62
63
ТЕХНИКАтюнингФОРСИРУЕМ 8АЗ-2П4ПЕРВЫЙ БЛИНСЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВС каких частей большинство поборников тюнинга начинают совершенствовать свой автомобиль? Правильно, с двигателя и трансмиссии. Мы не стали исключением, возложив столь важный этап доводки на тольяттинскую фирму «ТоргМаш». Конечно, придется потратить время на перегон ВАЗ-2114 туда и обратно, но оригинальное вазовское «железо» логичнее приобретать из первых рук, минуя посредников. Так автомобиль вновь оказался на родине. Там же сразу оговорили на будущее установку и настройку подвески. Ведь не секрет, что иногда приходилось критиковать не слишком удачную управляемость тюнинговых машин. Для «четырнадцатой» задачу сформулировали предельно точно - исходя из опыта настройки спортивных шасси характеристики подвесок задать как можно индивиду-альнее, попытавшись исключить даже небольшие огрехи управляемости. О ПОЛЬЗЕ ТЮНИНГА Первая же информация по ходу разборки огорчила: в стандартном двигателе лопнуло компрессионное кольцо, изуродовав поверхность третьего цилиндра. Царапины настолько глубоки, что нужно растачивать блок под ремонтный размер. Интересно, что, пока мы разбирались, где и как деталь могла сломаться, на фирму пришли еще несколько машин с аналогичным дефектом. Похоже, производственная лихорадка ВАЗа отразилась не только на качестве сборки машин, но и на святая святых - двигателе, ранее, в общем-то, не страдавшем подобными болезнями. Случай, конечно, гарантийный «на все сто», но замена мотора - процедура довольно длительная, поэтому решились на ремонт.РАДОСТЬ БЫТИЯ И вот все готово. Уже получена желанная кривая возросшей мощности, нарисованы «пилы» новых передаточных чисел трансмиссии... Однако, прежде чем отправляться домой, совершим пробную поездку. Что ж, характер автомобиля определенно стал мужским. И дело не только в иных характеристиках пружин и амортизаторов. Непримиримо жестким стал руль, изрядно нагруженный стабилизирующими усилиями от изменившихся углов установки колес и винтовой блокировки дифференциала. Непривычно напрягает и рычаг коробки передач с укороченными ходами. Конечно, все это приработается и обкатается, но пока приходится заново привыкать к машине, удивляющей не только отзывчивостью, но и неожиданной послушностью в быстрых поворотах. С двигателем немного сложнее. После его расточки, замены поршней, вкладышей и обоих валов он еще не набрал пик формы. На беговых барабанах намерили лишь 102 л. с. вместо обещанных 105. Кроме того, прослушивается детонация на высоких (4000-4500) оборотах. Сначала грешили на плохой бензин, затем на капризный датчик, регулярно зажигающий «check engine». Но все свелось к коррекции программы, после которой мотор заработал, радуя неплохой резвостью в широком диапазоне оборотов. Однако заслуга в этом не только повзрослевшего двигателя. Здесь работает тандем тщательно подобранных лошадиных сил и передаточных чисел. Новый, «18-й ряд» шестерен с главной парой 3,58 придает машине резвый, но совсем не злобный характер. В результате «четырнадцатая» не требует частых переключений при движении по трассе ив то же время при желании позволяет «выстрелить». Единственное неудобство - вяловатое троганье, требующее или повышенных оборотов, или аккуратной работы сцеплением. Итак, похоже, что автомобиль, построенный «вокруг коробки передач», состоялся. Конечно, он приобрел не только достоинства, но и недостатки, став, например, заметно шумнее. Однако это неизбежно, ибо иные распредвал и выпускной коллектор добавили звукового сопровождения. А БЛИН-ТО КОМОМ Как хотелось порадовать себя и читателей парадными цифрами динамики и «максималки» после обкатки! В двигатель уже залили «правильное» масло, подобрали целую группу шин различных размерностей, закупили тормозные диски под 14-дюймовые колеса и колодки нескольких составов. Дело осталось за малым - замерить показатели, а затем вновь доводка, переделка и т. п. И тут «четырнадцатая» захандрила. Опять появилась детонация, начала подмигивать лампа «check engine». Ну, не едет, и все тут. С желтым символом неисправности разобрались быстро капризничал датчик массового расхода воздуха. А вот с детонацией... Опять грешили на бензин, потом еще на что-то, пока не померили компрессию в цилиндрах. И тут поняли, что замеров на дороге, увы, не будет. Семь единиц вместо положенных одиннадцати-двенадцати убедили, что жить мотору осталось недолго. Несложный замер утечек воздуха по цилиндрам подтвердил первоначальный диагноз и позволил уверенно заключить: пришел каюк поршневой группе. Чья здесь вина - изготовителя или настройщиков мотора, покажет вскрытие, а пока работы приостановлены ждем приезда специалистов «ТоргМаша». Впереди ремонт и подготовка к новым замерам.Кривые мощности до и после форсировки.О20406080100120140160 180 200 Скорость, км/чПередаточные числа трансмиссии: «Стандарт» и «18-й ряд».i 6000S коо° 5000 5 4500 ш | 4000/S 35002 зоо 2500 О 2000 1500 500К*1*..,'1** ..•*,..*'..•'".-'"" Рядсврийный Рид 18 . • ..-•:•••'..••.•.'••'' "' Колеса 175/65 R14 Колеса 17S/66H14 ..••.'••'!.••.'.'•*' R, 0,268 R« 0,268 ;.•;.'-•;.'•••* гл. 3,706 гл. з,58в .-.'••"• Т 3.636 1-3,187 2-1,950 2-2,105 3 - Т.357 3 1,480 4-0,941 4-1,129 5 - 0.784 5 - 0.886Э - U./D4020406080100120140160 180 200 Скорость, км/ч62За рулем 7/2003 ФОРСИРУЕМ ВАЗ-2114Д ВИГАТЕЛЬ : восемь клапанов. 1600 «кубиков», расчетная мощность 105 л. с. s Оригинальные коленчатый и распредвалы производства «ТоргМаш». Поршневая группа ремонтного размера 82,4 мм. • Спортивный выпускной коллектор.Сломавшееся поршневое кольцо - подарок завода-изготовителя.ТРАНСМИССИЯ • Так называемый 18-й ряд - внешне обычный набор шестерен. Винтовой самоблокирующийся дифференциал «ТоргМаш». Короткоходиый механизм управления коробкой дает быстроту переключений и уверенность, что передачу не «выбьет» на неровностях.ПОДВЕСКА • Стальные кронштейны растяжек передней подвески гораздо надежнее силуминовых. • Стойки «ТоргМаш» уже знакомы читателю. А вот с пружинами Eibach (остались за кадром) мы сталкиваемся впервые. • В передней подвеске стабилизатор поперечной устойчивости толщиной 21 мм. В задней - усиленная балка с вваренным прутком диаметром 14 мм (на фото ие попали). Кроме этого подвески дополнились индивидуально подобранными. исходя из развесовки, буферами сжатия, чья задача - обеспечить подвескам необходимый диапазон перемещений.За рулем 7/200363