112
113
КОНСТРУКЦИИСОВРЕМЕННЫЕ СИДЕНЬЯмер, если спутают взрослого с ребенком или не учтут, что перед столкновением пассажир, задремав, сполз вперед. А если на сиденье не человек, а сумка с покупками, тратить на ее спасение дорогостоящую одноразовую подушку и вовсе не стоит. В общем, сверхчувствительный «коврик» и работающий в связке с ним контроллер распознают, кто и как сидит в кресле, и выдают оптимальные команды устройствам безопасности. Есть, впрочем, другие конструкции. Упростить обивку позволяют четыре датчика AWS (Advanced Weight Sensing «продвинутое» определение веса), установленные в направляющих кресла. Испытывают также системы, которые руководствуются... данными видеосъемки. Камера фиксирует все, что происходит в машине. Однако беспристрастный «соглядатай» наверняка понравится не всем покупателям. ПРОВЕТРИТ. ПОГЛАДИТ, РАЗВЛЕЧЕТ Конечно, кресло с такими «наворотами» стоит дорого. Но помимо систем безопасности, пока, увы, малопопулярных в России, в современных сиденьях немало других устройств. Например, вентиляторы и массажеры. Потеть в поездке не хочется, наверное, никому. Отношение к массажерам более сложное: приятно ли на ходу вдруг ощутить толчок в спину или... ниже? Но медики утверждают: здоровье дороже не только денег. Стоит смириться с механическим массажистом,МЯГКОЙ ПОСАДКИ! ФАЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВраза «Сиденье - основной элемент безопасности автомобиля», сказанная X. Галлом, одним из ведущих специалистов фирмы «Джонсон контроле», где, в частности, проектируют интерьеры, - вовсе не преувеличение. Именно к сиденью привязаны ремнями наши бренные тела, из сиденья «растет» спасительный при ударе сзади подголовник. Спинка и крепления кресла при столкновениях должны выдержать усилия в несколько тонн, не нанеся при этом травм голове и позвоночнику. Хорошее сиденье по-своему помогает предотвратить ДТП: оно поддерживает тонус водителя, не дает уснуть на ходу. А неудачное кресло может даже погубить здоровье. Так, исследования, проведенные впервые самолетостроителями, показали: после нескольких часов неподвижности у человека развиваются застойные явления в конечностях, приводящие к тромбозам.112 За рулем 8/2003До 1960-х годов автомобильное сиденье было, по сути, лишь мягким стулом, довольно простым по конструкции. В борьбе за безопасность и комфорт сиденья изменились почти до неузнаваемости. Современное гоночное «корытце» весит около 3,5 кг, зато кресло «Майбаха» тянет... на все 70! ЧТО ПОД КОЖЕЙ? Давайте «обдерем» обивку с сиденья «Фольксвагена-Фаэтон» (см. фото). Не правда ли, больше похоже на катапультируемое кресло истребителя (кстати, здесь и пиропатроны есть!). Но вместе с обивкой мы удалили часть интересных устройств. В кожу с помощью фирмы «Сименс» зашиты датчики OCS (Occupant Classification System - система классификации пассажиров). Это «подстилка», чувствующая вес и положение седока. Необходимость таких датчиков выяснили, совершенствуя надувные подушки. Последние могут не только спасти, но и изувечить. НаприТакое множество регулировок позволяет устроиться с комфортом. СОВРЕМЕННЫЕ СИДЕНЬЯВпервые поясничный упор появился в «Вольво-Амазон» 1964 года благодаря Нильсу Болнну, известному изобретением ремня безопасности.чтобы избежать радикулита, тромбоза и других, в том числе специфических мужских заболеваний. Кстати, долго сидеть в спортивном кресле с развитой боковой поддержкойтоже не здорово. Повторим: человеку необходимо время от времени поерзать на сиденье, поменять позу. Но как удержаться на месте в крутом вираже? Конструкторы «Мерседес-Бенца» создали мгновенно надувающиеся в нужный момент валики по бокам спинок. Когда автомобиль вышел на прямую, поддерживающие эйрбэги пустеют и отпускают седоков на волю. Что еще умеет автомобильное сиденье? Например, разговаривать, если в спинку вмонтированы маленькие динамики мобильного телефона. Рядом умещаются откидные (конечно, травмобезопасные!) столики для задних пассажиров, а заодно цветные экраны видеосистемы. Разумеется, в мониторах нет стекла. Конструкторы не допустят, чтобы вы приложились носом о взрывоопасную вакуумную электронно-лучевую трубку. На создание многофункциональных кресел расходуют гигантские средства. Так, разработка не самого сложного мультиконтурного (по терминологиифирмы) сиденья новой «Вектры», способного перемещаться в... 18 направлениях, обошлась «Опелю» в 75 миллионов евро. Совершенствование кресел продолжается. Фирма «Джонсон контроле» показала «концепт-сит» Live Back. Оно автоматически подстраивается под любую фигуру седока и создает независимый подпор верхнего и нижнего отделов позвоночника. Ради уменьшения массы каркас сделали из магниевых сплавов. На фирме «Вольво», которая, кстати, впервые еще в 1964-м сделала кресло с поясничным подпором, считают, что сиденья вседорожника ХС90 близки к идеалу. «Пассажир должен сидеть не «на», а в сиденье, но при этом быть не стесненным в движениях. Человек не должен вообще замечать кресло как воздух. В конце долгого пути водитель почувствует себя так же свежо, как ив начале», - говорит эргономист «Вольво» Леннарт Лидберг. Казалось бы, так просто... D«Сименс» прячет датчики нагрузки в обивке (вверху) или в салазках (внизу), работают они примерно одинаково.Сиденье «Фольксвагена-Фаэтон»: 1 - электропривод подголовника; 2 - рычажный механизм подголовника; 3 - электропривод наклона подголовника; 4 - электропривод поясничного упора (вперед-назад); 5 - вентилятор; 6 - регулятор высоты подушки; 7 - пиропатрон преднатяжнтеля ремня; 8 - пульт управления; 9 - дополнительный подмотчнк поясной ветви ремня; 10 - электропривод наклона спинки; 11 - поясничный упор с массажером; 12 - электропривод поясничного упора (вверх-вниз); 13 - пиротехнический модуль баковой подушки безопасности.За рулем 8/2003113