110
111
Музыкальная ИСТОРИЯЦИФРОВЫЕ ПРОЦЕССОРЫУРОКИ МИКРОПРОФЕССОРААЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВСлушая музыку дома - в уютном кресле, с сигарой, чашечкой кофе - кому как нравится, о многих проблемах автомобильного аудио даже и не догадываешься. Зависимость качества звучания от вложенных средств здесь чуть ли не линейная. И кому, например, придет в голову поставить это самое кресло рядом с левой акустической системой? Но в салоне автомобиля действуют совсем другие законы...ЛЕВЫЙ УКЛОН Нет, если у вас праворульная «японка», то уклон, конечно же, будет правым... Впрочем, и так понятно, о чем идет речь - водитель сидит не по центру салона, а сбоку, а потому как бы прилипает к одному из каналов установленной аудиосистемы, какая бы дорогая она ни была. Слушать, конечно, можно, однако идея не только «хай-фай», но и даже обыкновенного «стерео» при этом убита наповал. Оркестранты сидят в строго установленных местах, звукорежиссер при записи фонограммы старательно выстраивает правильную музыкальную сцену, а в результате - «отсутствие присутствия», дикие фазовые искажения, подавляющее «преимущество» левого канала перед правым, в итоге - все плохо. И не надо крутить баланс - фазочастотная характеристика от этого только ухудшится. Но ни пересесть, ни отодвинуть динамики нельзя: некуда! Что будем делать? Решение, в общем-то, напрашивается само - хорошо бы организовать для левого канала нужную временную задержку. Правый пассажир недовольно вскинет брови, но с ним разберемся потом. Задержать информацию поможет, конечно же, процессор - это своего рода профессор по части обработки сигнала. Что требуется от «микропрофессора»? Кстати, по науке его называют цифровой звуковой процессор (DSP Digital Sound Processor). Аналоговый сигнал обработать, прямо скажем, тяжеловато, зато с ноликами и единичками сегодня можно творить практически все, что угодно - как в компьютере. Удовольствие не из дешевых - напри110 За рулем 7/2003численных «мобиле» и решить все проблемы одним махом. Ну-ну... Впрочем, штука очень интересная. «Альто-Мобиле» включают между предварительным усилителем «головы» и внешним усилителем мощности. Входной аналоговый сигнал преобразуется в «цифру», остальное - дело техники. Линейка «Альто-Мобиле» содержит восемь устройств - остановимся на тех, которые представляют наибольший интерес для среднестатистического «промер, услуги такого «академика», как «Статус» от компании «Алпайн» (Alpine двинутого» пользователя, привыкшего к высококачественным аудиосистемам. F#l Status), обойдутся тысяч в гопъМодель Control 8 самая простая и десемь то ли долларов, то ли евро. Поэтошевая - всего около 160 долларов. Два му «интервью» с маэстро отложим до входа, два выхода - проще некуда. Однаследующей встречи, а сегодня познакоко возможности у этой коробочки - оймимся с молодыми «аспирантами», чья ей-ей... Цифровая задержка по любому помощь несоизмеримо дешевле. Речь каналу, восьмиполосный эквалайзер пойдет об изделиях «Альто-Мобиле» (мало того, что параметрический - еще (Alto Mobile) из Италии. и индивидуальный для каждого канала!), высокочастотный и низкочастотИЗ СТУДИИ - В САЛОН ные фильтры с изменяемым диапазоРеволюция это или нет - посмотрим, ном частот, перекрывающие весь музывремя покажет. Фирма «Альто», котокальный спектр. Все входы и выходы рая ранее специализировалась на прорегулируемые: настройщики поймут. фессиональном студийном звуке, реСкажем, если по какому-то каналу идет шила попробовать свои силы на многонеприятный фон, от которого никак не удается избавиться, то достаточно убавить по этому входу чувствительность, «утопить» таким образом фон, а на выходе поднять усиление - только и всего. Кстати, управлять «коробочкой» можно с выносного пулътика - там даже дисплей предусмотрен. Впрочем, за него придется немножко доплатить. Модель Control 16 отличается количеством полос у эквалайзера - понятно, что их 16. Это качество реально может оказаться востребованным, например, при подготовке автомобиля к соревнованиям по автозвуку - скажем, чтобы получить линейную амплитудно-частотную характеристику... Ну, а если переходить от любительского уровня к профессиональному, то вместо «Контрол» нужно применять другие модели - например, «Драйв» (Drive). «Драйв 20» стоит примерно 330 долларов. Входов у него два, зато выходов - пять. Из этих пяти четыре позволяют изменять характеристику сигнала практически любым образом: настроить под «пищалки» - пожалуйста, на средние частоты - не вопрос, на мид-басы еще проще. Наиболее продвинутые решения на базе «Драйв 20» - это, например, двухкомпонентная система с отЧтобы выровнять заведомо перекошенную музыкальную сцену, нужно создать временные задержки для динамиков левого канала. Это - одна из задач звукового процессора. ЦИФРОВЫЕ ПРОЦЕССОРЫ^еи».* • / « - с ** • - « «. в г - « * * 5 * 'ДИПаТЯца-охай,*1.Звуковой процессор «Альто-Мобиле Драйв.дельной индивидуальной настройкой каждого (!) динамика плюс сабвуфер помните про пятый выход? Следующая модель, «Драйв 30», дороже примерно на тридцатку. Входов здесь тоже два, а выходов уже семь. Первые шесть удобно использовать, скажем, для развитой трехкомпонентной схемы - опять-таки с индивидуальной подстройкой каждого динамика, а последний канал, как и прежде, отдаем сабвуферу. Для установщика здесь просто рай: с такой штукой он может изменять характеристики фильтров, произвольно настраивать эквалайзеры - причем для каждого канала в отдельности! Можно отключить канал совсем, «покрутить фазу», установить любую задержку - в общем, делай что хочешь. А еще можно полазить по меню и присвоить каждому из каналов свое назначение - например, под центральный канал домашнего кинотеатра... А ЕЩЕ? Вообще-то различных моделей «АльтоМобиле» - восемь: от младшей «Динамэйт» (Dynamate) до старшей UCS Р. «Динамэйт» - прибор, не имеющий аналогов: в нем спрятаны очень интересные заводские предустановки. Скажем, подчеркивание тончайших нюансов музыкального произведения, едва слышимых деталей - или, например,изменение звучания аудиосистемы в зависимости от стиля прослушиваемой музыки, только не на уровне дешевых «басбустов» и «хайбустов», а гораздо более деликатно и интеллигентно. А следующая модель, «Саб 16» обладает широчайшими возможностями для настройки сабвуферной части аудиосистемы: в ней присутствуют как фильтры с «богатыми» регулировками, так и развитый басовый эквалайзер... Вообще, описанная выше середина линейки имеет ощутимые достоинства в виде отличных кроссоверов и регулируемых процессором цифровых задержек. Что касается верхней части модельного ряда - UCS и UCS Pro, она ориентирована больше на соревновательный уровень - тому способствует сильно развитая эквалайзерная часть. А нельзя ли обойтись вообще без аналоговых сигналов на входе - ведь все равно компакт-диски уже содержат «цифру»? Можно, но беда в том, что оптический цифровой выход сегодня не стандартизован. У того же «Алпайна» цепочка «цифра-цифра» уже работает, но только с одноименными моделями: универсальный подход пока не найден. Захочется, к примеру, изменить громкость звучания, а как ты будешь с «головы» командовать процессором? Для этого нужна единая шина данных, а она у каждого производите-ля своя. Вернее, пока что своя - вдруг что-то изменится... Да, а как же быть с правым пассажиром? Если ввести задержку по левому каналу, он вообще будет слышать непонятно что... На сей случай утешение следующее: память «Альто-Мобиле» позволяет установить и прописать любое количество настроек - точнее, 64 (что применительно к нашему случаю и можно считать любым). Одна настройка, например, - для прослушивания классики, вторая - для рэпа, семнадцатая - под правого пассажира (или пассажирку), шестьдесят четвертая компромиссная. Впрочем, компромисс, это когда плохо всем... И последнее. Настройка аппарата типа «Альто-Мобиле» - процесс длительный, он может занимать много часов. Так вот, два приятных сообщения. Во-первых, при желании сэкономить время своим коллегам можно единожды полученную удачную настройку «закачать» в персональный компьютер и держать ее там в памяти - вдруг пригодится.. . Конечно, ее придется доработать под конкретную машину, но в грубом варианте первое включение уже будет прописано. Во-вторых, при сбросе питания (поменяли аккумулятор!) все установки сохраняются... А про другие цифровые хитрости поговорим в следующий раз. DЗа рулем 7/2003 111