134
135
КЛУБ«АВТОЛЮБИТЕЛЬ»с мет безопасностиТАРЬЕ НЕ БЕРЕМПОРА В УТИЛЬ!ИРИНА РОМАНЧЕВА. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКОiшМ Н — « — Wr-T |В^Н ЫшЫ|1лшшшвтомобиль - федство передвижения только до тех пор, пока он способен ездить. После этого из рабочей или прогулочной лошадки он превращается в рухлядь. Останки былой роскоши в виде покореженных кузовов разлагаются вдоль трасс, во дворах домов, налесных оггушках, основательно отравляя окружающим жизнь. Так обстоят дела у нас. У «них», как известно, подобная рухлядь, называемая вторсырьем, в огромных количествах идет на переработку и дает большой экономический эффект, не говоря уже об экологическом.шшиш•ннПрошло полтора года после означенного часа «икс»... КУЗОВНОЙ ШРОТ Налаживать систему авторециклинга начали с... завершающей стадии. А именно: с производства по утилизации автомобильных кузовов. В подмосковной Некрасовке два года успешно функционирует завод по переработке автомобильного и подобного ему металлолома. Как рассказал заместитель генерального директора промышленной компании «Втормет» Юрий Воронцов, кузова завод принимает в любом состоянии, главное, чтобы были слиты технические жидкости, сняты аккумуляторы и, желательно, шины. Специальным аппаратом - шредером поступающие автомобили рубят в мелкий шротА134АВТОРЕЦИКЛИНГ ПО-МОСКОВСКИ Первыми о необходимости использовать автометаллолом задумались влаЗа рулем 7/2003сти Москвы. Седьмого декабря 1999 года увидело свет постановление № 1125 «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств (АТС), подлежащих утилизации». В нем, в частности, расписали, как должна выглядеть инфраструктура подготовки автомобилей к их жизни после смерти. В идеале она включает несколько окружных площадок хранения, предприятия по «осушке» (здесь автомобиль освобождают от жидкостей) и первичной разборке машин, а также заводы утилизации шин, масла, технических жидкостей, аккумуляторов, пластмассы, фильтров, металлолома и т. д. Разумеется, предусматривалась учетно-информационная система. Все это должно было появиться в Москве к концу 2001 года. СТАРЬЕ НЕ БЕРЕМма сбора отслуживших свой век автомобилей. Иными словами, не сделан первый и самый важный шаг в полномасштабном наступлении на авторухлядь. Завод, конечно, не простаивает. Там, где не суетится власти, возникают частники. Они покупают небольшие автомобили-эвакуаторы (чаще всего потрепанные японские праворульные машины) и колесят по городам и весям в поисках брошенных авто. Заработать на этом можно: за тонну искореженных кузовов на заводе заплатят от 1,5 тыс. руб. (если железо очень ржавое) до 1,8 тыс. руб. Несмотря на очевидную вялость властей, производство по переработке автометаллолома развивается. Недавно завод приобрел разрывную машину, которая вначале разрезает кузов на более компактные части и немного его «подпрессовывает» - теперь в год можно будет перерабатывать 450 тыс. тонн автометаллолома. Надеяться только на столичных добровольцев не приходится, и завод заключает договоры с другими регионами. Кроме того, строится еще два подобных предприятия - в Ленинградской области и Краснодарском крае. Так что, возможно, ржавые кузова когда-нибудь из дворов и лесов попадут в шредеры.А вот предприятий, утилизирующих технические жидкости, фильтры и аккумуляторы, вокруг столицы предостаточно, хотя частнику-автовладельцу от этого опять же ни холодно ни жарко. Заводы эти тоже ориентированы на оптовиков. Правда, появились «добрые самаритяне» и взяли на себя труд по сбору аккумуляторов и фильтров. Но выгодны ли их услуги автолюбителям? Есть, например, станции сервиса, предлагающие бесплатно поменять машинное масло, но только на свое, естественно, дорогой марки. Да и расположены такие гтункты далеко не возле каждой заправки, как когда-то обещалось. Похожее происходит ис аккумуляторами. Мест, где их принимают на переработку не так много, в основном при предприятиях, которые этим занимаются. Платят за 1т аккумуляторов без электролита нынче всего 2,9 тыс. руб., с электролитом - 1150 руб. То есть за один аккумулятор можно выручить рублей двадцать: суммы этой не хватит на бензин, чтобы добраться до места, где сдают отслужившие свое детали... В общем, проще оттащить ненужную батарею на помойку.(куски металла размером 3-15 см). Мусор из полученного после переработки металла удаляет воздушная сепарация. В процессе производства черный металл отделяют от цветного. Очищенный и отсортированный «автомобильный» шрот металлургические заводы, что называется, отрывают с руками. А вот мусор (это ни много ни мало -15%) приходится хоронить на полигонах. Довести до ума технологию, когда из остатков делают наполнители для строительных блоков, пока не удается. Но это не единственная проблема в утилизации кузовов. Как отметил Юрий Воронцов, завод может переработать 180 тыс. тонн автометаллолома в год, а в прошлом году утилизировал лишь 68 тыс. тонн. И все потому, что в столице до сих пор не налажена систеНАЧАТЬ СНАЧАЛА Как мы уже говорили, программу авторециклинга начали не с того конца. Предприятия, перерабатывающие авАККУМУЛЯТОРЫ И ШИНЫ. томобильное старье, уже появились, только оптом С текстильной и кожаной обивкой, плаа вот системы сбора рухляди и хлама стмассой и стеклом (которые, между как не было, так и нет. Организовать прочим, должны утилизировать отдельплощадку, на которой автомобиль буно) справится и шредер. А вот о шинах, дут разбирать на «тематические» кучки масле и аккумуляторах разговор иной. и хранить их потом до отправки на заНачнем с шин. Сколько раз мы уже слыводы, - дело не дешевое. По приблизишали, что в стране вот-вот наладят протельным подсчетам, в столице одна таизводство разных полезных вещей из откая площадка обойдется в 500-700 тыс. служивших свое покрышек - напольных долл. Цены на аренду московской земпокрытий, настилов для ипподромов ли очень кусаются, скорее всего в регии футбольных полей и т. д. Одно только: онах это будет стоить меньше, но все длится это «вот-вот» без малого год. Да равно, где найти деньги? Оказывается, и рассчитаны две линии, установленвыход есть. Во многих странах расходы ные, например, на 149-м заводе в столина утилизацию закладывают в цену тоце, на переработку всего лишь 12 тыс. вара, иными словами, за переработку тонн покрышек в год. Несколько месямашины платит тот, кто на ней ездил. цев назад наконец торжественно объяТем не менее, когда о подобном заходит вили о запуске производства, но из-за речь у нас, идею встречают в штыки каких-то таинственных «технологичедескать все сразу подорожает. Вопрос насколько? По словам Юрия Воронцоских сложностей» оно до сих пор стоит. В ГУЛ «Промотходы» нам рассказали, ва, если расходы на утилизацию включто ежегодно только в Москве приходят чить в цену на товары, то потребуется в негодность около 47 тыс. тонн (!) автоподнять ее максимум на 1%. Скажем, мобильных шин: 22 тыс. - с «частных» «девятка» нынче обходится автолюбиколес и 25 тыс. - с машин автопредприятелям в 160 тыс. руб. Если к этому добатий. Посему, даже заработав на полную вить еще и расходы на утилизацию, мощность, производство на «149-м» она будет стоить 161,6 тыс. руб. Неужестанет принимать покрышки только ли удовольствие жить без автохлама на у юридических лиц. Автолюбители же каждом шагу, без пейзажей, «украшенпо-прежнему будут выкидывать старую ных» ржавыми остовами сгнивших автомобилей, этого не стоит? а резину на помойки.За рулем 7/2003 135