142
КЛУБ«АВТОЛЮБИТЕЛЬ»У КаминаМУЗЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИВЕТЕРАНЫ ВОИНЫ И ТРУДАСЕРГЕИ КАНУННИКОВНа окраине Рязани, на территории Военного автомобильного института размещена малоизвестная, но богатая и во многом уникальная коллекция. К тому же одна из крупнейших в стране - более ста машин. Особенность этого музея связана с военной «пропиской». На открытых площадках и под крышами ангаров собраны почти все отечественные машины, служившие в армии начиная с 1930-х гг. Полуторка ГАЗ-А и трехтонка ЗИС-5 - самые массовые грузовики предвоенных и фронтовых лет - соседствуют с союзником, «СтудебекеромUS 6». Кстати, этот «студер» - один из немногих хорошо сохранившихся в России американских грузовиков времен Второй мировой. Конечно, наиболее полно в Рязанском музее представлена послевоенная отечественная история. Собрание грузовиков, без преувеличения, на сегодня - наиболее полное в стране. Нынче даже ЗИС-151 и ГАЗ-63, прилично сохранившиеся, не сгнившие, увидеть очень непросто. В Рязани бережно сохранили в прошлом массовые, а ныне редкие «Захары» и «газоны», служившие как в арМУЗЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Рязань, Октябрьский военный городок, Военный автомобильный институт. Часы работы: с 10 до 17, обед: с 13 до 14 Выходные: последняя пятница месяца.Амфибию ВАЗ-2122 создали на базе «Нивы* в середине 70-х. ЛуАЗ-1901, оснащенный экспериментальным трехцилиндоовым харьковским дизелем, носил гражданское имя «Геолог» {внизу}.Но «жемчужины» рязанской коллекции - несерийные, по-настоящему уникальные, изготовленные порой лишь в нескольких экземплярах автомобили. В разные годы их обкатывали в подмосковном НИИИ-21 - исследовательском и испытательном институте Министерства обороны. По той или иной причине на вооружение не приняли, но, к счастью, и на свалку не выбросили, а передали в музей рязанского института. В ряду раритетов, одетых в армейский камуфляж, - несколько малоизвестных ульяновских машин. В их числе удачный по конструкции УАЗ-3172, который не стал серийным лишь потому, что родился в годы политических и экономических катаклизмов - на рубеже 90-х, а также плавающий «уазик» с грозным, но, увы, не оригинальным именем «Ягуар». Почитатели вседорожников могут поближе познакомиться с амфибией ВАЗ-2122, созданной на базе «Нивы», ЛуАЗом с... тремя ведущими мостами, другими редкими, интересными автомобилями. Не все машины рязанского собрания дожили до наших дней в идеально первозданном виде. Некоторые требуютмии, так и на гражданке, а также тяжелые полноприводные грузовики более редких моделей, гусеничные тягачи. В музее института есть и легковые машины, в том числе такие известные, как «эмка» и ГАЗ-67Б. Шеренгу послевоенных моделей, начатую «Победой», ЗИС-110 и ЗИМом, завершает совсем не старая, зато редкая «Волга» ГАЗ-3105.более тщательной реставрации, замены неродных деталей оригинальными. Но были бы автомобили, страсть к старому «железу», средства и время... Зато уже сегодня машины из институтского музея можно увидеть не только в Рязани. Стараниями преподавателей и курсантов многие автомобили-ветераны поддерживаются на ходу и регулярно выезжают в пробеги.142За рулем 7/2003