96
97
98
ТЕХНИКАДаЛЬНОбОЙSTRALIS ACTIVE TIME, ACTIVE DAYБРАТЬЯ ПО КРОВИАНАТОЛИИ СУХОВ. ФОТО АВТОРАСерьезные финансовые проблемы ФИАТа, похоже, никак не отразились на его грузовом подразделении - ИВЕКО. Более того, этот динамично развивающийся сектор в значительной мере поддерживает на плаву весь концерн. О флагмане итальянской «дальнобойной артиллерии» - «Стралисе», сменившем «Евростар», мы уже писали (ЗР, 2003, № 1). Более скромный, но не менее популярный «Евротех», в свою очередь, обзавелся преемником.КЛОНИРОВАННЫЙ УСПЕХ Младший брат не только перенял внешность «грузовика 2003 года», но и позаимствовал его имя. Анфас «стралисенок» отличается лишь тремя прорезями в радиаторной решетке вместо четырех да уменьшенными по высоте боковыми дефлекторами. Менее заметны крылья, выступающие на 10 см за контур узкой кабины. Судя по всему, дизайнеры прибегли к клонированию не случайно: «Стралис» так приглянулся европейцам, что раскрутить его слегка уменьшенную копию не составит труда. Стираются и «классовые границы»: более дешевый грузовик теперь кровный брат короля трасс.Различают братьев по второму, вернее, третьему имени. Старшего назвали Active Space. Младших - двое: со спальником - Active Time и без - Active Day. Первый выпускают в двух вариантах: с высокой и низкой крышами. Малыш не так уж мал: до «высокого» потолка - 1,82 м, над спальником - метр тридцать. Вторая полка - на заказ. Кабина в «дневном варианте» заметно короче, но все же места за спинкой кресла - с запасом: диапазона регулировок хватит для водителя любой комплекции. Подвеска кабины - на рессорах сзади и пневмобаллонах спереди. Вариант со спальником можно заказать и на четырех пневмобаллонах. Стильные ярко-красные кресла с вытягивающимся из-под подголовника ремнем безопасности, в меру жесткие и очень удобные - на зависть иным фанатам тюнинга. К тому же они умеют «приседать», облегчая посадку-высадку. Не забыты и регулировки руля - как по углу наклона (от 20 до 40° относительно вертикали), так и по высоте. В целом экипировка не уступает большому «Стралису»: тот же удобно лежащий в руках руль с кнопками управления радио, CD-проигрывателем и маршрутным компьютером, панель приборов с жидкокристаллическим цветным дисплеем, выдвижной холодильник (на заказ) и ящик для мелочей под спальником, множество полочек наверху, противосолнечные шторки на всех стеклах и многое другое. Не забыта и надевающаяся на руль подставка для бумаг: заполнять документы на коленке не придется. ХОРОШО ПРИЖИВШЕЕСЯ СТАРОЕ Под капотом, вернее, под кабиной - неплохо зарекомендовавшие себя рядные «шестерки» Cursor-8 и 10 (индексы соответствуют рабочему объему в литрах). На грузовиках предыдущего поколения они прошли не один миллион километров (восьмилитровый мотор выпускается с 1998 года, десятилитровый - с 1999-го). Двигатели отличаются скромным масляным аппетитом и хорошей топливной экономичностью: с переходом на нормы Евро Ш удельный расход топлива не только не вырос, но в отдельных случаях даже снизился. Межсервисный пробег тоже впечатляет: замена масла предусмотрена лишь через 100-150 тыс. км. Все моторы оснащены системой ГТВ (Iveco Turbo Brake) - моторным тормозом, весьма эффективным благодаря совместной работе с турбонагнетателем с изменяемой геометрией. Так, поглощаемая им мощность на восьмилитровом двигателе достигает 310 л. с.96За рулем 8/2003 STRALIS ACTIVE TIME, ACTIVE DAYКабина Active Day - без спальнике. Высоко лезть но придется: с шинами 31V80R22.5 высота пола над дорогой всего 1,24 и .1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯAT 440S «3 Т/Р RR • Общие данные Снаряженная масса, кг Нагрузка на седельносцепное устройство, кг Максимальная масса автопоезда,кг • Двигатель 6540 12 460 44 000 дизельный, с насосфорсункам», трубонаддувом с изменяемой геометрией турбины и интеркулером 316/430 1590-2100 1900 1050-1590 10,308 932 однодисковое, с гидроприводом и пневмоусилителем механическая 16-ступенчатая ZF 16S181, с делителем и демультипликатором или 12-ступенчатая с электронным управлением и возможностью принудительного выбора передач 2F Eurotronic й AS2301 одинарная гипоидная, блокировка дисрсреренциала на заказМощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин Рабочий объем, л Сухая масса, кг • Трансмиссия Сцепление Коробка передач Кабина малого «Стралиса» на 20 см уже, поэтому боковые дефлекторы не выступают за габарит бампера - так меньше риск повредить их при маневре. Удобный в ремонте составной бампер без изменений перекочевал с флагманской модели. Под ним - противоподкатный брус, с августе этого года обязательный в Европе(директиве 2000/чО/Ю На другие рынки он предлагается в качестве опции. задняя • Ходовая часть Подвеска: передняя Главная передачапри 2800 об/мин, а на десятилитровом - 380 л. с. при 2400 об/мин. При этом тепло отводится с отработавшими газами, не нагружая систему охлаждения. Это, в свою очередь, позволяет эффективно использовать и трансмиссионный гидродинамический тормоз-замедлитель ZF, устанавливаемый на заказ. В обычных же условиях движения моторного хватает с избытком. С двигателями 270 и 300 л. с. устанавливается 9-ступенчатая коробка пере-дач, с остальными - 16-ступенчатые, все производства ZF. Есть и «автомат» Eurotronic II (без педали сцепления), с возможностью ручного переключения. Эта совместная разработка ZF и ИВЕКО появилась на свет еще в 2000-м. Честно говоря, на ходу понравились обе. Ручная коробка осталась прежней, но ее привод доработали: теперь по четкости и мягкости переключения передач этот грузовик может поспорить с иной легковушкой, и журналистыМоторный тормозМощность Трансмиссионный тормоз Рабочая тормозная система Рулевое управление Размер шинзависимая, рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости зависимая, на четырех пневмобаллонах, (я стабилизатором открытие выпускных клапанов в конце такта сжатия, подача дополнительного воздуха в цилиндры турбокомпрессором 280 кВт/380 л. с. гидродинамический интардер, на заказ дисковые тормоза с электронным управлением на всех колесах с гидроусилителем ZF 8098 315/80R22.5Места хватит и для радиостанции, и для заначки от жены. Красный цвет обивки дань спортивным традициям ФИАТа?Органы управления - от «большого брата». Ступица рулевого колеса рассчитана на установку подушки безопасности.За рулем 8/200397 ТЕХНИКАдальнобойSTRALIS ACTIVE TIME. ACTIVE DAYБака хватит до России?Аэродинамические элементы кабины тягача можно выбрать при заказе машины. Помимо регулируемых верхних дефлекторов, есть «воротничок», компенсирующий разницу в ширине и высоте между кабиной и полуприцепом. Предусмотрены и бортовые дефлекторы между колесами. Для фуры лучше заказать более длинные кронштейны зеркал - кабина-то узкая.без особых затруднений шуровали «кочергой», не путаясь в восьми основных передачах. «Автомат» же облегчает жизнь не только водителю, но и трансмиссии - значительно продлевает срок службы сцепления. А скрупулезные европейцы подсчитают и выгоду в тоннокилометрах: ведь электронная коробка на несколько десятков килограммов легче ручной. Автомобили с двигателем Cursor-10 (как правило, это тягачи) оснащают дисковыми тормозами с электронным управлением на всех осях. Нажатиемна педаль водитель лишь задает замедление, а компьютер последовательно задействует моторный тормоз и основную рабочую систему, оптимально распределяя усилия между тягачом и прицепом. Выигрыш - не только в безопасности, но ив ресурсе. Так, по заводским данным, тормозные колодки на этих машинах служат 300-400 тыс. км. Восьмилитровый Cursor, который чаще используют при рамном варианте шасси, подразумевает сзади барабанные тормоза, но и те - под управлением электроники и, конечно, с АБС.УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ В отличие от «большого брата» - чистокровного дальнобоя, эти грузовики мастера на все руки. Таскать им и цистерны, и автовозы, и платформы с контейнерами. Есть множество рамных вариантов, в том числе спецмашин, вплоть до мусоровоза. Под профессию подбирают двигатели, мосты и подвески. На тягачи не устанавливают моторы слабее 310 л. с, а варианты для тяжелых условий с колесными редукторами - HR (hub reduction) и с усиленной рамой для плохих дорог - RR (rough roads) поставляются с наиболее мощными «десятыми» «курсорами» мощностью 400 и 430 л. с. Помимо стандартного варианта 4x2, есть и трехосник, причем третья ось может быть управляемая - это немного улучшает маневренность и заметно снижает износ резины. На рамном шасси предусмотрен вариант и со спаренными колесами третьей оси, на пустом грузовике ось поднимается. Стандартная подвеска - рессоры спереди, пневмобаллоны сзади. Для фургонов с двигателем до 350 л. с. можно заказать полностью рессорную подвеску, а для особо «нежных» грузов - полностью пневматическую. Козырь нового тягача - сравнительно небольшая снаряженная масса. «Малыш» увезет на тонну с лишним больше, чем иные «взрослые». Вот такой «стралисенок». РОССИЙСКИЙ ПАКЕТ К восточноевропейскому рынку итальянцы относятся серьезно - «стралисы», идущие на Восток, значительно крепче «западников». Главные отличия варианта RR (а только такие и будут поставляться в Россию) - усиленные рама и передняя подвеска. В предыдущем поколении ИВЕКО его обозначали иначе НМ (Heavy Mission). Продуманно выглядит чисто российский пакет. Здесь и подогрев топливного бака и фильтра сепаратором, и синтетическое моторное масло 5W30, и защитные решетки на фарах, и огнетушители. По российским нормам на тягаче установлен знак автопоезда - три желтые лампочки, тахограф опломбирован - хоть сейчас в путь. Младшего «Стралиса» уже покупают в России, но представительство ИВЕКО принимает заказы только на вариант с длинной кабиной. Комфортабельный грузовик для внутригородских перевозок пока не конкурент КамАЗам и МАЗам. А тем временем у компании очередная премьера - новый среднетоннажник. Но о нем - в следующий раз. О«Турбина главного калибре».98За рулем 8/2003