64
65
66
Умногих грузовиков-иномарок, предназначенных для работы в России, в конструкции учтены и плохое топливо, и разбитые дороги, и прочие российские беды - так называемый российский пакет. Кроме, пожалуй, одной - бедности. Отечественные МАЗы-КамАЗы покупают вовсе не из-за патриотизма - просто цена их составляет треть, а то и четверть от иномарки, пусть при значительно меньшем ресурсе ис эргономикой, не позволяющей забыть сочную часть русской словесности. Но нашелся отважный производитель, предложивший автомобиль европейского уровня по приемлемой цене. С января 2002 года, показав с эмблемы язык конкурентам, в России нашли хозяев 130 тягачей «Скания-Гриффин» (грифон - мифологическое животное с туловищем льва, крыльями и головой орла). Какую же иномарку можно купить вместо двух КамАЗов?64 За рулем 7/2003вай менять масло да фильтры - и мотор ДВИГАТЕЛЬ Конечно, 9-литровый дизель DSC9 мощсторицею воздаст за заботу и расходы. ностью 310 л. с. - далеко не самый сильА все-таки воздушный фильтр установный. Есть у «Скании» 11-, 12-, 14- и 16- лен без учета российских реалий - под литровые, дающие до 600 «лошадей» кабиной, перед правым колесом. Припри Евро Ши напичканные электронидется ему воевать с пылью, грязью и лукой по самый турбокомпаунд. Но «грижами - за кабиной, пожалуй, жилось бы фонам», раскрашенным в цвета российуютнее. А вот пластиковые подкрылки ского флага, впору пришлись девятилитпри подъеме кабины не уходят вместе ровые. Двигатель простой, надежный с ней вверх, обнажая грязные колеса, и отлаженный в производстве, а потому а остаются на месте. Значит, доберешься относительно недорогой. Конструкцией к двигателю более-менее чистым, да и рабочим процессом он похож на отечеи пол кабины дополнительно защищен ственные моторы, и чтобы обслужить- от дорожной соли. починить его, суперспециалист не нужен. Лишь рядный ТНВД с давлением ТРАНСМИССИЯ 1800 кгс/см2 на старых топливных стенСцепление традиционно однодисковое дах не прокрутить, но современные, дас диафрагменной пружиной, зато своей же из Малоярославца, справляются. Чукоробкой передач шведы сделали покугунные двухклапанные головки - отпателю просто роскошный подарок. дельные на каждый цилиндр, прокладки Вместо обычной для 9-литровых двигаголовок - стальные, а водяные и маслятелей восьмиступенчатой GR801 постаные каналы в них уплотнены резиной - вили девятиступенчатую GR900, от бо«веселые ручейки» не побегут. Не забылее мощных 11-12-литровых моторов. SCANIA GRIFFIN«Лишняя» передача (ее называют «черепахой») и 30-процентный запас по крутящему моменту карман не тянут, а водителю - дополнительный комфорт в работе. В системе смазки есть сменный картонный фильтр: его задача очищать масло, поступающее к подшипникам. Кажется, пустячок, и, наверное, недорогой, но свою лепту в увеличение ресурса и надежности, несомненно, вносит. Традиционен для «Скании» фланец вторичного вала КП: подшипники крестовины кардана закреплены крышками - так шатун охватывает коленвал. Такая же конструкция и на фланце заднего моста. Кстати, интересно, откуда взялось крепление крестовины съемными крышками на армейских МАЗ537 образца 60-х? Известная особенность КП с демультипликатором - ошибочное включение пониженного диапазона. Допустим, грузовик идет на прямой передаче и верхнем диапазоне с оборотами коленчатого вала 1500, и водитель случайно включает нижний ряд. Коленвал тут же раскручивается до «смертельных» пяти тысяч, а дальше - рассухаривание клапанов, обрыв поршней и списание двигателя - такова цена ошибки. На «Скании» это исключено - электрическая блокировка допускает переключение диапазонов только в нейтральном положении. Блокировка дифференциала на «Грифоне» - опция, зато противобуксовочная система устанавливается серийно и делает предсказуемым поведение магистрального тягача на скользкой дороге. С ТУЛОВИЩЕМ ЛЬВА Рама «Грифона» едва ли не самая прочная среди других моделей (прочнее только на армейских и строительных модификациях) - с индексом Gв обозначении. Толщина ее лонжеронов 9,5 мм против обычных 8. Кронштейны притянуты самоконтрящимися высокопрочными болтами. Понадобится - легко снять и отремонтировать или заменить. Передняя подвеска на малолистовых параболических рессорах. Задняя пневматическая: сайлент-блоки в реактивных штангах и два пневмобаллона, а потому обслуживания почти не требует. Кстати, тягачи с рессорной задней подвеской и двигателем послабее еще более дешевы - 45 тыс. евро. Эти машины собраны на аргентинском заводе фирмы, поэтому и название соответствующее: «Танго». В VIN-коде указано 9BS - Аргентина, но «грифоны» делают в Швеции - тогда пишут YS2.Девятилитровая «шестерка»: 310 л. с , конечно. не 600, но качество отличное и лишнихденег не берутЗа рулем 7/200365 ТЕХНИКАдальнобойSCANIA GRIFFINХороши подшипники ступиц передних колес -двухрядные конические. Затянул один раз гайку ступицы и навсегда забыл. Служат около 500 тыс. км, наши-то за этот пробег не раз поменяешь. Тормоза - барабанные, с разжимными кулаками, но чтобы снять барабаны для расточки, нет нужды снимать ступицы - барабаны прикручены снаружи. Хорошо это тем, что лишний раз не тревожишь подшипники, да и грязи в них не нанесешь. ПЛАСТМАССОВЫЕ ПЕРЬЯ МЕЧТЫ С 1995 года, с начала производства «еканий» 4-й серии, кабина «Грифона» (разработка ателье Бертоне) не устарела. Подобная функциональность, удобство рабочего места, легкость управления автомобилем, внимание к мелочам, окружающим водителя, еще долго будут немым укором нашим конструкторам и технологам.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯSCANIA PMGA4x2NA 310 GRIFFIN • Общие денные Снаряженная масса, кг Нагрузка на евдельно-сцепное устройство, кг Полная масса автопоезда, кг Максимальная скорость автопоезда (с ограничителем!, км/ч • Двигатель 6600 12000 44 000 85 дизельный с турбонаддувом и интеркулером, Евро II. Р6 9 115x136 227/310 2000 1355 1350 однодисковое с диагррагменной пружиной, с гидроприводам и пневмоусилителем механическая 9-ступенчатая с демультипликатором одинарная гипоидная 3.4Рабочий объем, л Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Мощность, кВт/л. с при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин • Трансмиссия СцеплениеКоробка передачГлавная передача Передаточное число • Ходовая часть Подвеска: спередизависимая, на параболических рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими амортизаторами сзади пневматическая Рулевое управление с гидроусилителем дисковые 295/80R22.5 Колеса и шины Тормоза барабанные с раздельным пневмоприводом, с АБС и ПБС, с энергоаккумуляторами задних тормозных механизмов Цена (е базовой комплектации) 65 000 евроКонечно, кабина могла быть и попросторнее (высокой - 1750 мм и длинной, со спальником, шириной 700 мм), такая у «Скании» тоже есть - Top Line, но с ней цена выйдет за пределы привлекательности. Итальянский стиль удачно совмещается со шведской основательностью. По коррозионной стойкости стальных панелей шведы, наверное, абсолютные лидеры - кабина оцинкована по самую крышу, грунтовки и краски самые лучшие, потому, наверное, грузовик с ржавыми пауками, а тем более с дырами не увидишь даже на свалке. А как поведет себя пластмасса оперения «Грифона»? Держит ли наши морозы, не будет литрещать, как яичная скорлупа, подобно бамперам «Волги» и «десятки»? Это вряд ли - минус 50°С в средней полосе не бывает. С таким же запасом сделано отопление, а грузовики без «автономки» только в Бразилии. Ездить на «дешевой иномарке» одно удовольствие: мотор не досаждает рычанием, подвеска мягкая - летишь как на крыльях, да и гнездиться в России «грифоны» стали чаще, а что особенно примечательно, и восточнее - кроме Екатеринбурга, построены СТО Scania Russia в Уренгое и Сургуте. Эти «пернатые» успешно размножаются даже на морозе. D66За рулем 7/2003