168
169
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ^семинарТОПЛИВО СО СВИНЦОМ ЗАПРЕЩЕНОГОРИ ЯСНО!МИХАИЛ ГЗОВСКИЙВремя многочасовых очередей на бензоколонках и пронырливых мальчишек, предлагающих купить припасенную канистру с некой горючей жидкостью, ушло, хотелось бы верить, безвозвратно. Вместо замызганных «заправок» выросли современные чистые станции. Более того - нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перешли на выпуск новых сортов бензина. Вопросов о самом популярном автомобильном топливе немало. Попробуем ответить хотя бы на некоторые из них.ВЫБОР МЕНЬШЕ КАЧЕСТВО ВЫШЕ Основным документом, регламентирующим производство бензина, сегодня служит ГОСТ Р51105-97. Соглас168 За рулем 8/2003но ему производят четыре сорта топлива - «Нормаль80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Бензин «Регуляр-91» с 1 января 2003 года отправили в отставку. Новые нормативы не только должны были приблизить качество российского топлива к европейским стандартам, но и сократить номенклатуру выпускаемых бензинов. Это не лишнее, ведь в продаже до сих пор было горючее с октановыми числами 72, 76, 80, 91, 92, 93, 95, 96 и 98. Автомобилисты со стажем привыкли к тому, что обозначение марок бензинов начиналось с букв А или АИ. Кстати, формально А-95 и АИ-95 - совершенно разные топлива! Октановые числа бензинов с индексом А определяли по моторному методу, АИ - по исследовательскому. Первый точнее определяет детонационную стойкость бензина в форсированных режимах, второй лучше подходит для оценки топлива при имитации городского цикла. Моторный метод строже, и октановое число, полученное при таких испытаниях, ниже исследовательского. Так что прежний АИ-95, подвергни его испытаниям по моторному методу, вполне мог иметь октановое число 92 и ниже. Сегодня октановое число определяют по-прежнему НАША СПРАВКАобоими методами, но в качестве обозначения присутствует лишь индекс АИ. Хотя на некоторых провинциальных бензоколонках по инерции обозначают топливо буквой А. ЛУЧШЕЕ ВРАГ ХОРОШЕГО До последнего времени автомобили с каталитическими нейтрализаторами попадали в России в группу риска. Для них губителен свинец, с помощью которого повышали октановое число. В Москве и многих крупных городах этилированный бензин давно вне закона.Нефтеперерабатывающие заводы, выпускающие бензин, ориентируются не только на действующий ГОСТ Р51105-97 (см. табл.|, но и на собственные технические задания - ТУ Они не могут противоречить ГОСТам, а лишь оговаривают дополнительные требования к качеству. Например, несколько лет назад для Москвы по инициативе правительства города были установлены свои правила, зафиксированные в более жестких требованиях ТУ 38 401 -58-171-96 Московское топливо АИ-80 ЭК, АИ-92 ЭК, АИ-95 ЭК и АИ-98 ЭК обладает лучшими, чем обычное, экологическими свойствами, например более низкой объемной долей бензола. ТОПЛИВО СО СВИНЦОМ ЗАПРЕЩЕНОНынче, с 1 июля 2003 года, топливо со свинцом запрещено на всей территории страны. Но и сегодня бензины с одинаковым октановым числом нередко существенно отличаются по качеству. Особенно «элитные», дорогих марок, спрос на которые превышает предложение НПЗ. Как это ни печально, не весь бензин, предлагаемый в продаже, произведен непосредственно на заводах. Часть его, в лучшем случае, «модифицируют» небольшие фирмы, имеющие лицензию. Куда хуже, если топливо «улучшают» прямо на АЗС с нарушением технологии. По разным данным, доля суррогатного бензина в России достигает 9-14%. На НПЗ производство бензина включает первичную, вторичную переработки и смешение компонентов. Недобросовестные коммерсанты в нарушение технологии смешивают прямогонные бензины с товарНа правах рекламыным топливом и, добавляя антидетонационные присадки в концентрациях, превышающих нормы, получают высокооктановое горючее. Именно такому топливу мы должны быть «благодарны» за наиболее распространенные недуги - досрочный выход из строя свечей зажигания и топливных форсунок. Вы видели красный налет на свечах? Это токопроводящее покрытие - последствие «передозировки» присадок.С ПРИСТАВКОЙ «ЕВРО»НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ПО ГОСТу Р51105-97Марка бензина Октановое число, не более: моторный метод исследовательский метод Содержание свинца 3 г/дм , не более Содержание марганца, 3 мг/дм , не более Содержание фактических 3 смол, мг/100 см , не более «Нормапь80» 76,0 80,0 «Регуляр92» 83,0 92,0 0,010 50 «Премиум95» 85,0 95,0 «Супер98» 88.0 98,0_5Л_Ужесточение норм токсичности неизбежно влечет изменение требований к топливу. Европа, которая вовсю готовится к введению норм Евро IV в 2005 году, приняла стандарт EN 228, регламентирующий минимальные требования к топливу и методикам его испытаний. Новый стандарт строго ограничивает содержание органических кислот, бензола и серы. Их объемные доли станут в среднем в пять разниже по сравнению с действующими в России нормами. У нас тоже есть сдвиги. Некоторые производители топлива добровольно переходят на выпуск более «чистых» бензинов. Московский НПЗ начинает выпуск бензинов АИ-92 «Регуляр Евро», АИ-95 «Премиум Евро», соответствующих нормам Евро III. Кстати, в России есть свой аналог этих требований - это ГОСТ Р51866-2002 от 1 июля 2002 года, который пока не вступил в силу и носит рекомендательный характер. Финская компания «Несте» реализует на фирменных заправочныхстанциях в Петербурге топливо «92», «95», «98» серии «Футура» с примесями-добавками, предотвращающими коррозию деталей топливной системы, скапливание смол и выпадение осадка в топливных резервуарах АЗС. Естественно, новое топливо не наносит ущерба нейтрализаторам современных автомобилей. К счастью, этим примерам потихоньку начинают следовать другие производители. Не будем забывать: чистота воздуха, которым мы дышим, напрямую зависит от жидкости, что плещется в бензобаках наших машин. DГЛАВ. ПРИЗС 20 июня по 20 октября 2003 года компания ХОРС проводит розыгрыш призов для своих покупателей Условия участия в розыгрышеХОРС1. Вырежьте логотип ХОРС вместе с желто-красной наклейкой розыгрыша с трех любых упаковок автокомплектующих (проводов зажигания, ремней генератора, лент и щеток стеклоочистителя. маспосъемных колпачков, чехлов ШРУС. прокладки клапанной крышки. обогревателя элементов омывателя ветрового стекла). 2. В розыгрыше участвуют товары как с традиционной торговой маркой ХОРС (рис1.). так ис новой (рис.2).••. - - ' •-<ХОРСрис.1ГИСГЧ.*»!*»*-г-Я А также 1000дополнительных призовнаборов средств по уходу за автомобилем и специальные призы информационных спонсооов.З а m/mwA I)ЛУЧШКЙI «К HI Д1 ПЬН* Ц 11.11 ТАв^0"*ь пт3 Пришлите их до 20 октября 2003 г. по адресу: 196158. Санкт-Петербург, Московское шоссе 46. с пометкой 'розыгрыш призов". 4. Розыгрыш будет проводиться 1 ноября 2003 г. на выставке "Авто + автомеханика" (Санкт-Петербург. Пенэкспо). 5. Результаты розыгрыша будут опубликованы в изданиях информационных спонсоров, а также размещены на сайте www.hors-silikon.ru Розыгрыш проводится в соответствии с законодательством РФ В денежном эквиваленте приз не выдаетсяJMMS Af & B ™ ^• М МАатопшиуМштшъъъъъъъъъъъъъшьъъшгчпА ВТО ~~™.~".За рулем 8/2003 169