24
25
26
ЭКСКЛЮЗИВНОе ИНТерВЫООРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯЧАСТЬ ЕВРОПЫ ДЛЯ «ТОЙОТЫ»Автомобильная компания «Тойота Мотор Корпорэйшн» давно перестала быть исключительно японской: она имеет отделения по всему миру. Россия - в сфере деятельности европейского отделения. В брюссельской штабквартире компании главный редактор журнала «За рулем» Петр Меньших встретился с президентом «Тойота Мотор Европа» Акира Имаи незадолго до его нового назначения. - В первом полугодии «Тойота» опередила по темпам продаж новых машин в России многих других зарубежных производителей. Как меняется в этой связи отношение компании к нашей стране? Какие планы строите на будущее? - В ходе недавнего визита в Россию я встречался с г-ном Терещенко («Бизнес Кар»), другими дилерами и оценил проделанную ими работу. С такими партнерами я могу быть спокоен за продвижение марки на российском рынке. - Возможно, все дело в ценовой политике. Например, в 1996 году «Королла», не самая оснащенная, стоила здесь около 20 тыс. долларов, притом «Королла» нового поколения продается за 15-16 тысяч. Связано ли это с удешевлением производства или с чем-то еще? - Главные маркетинговые разработки проводятся в брюссельском офисе компании. Однако рекламную политику в основном определяет московский офис, которому виднее на месте, как и что делать. С августа нынешнего года московский офис полностью перейдет в подчинение европейского отделения «Тойота Мотор Европа». В Брюсселе создана группа специалистов по России. Темпы продаж здесь выросли в этом году по сравнению с прошлым почти вдвое. Но замечу, что автомобили «Тойота» находят все больше клиентов во всех странах Европы.с СИIАКИРА ИМАИ Akira Imai Президент-генеральный директор «Тойота Мотор Маркетинг Европа» 1999-2003 гг. Родился в Китае в 1944 году. Получив образование в токийском университете Хитоцубаши по специальности бизнес и торговля, в 1968 году пришел в компанию «Тойота». В 1992 году - заместитель генерального менеджера отделения Северной Америки, в 1996-м - генеральный менеджер европейского отделения «Тойота Мотор Корпорэйшн». С 1999 года до июля 2003-го - президент-генеральный директор «Тойота Мотор Маркетинг Европа». Наши машины признаны одними из наиболее безопасных. Во время крэш-тестов «Авенсис» получил высшую оценку (пять звезд). Кроме того, мы опережаем многие компании по внедрению передовых технологий. Например, недавно запущен в серию «Приус», гибридный автомобиль второго поколения. Энергосбережение - главное достоинство этого автомобиля. В нем для подзарядки аккумуляторов используется не только энергия бензинового двигателя, но и энергия торможения. Мне кажется, забота об окружающей среде привлекает все больше клиентов на нашу сторону. Мы рассчитываем за этот год продать около 30 тысяч гибридных машин во всем мире. В Европе цели скромнее - всего 5 тысяч. Европейцы придают огромное значение охране окружающей среды, но не очень хотят платить за решение проблемы. Политические деятели только призывают к сохранению окружающей среды, мы же предлагаем продукт, который способен помочь на деле. - К сожалению, модельный ряд «Тойоты» в России представлен недостаточно широко. Будь выбор богаче, и продажи бы выросли. Появятся ли мини-вэны - «Королла Версо», например?я1Новый автомобиль совместно с «Ситроен» и «Пежо» с 2005Франция'^Х -. /, v v ^р> • •' н » * V > • < чБолгарм }о -л^24 За рулем 8/2003Производственные мощности «Тойоты» в государствах Европы. Пока без стран СНГ. ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ- Скоро на российский рынок придет автомобиль, который будет даже меньше «Яриса». С января 2005 года его станет выпускать наше совместное с «Пежо» и «Ситроеном» предприятие в Чехии. Из 300 тысяч автомобилей, производимых в Чехии, нам будет принадлежать треть, то есть 100 тысяч. Цены сделаем весьма привлекательными. Рассчитываем, что с такой моделью доля «Тойоты» на российском рынке значительно увеличится. Мы продаем на нем «ленд крузеры», «авенсисы», «короллы». Возвращение «Яриса» планируется на январь следующего года, чуть позже следует ожидать и «Короллу Версо». - Россияне в течение довольно длительного времени покупают японские подержанные машины с правым рулем. На сегодняшний день их ввезено более миллиона, причем большую часть составляют «тойоты». Как на это реагирует компания? - С конца 80-х годов мы развиваем сервис на территории Сибири ив других частях России. У «Тойоты» сейчас около 10 станций в основных городах восточной части вашей страны. Подчеркну: речь не о торговых предприятиях, а только о сервисных центрах. Мне очень приятно, что в России нашу марку позиционируют наравне с «Мерседесом». В Западной Европе на первое место всегда ставят «Мерседес», затем «Ауди» и только потом идет «Тойота». У российского рынка хорошие перспективы. - Не планируется ли создание сборочного предприятия в нашей стране или завода комплектующих? - «Тойоте» очень хотелось бы упрочить позиции на российском рынке. Но основную массу на нем составляют машины дешевые. Тягаться с ними по уровню цен мы не можем и не будем торговать себе в убыток. Однако замечу, что разрабатываем специальную программу для России. Пока мы изучаем рынок. Продавать машины в России и производить их здесь - это совершенно разные вещи. У компании нет никакого опыта по производству чего бы то ни было в России. Надо определить возможности поставщиков, что мы и пытаемся сделать. В создании одной машины участвует более трехсот смежников - мы должны быть уверены в каждом на все сто. Надо разобраться ив законах: как нам строить взаимоотношения на производстве, какие обязательства мы на себя берем, нанимая российских рабочих и специалистов? Нет ясности и по таможенным пошлинам. С одной стороны, вы поднима-«Тойота-Королла». Именно с этой модели начался экспорт легковых «тойот* в Европу и Америку. Выпускается с 1966 года. В 2001 году на рынок вышло уже девятое поколение. Двигатели бензиновые 1,3; 1,4; 1А 1.6:1Д1 мощностью от 48 кВт/65 л. с. до 140 кВтЛЭО л. с , а также дизели 2,0 и 12 л 66 и 81 кВт/90 и 110 и. с.«Тойота-Приус» - первая серийная модель фирмы с гибридной силовой установкой. В 2001-м автомобиль обновлен и прибавил в мощности. С новой силовой установки потребитель получает 53 кВт/72 л. с. бензиновых и 33 кВт/45 л. с. электрических.«Тойота-Авенсис» - достойный наследник знаменитой своей надежностью «Карины». Явился миру в 1997 году. С тех пор дважды (в 2000 ив 2003 гг.) обновлялся. Оснащается 1,6,1,8; 2,0-литровыми бензиновыми моторами от 81 кВт/110 л. с. до 108 кВт/147 л. с. Есть и 2,0 литровый турбодизель мощностью 85 кВт/116 л. с.«Тойота-Кэмри» - автомобиль бизнескласса со всеми соответствующими опциями. Последняя версия продается в Европе и Америке с 2001 года. Моторы бензиновые - рядная «четверка» 2,4 л, 16 клапанов, 112 кВт/152 леи 3,0-литровый V6 с четырьмя клапанами на цилиндр мощностью 137 кВт/186 л. с. или 158 кВт/215 л. с.«Тойота-Се лик а» - известна с 1970 года. Современная версия образца 1999 года отличается от предыдущих более скромными четырехцилиндровыми рядными моторами объемом всего 1,8 л мощностью 105 кВт/143 л. с. и 141 кВт/192 л. с. Однако это не мешает разгоняться до сотни за 8,7 или 7,2 секунды соответственно.«Тойота-Превия» - большой передне или полноприводный мини-вэн. Гамма двигателей - бензиновые 2,4 л - рядный и V-образная «шестерка» 3.0 л, 115 кВт/156 л. с. и 162 кВт/220 я. с соответственно. В 2002 году к ним присоединился двухлитровый турбодизель мощностью 85 кВт/116 я. с.«Тойота-Ленд Круэер Прадо» - свежая версия знаменитого вседорожника продается с нынешнего года. Самый маленький из «ленд крузеров» имеет вполне «взрослый» набор двигателей: бензиновые 2,7; 3,4; 4,0 л мощностью от 110 кВт/150 л. с. до 184 кВт/250 л. с. и трехлитровые турбодизели 120 кВт/163 л. с. и 125 кВт/170 л. с.За рулем 8/200325 ЭКСКЛЮЗИВНОе ИНТерВЫО ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ «ТОЙОТА» И «ЛЕКСУС» В РОССИИ ЧЕРЕЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДИЛЕРОВМодель 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. (1 полугодие) 48 75 1243ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ са» удалось придать индивидуальность, которая пришлась большинству по вкусу. Для привлечения внимания к нашему дизайну существуют не столь массовые проекты, например «ТойотаСелика». Вообще же над обликом автомобилей «Тойота» работает много дизайнеров, среди них и итальянцы, и французы, и греки. Есть даже русский. - Какой автомобиль «Тойоты» нравится вам больше других? - Конечно, «Приус». - А какой бы выбрали для поездок на работу? - <JIeKcyc-LS430». Хотя для городской езды предпочел бы «Ярис». На той же брюссельской Гран Пляс места для парковок весьма ограничены. Для хорошей погоды SC430 со складывающейся откидной крышей подходит как нельзя лучше. Когда отправляешься на пикник или поиграть в гольф и знаешь, что предстоит езда по грунтовым дорогам, конечно, нужен полноприводный автомобиль: «Ленд Крузер» например. В маркетинговых целях в ближайшие месяцы я буду ездить на новом «Авенсисе». - В формуле 1 выигрывает «Феррари». Не обидно вам за команду «Тойота»? - Еще как! Тем более, что с января этого года меня ввели в круг руководителей проекта по формуле 1, Признаюсь, был удивлен тем, какие денежные средства идут на содержание пусть и не маленькой команды. Но когда увидел ее работу, понял: по техническому уровню это сопоставимо с запуском космической ракеты. Люди работают с большим энтузиазмом, идет поиск новых материалов, многие работы ведутся индивидуально, вручную. Все это замечательно, но нужна победа. Тем не менее, положительный эффект дает и само участие в соревнованиях. Ведь их смотрят миллиарды зрителей во всем мире, и они видят стремление «Тойоты» быть в числе лидеров. Для достижения победы я бы попросил еще два года. - И все же, что для вас гонки в первую очередь: поле для обкатки новых технических решений или рекламная акция? - Прежде всего - это имидж марки. Формирование уверенности в том, что «Тойота» готова во всем быть номером один. - Надеемся, эту уверенность разделяют и поклонники «Тойоты» в России. В беседе принимал участие Владимир Соловьев.Yaris Coralla Avensis Camry RAV4 Land Cruiser 90/95 Land Cruiser 80/100 Land Cruiser Prado Lexus (все модели) Другие, в т. ч. микроавтобусы Всего40 415 145 280 1761857-325 679 17415612319 1000 1965 1079294677823548891417163588 328 2258630-41 2703272-157 2474461-321 370 1079182Вспомним историю. Что обеспечило быстрое восстановление японской экономики после Второй мировой войны? Именно фонд взаимопомощи. Если бы в России можно было создать такую систему, а деньги управлялись частным банком, можно было бы многое сделать для развития промышленности и защиты окружающей среды. - Появляется все больше устройств, которые повышают безопасность, страхуют водителя от ошибок. Понятие «машина для водителя» (driver's car) постепенно выхо- На мой взгляд, поток подержанлащивается. Как сказал наш испыных японских автомобилей в Россию татель, в «Тойоте-Авенсис» за электвполне устраивает Японию. Не надо роникой почти не видно самого авдумать об утилизации, поездив на автомобиля. томобиле, можно его продать, а себе - На юге Франции мне довелось покупить новый. ездить на автомобилях - конкурентах - Я так не считаю. Все зависит от «Авенсиса». Мое впечатление таково: кармана. Очень многие японцы ездят если за руль садится профессиональна старых автомобилях, которым боный гонщик, ему, возможно, захочется лее 15 лет, так как на новый нет денег. острых ощущений. Но он знает, как В Россию вывозят автомобили помоловыходить из критических ситуаций же, 5-6-летние. К тому же, не японцы или не допускать их. Обычный человек вывозят в Россию то, что им больше не за рулем без электроники с ними не нужно, а россияне приезжают к нам и справится. Поэтому главное отличие выбирают то, что их интересует. Офинашего автомобиля состоит в том, что циальные же поставки автомобилей он более безопасный, если не самый с правым рулем осуществляются тольбезопасный, а это, согласитесь, немако в те страны, где они соответствуют ловажно. принятым там нормам: Ирландию, Ан- Не кажется ли вам, что «Тойота», глию, Таиланд, Австралию и другие, но создавая добротные, надежные и хоне в Россию. рошо продаваемые машины, уделяет В самой Японии доходы людей весьма меньше внимания дизайну? неоднородны. В крупных городах, таких - Конечно, над стилем нужно рабокак Токио, Осака, Нагоя, Иокогама, житать постоянно, стремясь к совершенвут побогаче и могут позволить себе частву. Дизайн - вещь непростая, быть ще менять автомобили. Но ив этом слунепохожими очень сложно. Кроме точае покупателями секонд-хэнда станого, дизайнер зажат в очень жесткие вятся прежде всего японцы из более бедрамки требований инженеров-констных районов. Во вторую очередь - страрукторов, которые говорят: это будет ны, в том числе развивающиеся, с левотак, так и так. И все-таки мне кажется, сторонним движением. что дизайну «Яриса», RAV 4, «Авенси26 За рулем 8/2003ете ставки для защиты рынка, с другой - планируете вступить в ВТО, которая борется против этого. Наша политика основывается на том, что мы будем ввозить в Россию новые автомобили как из Японии, так и из Европы. Когда возникнут условия для развертывания производства на месте, мы воспользуемся этой возможностью. Причем, как только решение будет принято, предприятие построим очень быстро, поскольку у нас есть опыт создания заводов в 40 странах. Кроме того, мне кажется, если русские начнут работать с японцами, сочетание обещает быть очень удачным и продуктивным.- Хочу спросить совета, какую позицию занять мне как главному редактору: выступать за запрет ввоза праворульных машин из Японии? - На подержанных машинах можно сделать неплохой бизнес. Только действовать нужно под контролем правительства и государства, чтобы исключить влияние теневого бизнеса с обеих сторон. Зная, что у россиян хранятся на руках значительные средства, я предлагал создать национальную систему сбережений или сохранения вкладов под государственным флагом: эти средства можно заставить работать, организуя ввоз подержанных машин стоимостью около 3 тыс. долларов и обеспечивая им сервис с гарантией на три-четыре года. Но предложение не получило поддержки.