительное отношение к дизелю надо оставить в прошлом, хотя характер у бензиновой и дизельной машин разный. BMB-530i активнее отзывается на педаль газа, а его «автомат» охотнее подстраивается под манеру водителя. Динамические характеристики машин практически равноценны, только субъективно дизель кажется более мощным. Секрет во внушительном крутящем моменте (500 Н-м) и показателях эластичности, сравнимых лишь с прежним БМВ-М5. Заметна и разница в управляемости: бензиновый БМВ ощущается более легким и вертким, дизельный не столь охотно входит в повороты, но более уверенно держится на скоростных прямых. Кстати, работа «активного руля» практически незаметна. Лишь в конце поездки приходит понимание, что на столь извилистой дороге так и не пришлось перехватывать обод даже на самых хитрых «загогулинах» серпантина. А главное - там, где бензиновый БМВ израсходовал более 14 л/100 км, его дизельный собрат уложился в 10 л. Так что для бизнесменов, беспрестанно разъезжающих по Европе, BMB-530d будет более удачным выбором. А вот в наших условиях бензиновый автомобиль наверняка интереснее. Ограниченное время не позволило проверить, насколько удобна система проецирования приборной информации на стекло, как работает адаптивный круиз-контроль, сколь совершенны возможности коммуникации. Детальное знакомство пришлось отложить до Москвы. Впрочем, ждать осталось недолго... В РАСЧЕТЕ НА УСПЕХ Похоже, все шишки периода экспериментов достались «семерке». БМВ пятой серии - не столь авангардный автомобиль с очень высокими ездовыми характеристиками и незаурядным комфортом. Для рынка это своего рода посредник между безоглядными поборниками новизны и более консервативными покупателями. Даже став более дорогим, чем предшественник, он, думается, найдет достаточно поклонников. Первым европейским покупателям предложат бензиновые BMB-530i во всех вариантах и BMB-520i с механической коробкой передач, а также дизельные BMB-530d. Осенью к ним прибавятся BMB-520i с «автоматом», 2,5-литровый бензиновый BMB-525i (141 кВт/ 192 л. с.) с двумя варианта-BMWДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 520i 53SMA)Размеры, мм: длина ширина вьсота Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Топливо запас топлива, л Расход топлива, л/100 км (по нормативу EU 99/100): загородный цикл городской цикл530d(A)•Общие данные 4841 1846 14685,71485 230 9,0 1495 (1505) 250 (245) 6,9 (7,1) 1595 (1610) 245 (243) 7,1(7ДАИ-91--98 70дт706,8 13Д7,0(7,5) 14,1 (14,2) седан5,5(6,3) 9,5(10,6)1Кузов Количество дверей Число мест I Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин •Трансмиссия Привод Коробка передач 1Ходоваячасть Подвеска: спереди сзади Усилитель рулевого управления Размер стандартных шин Тормоза: спереди сзадибензиновыйдизельный РБР6 242171 125/170 6100 210 350024ге242993 160/218 4000 500 20002979 170/231 5900 300 3500на задние колесаМбМбМбнезависимая типа «Мак-Ферсон» независимая многорычажная гидравлический регулируемый 225/55R16 дисковые вентилируемые дисковые вентилируемыеКОМПЛЕКТАЦИЯBMW530J АБС Противобуксовочная система Система стабилизации Боковые подушки безопасности Кондиционер Климат-контроль Регулируемая рулевая колонка Противотумзнные фары Аудиосистема Полноразмерное запасное колесо в зависимости от комплектациими трансмиссии и самый мощный пока BMB-545i с 4,4-литровой V-образной «восьмеркой» Valvetronic в 245 кВт/333 л. с. Россиянам, как и всем европейцам, «пятерки» станут доступны уже в июле. BMB-520i - минимум за 47 000 евро, более мощные модификации - дороже. Вторую половину года займет налаживание сборки машин в Калининграде.За рулем 7/2003 27