40
41
42
ТЕХНИКАпрезентацияSAAB ЭЗ CONVERTIBLEПРЕДПОЧИТАЕТ КАБРИОЛЕТ НЮРИИ НЕЧЕТОВ. ФОТО АВТОРАа календаре было лето, на горизонте было море, на термометре целых шестнадцать градусов. Вот такое тут солнечное лето - в Скандинавии... И при этом каждый третийчетвертый автомобиль - кабриолет и непременно с откинутым верхом. Сплошь закаленные потомки суровых викингов. Удивительно, но в южных странах открытые машины гораздо менее популярны - под палящим солнцем без крыши и кондиционера не жизнь.ДВАДЦАТЬ СЕКУНД ТРИУМФА Эх, была не была, мы тоже не в Африке родились! На очередном светофоре касаюсь клавиши - перед багажником приподнялась и отъехала назад панель, напоминающая громадное антикрыло какого-нибудь суперкара. Мягкая трехслойная крыша сложилась гармошкой и скользнула в открывшийся отсек. Уютная тишина, наполненная едва слышной музыкой, рухнула под акустическим напором большого города - и тут же электроника добавила громкости в семь колонок аудиосистемы Premium, которая своими полутора сотнями ватт может заглушить и отбойный молоток. Еще раз прожужжали сервоприводы, и крышка легла на место, явив миру пару едва обозначенных обтекателей за задними подголовниками. Двадцать секунд восхищенного внимания окружающих кстати, рекорд быстродействия в классе, - и над головой водителя элегантного «СААБ 9-3 Конвертибл» только небо.40За рулем 8/2003 SAAB 9-3 CONVERTIBLESAAB 9-3 CONVERTIBLE• Самый первый открытый СЛАБ- легкий спортивный «Сонет-1» с несущим алюминиевым корпусом - был показан в 1956 году, вскоре после того, как в авиастроительной компании появилось автомобильное подразделение. • Ровно 20 лет назад, в 1983 году, дебютировал первый «Конвертибл» на базе СААБ-900 образца 1978 года, а три года спустя началось его серийное производство на заводе «Валмет» в Финляндии. Всего было выпущено 49 тысяч кабриолетов - 14% от общего числа машин этой серии. • В1993 году увидело свет второе поколение «900-й» серии, через год - кабриолет на его базе, а с 1998 года модифицированное семейство несет индекс «9-3». В1994-2002 гг произведено 140,5 тысячи открытых машин - 24% серии. • В прошлом году было показано третье поколение СЛАБ 9-3 (3R 2002, № 10), а в марте нынешнего года на Женевском автосалоне - и его открытая версия, производство которой налажено на заводе Magna Steyr в австрийском Граце. Европейские продажи начнутся в сентябре нынешнего года, а весной следующего новый автомобиль появится ив России. • Двухдверный четырехместный кабриолет построен на переднеприводной платформе «Эпсилон», которую использует и «Опель-Вектра». Двигатели - два варианта бензиновой двухлитровой «четверки», различающиеся давлением наддува. Коробки передач - автоматическая пятиступенчатая или механические пята- (2,0t) и шестиступенчатые (2,0Т). Предусмотрены комплектации «лайнер», «вектор» и «аэро».Спередибокие профилированные кресла с интегральными ремнями. Консоль от СААБ-строгий дизайн и обилие кнопок. Поверх «торпедой - миниатюрный дисплей борткомпьютера. дублирующий, в том числе,указания навигационной системы.Над спицами руля - лепестки ручного управления Sentronic «автоматом» Asin AW.Складываясь втрое, крыша прячется в отсек позади салона.РАЗНИЦА - В НАДДУВЕ Город кончился - всхлипнул турбонаддув, закачивая в цилиндры все свои 0,85 бар, и двести десять «лошадей» рванули по гигантскому мосту над проливом Орезунд. Колеса наматывают по полсотни метров асфальта в секунду, высунутую над кромкой стекла руку пронзительный северный ветер норовит завернуть за спину - организм напрягся в ожидании холода. Любопытное решение - на кабриолет устанавливают, по сути, один-единственный двухлитровый мотор: легкий, с алюминиевыми блоком и головкой цилиндров, с двумя уравновешивающими валами, естественно, шестнадцатиклапанный. И с электронной системой управления Trionic 8, которая, например, меняет чувствительность педали акселератора в зависимости от скорости, а при малых оборотах кратковременно открывает дроссель чуть сильнее, чем требует водитель. Последнее нужно для более энергичной раскрутки турбокомпрессора - конька инженеров СААБ. А вот тут возможны варианты: с компрессором Garrett GT20, имеющим максимальное давление 0,7 бар, мотор развивает 175 л. с, у меня же наддув посерьезнее будет. Чтобы как-то различать эти силовые агрегаты, их обозначают индексами 2,0t и 2,0Т, соответственно.АЭРОДИНАМИКА ВЕЛИКАЯ НАУКА! Коллега справа заерзал: «Слушай, ты не подогрев сидений включил?» Да ничего я не включал, это интеллектуальная климатическая установка АСС при складывании крыши перешла в режим ручного управления и «вспомнила» выставленные заранее параметры. А введение подогрева сидений в программу управления климатом - одна из инноваций СААБа: позволяет наслаждаться теплом, даже пока двигатель не прогрелся. И тут понимаю, что, несмотря на рубашку с коротким рукавом, поче-му-то не мерзну. У меня небольшой опыт езды на кабриолетах ио существовании собственного микроклимата в открытой кабине даже не задумывался. Тем не менее, факт: тщательно проработанная аэродинамика позволяет обвести тугие воздушные струи вокруг салона, сохраняя в нем относительное затишье и возможность достаточно эффективной работы системы отопления или кондиционирования. Этому способствуют и боковые стекла, и легкосъемный перфорированный экран за головой и над задними сиденьями.Антикрыло, раскладывающееся в держатель для лыж и прочих «бордов», входит в список дополнительного оборудования. Толстые борта скрывают механизм складывания крыши, поэтому сзади лишь два места, но совершенно полноценных.За рулем 8/200341 ТЕХНИКАпрезентацияSAAB 9-3 CONVERTIBLEС поднятым верхом «Конвертибл» похож на двухместный родст ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯSAAB 93 CONVERTIBLE • Общие данные Размеры, мм: длина 4635 ширина 1762 вьсота 1434 Радиус поворота, м 5,4 Снаряженная масса, кг 1580-1680 2070 Полная масса, кг Максимальная скорость, км/ч 220/215* 230/225* Время разгона 0-100 км/ч, с 9,0/10,5* 8,0/9,5* Топливо/запас топлива, л АИ-95/62 Расход топлива, л/100 км (по нормативу EU 99/100): смешанный цикл 8,8/9,7* 9,0/93* И Кузов Количество дверей Число мест Объем багажника, л • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см3 Давление наддува, бар Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин • Трансмиссия Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: независимая пружинная со стабилизаторами на двух подрамниках типа «Мак-Ферсон» многорычажная гидравлический 195/65R15; 215/55R16; 215/50R17 на передние колеса М5/А5* М6/А5* кабриолет 2.0t 2.0Т2лх0,85бар = 210п с.2 4235/352 с турбонаддувоиР4 161988 0,70 0,85 129/175 147/210 5500 5300 265 300 2500-4000 2500-4000СТАЛЬ И АЛЮМИНИИ Едва ли не главная трудность, с которой сталкиваются создатели открытых автомобилей, - обеспечить достаточную жесткость кузова. На СААБе эту проблему начали решать, еще проектируя седан новой серии 9-3. В результате добились рекордной для кабриолета угловой жесткости в 11 500 Н-м/град, что почти втрое превышает показатели предшествующей модели. Модифицировано и шасси для достижения более точных реакций - часть резиновых втулок заменена шаровыми опорами. «Конвертибл» оказался тяжелее на 100 кг (они приходятся в основном на задние колеса), у него более равномерная развесовка - 60/40 у седана, 55/45 - у кабриолета, что обеспечивает более энергичные реакции на поворот руля. Кстати, здесь он самый «острый» в истории СААБа - всего 2,94 оборота от упора до упора. КАПИТАНЫ, ЯХТЫ И... ОВЕРКИЛЬ Вот и излюбленное место для съемки яхтенная стоянка, по-морскому - марина. Только я выставил прижатый к асфальту и увешанный массивными спойлерами «Конвертибл Аэро», подходит загорелый капитан с очаровательным голд-ретривером по кличке Бустер. Капитан - поклонник кабриолетов и вопросы задает, какие можно услышать ив Москве, и в Саратове: мощность, скорость... Набравшись ума из пресс-релиза, все ему, как мог, изложил, не забыв про шестиступенчатую коробку передач, «автомат» с вынесенным на руль управлением, 44 бортовых микропроцессора (самому не верится, потому повторяю по буквам - сорок четыре!), про самую быстродействующую в мире мультиплексную проводку с двумя электрическими шинами и третьей оптоволоконной, встроенные телефон с навигатором и про многое другое. И тут всплывает термин «оверкиль», коспереди сзади Усилитель рул. управления Размер стандарт, шинТормоза:гидравлические с усилителем, ABS,EBD,MBA вентилируемые дисковые " Отличающиеся данные машин с АКП.торым моряки называют переворот кверху днищем. Для меня самого эта тема раньше была открытой: крыши нет, кувыркнулась машина - и нет головы. Понятно, конечно, умные устройства уменьшают риск ДТП. Ну а если авария все-таки случится? Тогда прежде всего сработают натяжители, которые установлены на всех четырех ремнях безопасности - автомобиль-то четырехместный. Затем, оценив тяжесть столкновения, модуль управления SDM надует до низкого или высокого давления фронтальные подушки. Предохраняя ноги при сильном ударе, сомнется кронштейн педального узла, при необходимости сработают двухсекционные боковые подушки, а в случае удара сзади на 75% снизят риск травмы шеи активные подголовники SAHR. До этих пор кабриолет не отличается от «СААБ 9-3 Спорт Седан», получившего недавно по результатам крэш-тестов EuroNCAP максимальные пять звезд. Но вот начался переворот, и в работу вступает система DynaCage. Ремни плотно фиксируют пассажиров, при угле наклона 90е (машина легла набок) из обтекателей за задними подголовниками пружины выстреливают две высокопрочные дуги. Вместе с усиленной рамкой лобового стекла, способной выдержать нагрузку 3,5 т, они обеспечивают жизненное пространство под лежащим кверху колесами кабриолетом. А система OnStar - жаль, что она доступна лишь в США, - еще и пошлет в службу спасения сигнал SOS. КАБРИОЛЕТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ Капитан явно запал на «Конвертибл» красивый, практичный, универсальный, да и цена 35 тыс. евро его не пугает. Тем временем Бустер пробрался на заднее сиденье и разлегся там, как коврик, - кажется, ему машина тоже понравилась. Впрочем, как и мне.КОМПЛЕКТАЦИЯАБСПротивобуксовочная система Боковые подушки безопасности Климат-контроль Регулируемая рулевая колонка_ Противотуманные (рары Аудиосистема Полноразмерное запасное колесо42За рулем 8/2003