92
93
94
95
ТЕХНИКАIBCT«СОБОЛЬ» И УАЗ С ПОЛНЫМ ПРИВОДОМwi№КРОССОВКИ ИЛИ САПОГИ?ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО КОНСТАНТИН ЯКУБОВАВТОМОБИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ Проходят годы и эпохи, автомобили блещут хромом, топорщатся углами, обмыливаются, теперь режут глаз новыми гранями. А на заднем плане этой картины прогресса нет-нет, да и промелькнет уазовская «буханка». Уже без малого сорок лет ее выпускают практически неизменной - не в последнюю очередь, изза полной монополии УАЗа в классе легких полноприводных грузовиков. Лишь в нынешнем году Горьковский завод начал выпуск «Соболя» 4x4, прямого конкурента «буханки». Ну а коли так, имеем полное право их сравнить. Хотя, если честно, терзают сомнения - ведь сорок пять лет разницы! За эти годы в иной автомобильной компании пять-восемь моделей успе92 За рулем 8/2003вают смениться. Не будет ли такое сравнение похоже на библейское избиение младенцев? Сгрызет «Соболь» черствую «буханку» и глазом не моргнет! Однако реальность оказалась далеко не столь однозначной...тичнее может оказаться большая на 200 мм высота - не всякий гараж вместит. Обе машины грузоподъемностью в тонну, четырехдверные, семиместные с почти равными по объему изолированными грузовыми отсеками. Пассажирам «буханки» просторнее - вагонная компоновка оставляет им больше БЛИЗКИЕ - ДАЛЕКИЕ Для сравнения взяли грузопассажирместа, чем полукапотная. Плата за это ские модификации - «Соболь» ГАЗ- мотор в салоне: отремонтировать его 27527 за 210 тыс. рублей и УАЗ-39099 можно, не вставая из-за руля, но и переза 160 тысяч. Надо отметить, что «собокричать на ходу непросто. лей» 4x4 у дилеров еще очень мало, Металлические кузова установлены а обновленных не оказалось вовсе. Сона рамах, но у «Соболя» - на массивных гласились на дорестайлинговую маширезиновых подушках, а у «буханки» ну, поскольку оцениваемые нами парана тонких шайбах из транспортерной метры не изменились. Итак, что же эти ленты. Подвески зависимые: у ГАЗа автомобили объединяет и что разнит? рессоры длинные пятилистовые, у УАЗа «Соболь» длиннее на 400 мм, но крикороткий пакет из тринадцати листов - «СОБОЛЬ» И УАЗ С ПОЛНЫМ ПРИВОДОМ«СОБОЛЬ» ГАЗ-27527• «Соболи» полной массой до 2,8 т, унифицированные с более тяжелыми «газелями», выпускают с 1998 года, в начале 2003 года обновлены 13R 2003, №4). • Семейство включает микроавтобусы ГАЗ-2217 вместимостью от шести до десяти человек, трехместный грузовой и семиместный грузопассажирский фургон ГАЗ-2752 с низкой или средней крышей. Пассажирская модификация с комфортабельными креслами и низкой крышей называется «Баргузин». Пока не принято решение о серийном выпуске бортового ГАЗ-2310 (3R 2002, № 1) грузоподъемностью в одну тонну. • На автомобили семейства «Соболь» в основном устанавливают 2,3-литровый бензиновый мотор ЗМЗ-406. Турбодизель ГАЗ-560 объемом 2,1 л (лицензия «Штайр») вскоре, вероятно, будет заменен агрегатом ИВЕКО. • С начала нынешнего года на заводе малых серий, а с мая в производстве грузовых автомобилей начата сборка полноприводных «соболей» ГАЗ-22177 и ГАЗ-27527 (ЗР, 2000, N» 6). Стоимость грузопассажирской модификации 210 тыс. рублей.жесткий, но очень энергоемкий. В общем, если в мягком комфортабельном «Соболе» удобно куда-то ехать, то в «буханке» приятнее укрыться от дождя теплой компанией, отложить в сторону ружья-удочки, развязать рюкзаки... ЭВОЛЮЦИЯ ПРИВОДА Нужен ли на асфальте полный привод? Для автомобиля, не обремененного избытком мощности, ответ очевиден, поэтому на всех УАЗах реализована простая и надежная схема с жестко подключаемым передним мостом. Недостаток такой схемы - морока с подключением переднего моста и невозможность использования полного привода, скажем, на скользкой дороге. Более современную конструкцию применили на ГАЗе: постоянный полный привод плюс межосевой дифференциал с механической блокировкой так же как, например, на «Ниве». Это позволяет уверенно чувствовать себя на любом покрытии, но платить приходится повышенным расходом топлива и чуть худшей динамикой. Особенности конструкции, помноженные на отечественное исполнение, приводят к тому, что у УАЗа с подключенным передним мостом немилосердно воет «раздатка» с крупномодульными прямозубыми шестернями. Трансмиссия «Соболя» зудит постоянно, хотя и не столь сильно, а рычаги настолько тугие, что приходится дожимать ногами. В нижегородском полноприводнике реализовано оригинальное «ноу-хау»: рабочая жидкость, капая из хронически текущего усилителя руля, стекает по рессоре и обильно смазывает подвеску и привод левого переднего колеса. Кроме того, «Соболь» дергается, стоит вывернуть руль посильнее в приводах передних колес стоят архаичные крестовины. Говорят, не нашлось подходящих по передаваемому моменту ШРУСов - шарниров равных угловых скоростей. А вот на УАЗе они есть - и ничего, передают. Впрочем, поворачивать руль «Соболя» до упора рискнет только самоубийца - в крайних положениях тормозные шланги натянуты как тетива, да еще изогнуты у суппорта под прямым утлом! Конечно, можно выкрутить ограничительные болты и уменьшить угол поворота колес, но просчет конструктора налицо, даже студенту-третьекурснику непростительно такое. ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА «Соболь» безоговорочно выигрывает в удобстве посадки, легкости управления, комфорте, отделке салона, шумоизоляции, плавности хода, эффективности тормозов, а мотор ЗМЗ-406 тих, как у иномарки. По водительским ощущениям полноприводник почти не отличается от заднеприводного, передний мост и рессоры лишь незначительно снижают остроту управления. К УАЗу нужно привыкать, это автомобиль для настоящих мужчин: тесный, шумный, жесткий, с тяжеленнымУАЗ-39099• В1958 году Ульяновский автомобильный завод начал выпуск цельнометаллического фургона УАЗ-450 грузоподъемностью 0,8 т. • В последние годы увидели свет несколько модификаций бортового грузовика: с увеличенной колесной базой, с полуторной (ЗР, 2002, № 1) и двухрядной кабинами. На «уазики» устанавливают бензиновые моторы ЗМЗ-402 и УМЗ-4218 объемом 2,4 и 2,9 л соответственно. • Цены на семиместный грузопассажирский фургон начинаются от 160 тыс. рублей.Водные процедуры после заездов по грязи.Неубиваемая подвеска допускает и такие прыжки.За рулем 8/200393 ТЕХНИКАТвСТ«СОБОЛЬ» И УАЗ С ПОЛНЫМ ПРИВОДОМ«Соболь* безоговорочно выигрывает в комфорте, отделке салона • удобстве посадки.Прошло сорок пять лет с начала производства УАЗа. Об эргономике тут говорить не приходится. В этом салоне удобнее отдыхать а не ездить.В высоком салоне грузопассажирского «Соболя» - комфортабель ные кресла в два ряда.Штатное моего запасного колеса - в грузовом отсеке.По размерам грузовой отсек УАЗа уступает «соболиному» лишь в высоту, зато имеет окошко в передней стенке и откидные подножки сзади.рулем без усилителя и неудобными педалями. Сдается, что когда его проектировали, науку эргономику еще просто не придумали. Но спустя несколько дней неказистый фургон начинаешь даже любить - особенно если довелось испытать его на бездорожье.Лишний раз убедились, что современный мощный и оборотистый ЗМЗ-406, установленный на «Соболе», хорош на шоссе: ведь максимальный момент 172 Н-м он развивает только при 3500 об/мин. А вот 2,9-литровый УМЗ-4218, происходящий от древнего «402-го» агрегата, имеет характеристику, как у дизеля. При меньшей мощности он выдает 195 Н-м уже МАТЕМАТИКА С ГЕОМЕТРИЕЙ Фотограф приник к видоискателю: при 2200 об/мин, что гораздо больше «А слабо через эту лужицу прохватить?» подходит для вездехода. В результате по Мне-то? Да никогда не слабо... и через динамике и максимальной скорости «будесять секунд УАЗ беспомощно рычал, ханка» не уступает «Соболю», а в эластичперемешивая жирную глину. Нет, шиности заметно превосходит его. ны К-153 хороши только для асфальта. На бездорожье даже большее суммарСатисфакцию получил через полчаса на ное передаточное число трансмиссии крутом косогоре - с разгону на него заСна пониженной передаче 38,6 у «Собоскочили обе машины, но когда стали ля» и 36,9 у «уазика») не спасает нижегоманеврировать, «Соболь» испустил дух. родский полноприводник - ведь он к тоВ буквальном смысле - запахло палему же почти на полтонны тяжелее. ным сцеплением. Даже на пониженной Похожая ситуация ис геометричепередаче раздаточной коробки мотору скими параметрами проходимости. едва хватало момента провернуть Просветы под редукторами и раздаточв рыхлом песке довольно зубастые коной коробкой ульяновского вездехода леса К-155. А вот «уазик» передвигался лишь на 10-15 мм больше. Преимущевесьма бодро. ство, на первый взгляд, незначитель94 За рулем 8/2003ное, однако меньшие база и колея существенно снижают риск сесть на брюхо. Но даже если это случится, узкие разъемные корпуса редукторов УАЗа легко прорезают грунт. А вот широченный «ящик» на газовском мосту типа «спайсер» упирается в землю, подобно скребку бульдозера. Зато диагонального вывешивания «Соболь» боится меньше ход подвески у него 320 мм против 240 у оппонента. «БУХАНКА» «СОБОЛЮ» НЕ ПО ЗУБАМ Что лучше - кроссовки или сапоги? Ну это смотря для чего. По тротуару пройтись, по травке-песочку побегать - зачем тут сапоги. Другое дело, в грязь... А если надо выбрать одну обувь на все случаи жизни? Большинство предпочтет кроссовки и будет искать дорогу получше. Так ис нашей парой машин - ездим мы в основном по асфальту и вездеходных способностей «Соболя», если разумно их использовать, в большинстве случаев хватит. Естественно, при усло- «СОБОЛЬ» И УАЗ С ПОЛНЫМ ПРИВОДОМТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И КОМПЛЕКТАЦИЯ• « - поперечный размер Х1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯУАЗ ГАЗ 27527 • Обаате данные Размеры, им: длина ширина высота Колесная база Колея: спереди сзади дорожный просвет Радиус поворота, и Снаряженная масса, кг 11олная масса, кг 1 рузоподъемность, кг Максимальная спорость, км/ч Время разгона 1Ы0О км/ч, с 1опливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км 60 км/ч 80 км/ч Конструкция Количество дверей Число мест • Двигатель 47 4840 2075 2300 2760 1730 1700 200 6,6 2100 3100 1D0D 120 Н-Д. АИ-32/70 10,5 123 рам 47 УМЗ421810 Р4 8 Д90 7,0 63/86 4000 193 2200-2500 153* 4440 1940 2100 2300 1445 1445 220 6.3 1620 2820 1000 117 НЛ А-80/56+30jРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»•Соболь» УАЗРАЗМЕРЫ, мм«Соболь» ГАЗ-27527 УАЗ-• Весовые характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, к г переднюю заднюю 2226 1253(56%) 973(44%) 1777 1035(58%) 742(42%)А БВГЕ Р. град. Л, 6,1 6,1 12,2 213 35.4 25.7 47,41020-1125 1160 450 440 1760 42-52 960 1325 1500 1840 1425 800897-977 940 400 457 1715 35 1350 1350 1350 1840 ИЗО 760 (подножка520)ш]иммичаскае качестваРазгон, с 0-40 км/ч 0-60 км/ч0 - 8 0 км/ч 0-100 км/ч 0-400 м 0-1000 м Скорость в конце дистанции, км/ч: 0-400 м 0-1000 м Максимальная, км/ч Погрешность спидометра, % • Эластичность, с: 30-70 км/ч (III) 60-100 км/ч (№) 80-110 км/ч (V) • Вы 6«г. ж 100-50 км/ч 50 - 0 км/ч • Т орможениес10 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с 2ш 20.435,8 25.1 46,7Лг МН0 П,88,0 1073 114 3863 1083 111 9Г ЬР С635 1550 1225 975 220 1380 1970 425 520 200 320 195 27 31 22540 1360 1150 850 230 1150 1770 700 600 210 335 210 34 32 35тУ фXэтою.»Р4 16 228/ 9.5 72/38 4500 172 3500133 27,1 45,410.2 23,4646 444ч,ЧгРасположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, of Степень сжатия МОЩНОСТЬ, КВТ/Л.С при об/мин Макс крутящий момент, Н-м при об/мин • Трансмиссия Привод731 467ш,Шг Шз 0£ь т*д 0Ив>цп ОСз, т»д44,9 5,5483 5,1РЕЗЮМЕпостоянный полный полныйс отключаемый передним мостом вСоболь» ГАЗ-27527РЕЗЮМЕЧ Великолепная проходимость, гяговитыи мотор, бензин а"» А-80. просторный салон, невысокая цена.\ •" шумоизоляция, постоянный полный привод.|ав\Комфортабельный салон, легкое управление, хорошаяКоробка передач Передаточные числа: 1M S4,05 134 13 1,00 035 151 1,07; т да 5,12т4,12 234 1,58 130 5.22 130:1.34 4,62\Опасность обрыва тормозных шлангов, ограниченная проходимость, малый момент двигателя, рывки в повороте.^атQТяжелое неудобное управление, отсутствие усилителя руля, высокий уровень шума, спартанская отделка.••IV V З.Х. Раздаточная коробка 1лавная передача • Ходовая часть Подвеска: Усилитель рул. управления Размер стандарт, шин Тормоза: передниезависимая рессорная спереди и сзади гидра ал ич. 225/75К1Б 225/75R16 гидравлические с усилителем дисковые барабанные валил ибарабанныевии немедленной замены тормозных шлангов на более длинные! А вот в серьезном бездорожье «уазику» на какой-нибудь зубастой резине просто нет равных - тут сапоги в самый раз. А ходить ли в них каждый день решайте сами. • Редакция благодарит автосалоны «Автомир» и «Техинком» за предоставленные на тест автомобили. Информация о продаже в разделе «Цены дилеров». За рулем 8/2003 95задние * Яасхсит при SO км/ч.Чтобы избежать натягивания тормозных шлангов «Соболя», приходится ограничивать углы поворота колес.