239
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯаксессуарыПОЛЕЗНАЯ ШТУКА - ДАТЧИК дождяНАСТРОИМ КЛАПАНЫ Чтобы система охлаждения хорошо работала, она должна быть герметичной при довольно значительном избыточном давлении. Это предотвращает кипение жидкости вплоть до 110-115°С и одновременно повышает теплоотдачу от горячего радиатора к охлаждающему воздуху. Клапан пробки радиатора (а на машинах с герметичным расширительным бачком - клапан его пробки) настраиваем так, чтобы он откры2 вался при давлении около 0,65 кгс/см (фото 2). Создаем давление компрессором или ножным насосом, они удобнее ручных. Воздух можно подавать через штуцер расширительного бачка. При проверке под давлением нередко удается обнаружить и места утечек жидкости. Некоторые мастера для этой цели специально приспосабливают старую пробку системы, - выбросив «начинку», оснащают колесным вентилем. В этом случае избыточное давление создают побольше - до 1 кгс/см2. ПОТЕК В ДОРОГЕ Если течь обнаружена в радиаторе, а до места ремонта далеко, заделать ее можно по-разному - смотря, где течь, насколько сильная и т. д. Свищ в доступном месте можно заделать, например, «холодной сваркой». Правда, работа немалая: жидкость слить, место очистить, просушить и т. д. Иногда выручают имеющиеся в продаже составы (см. фото 3), а то и просто ложка горчицы, добавленная в жидкость. Не переборщите, иначе забитые ею трубки создадут новые проблемы. Очень часто борьба за радиатор равносильна борьбе за выживание. Известен случай, когда водитель замазал течь радиатора алебастром. И доехал. Вот это - творческий подход! К ПЕЧКЕ! Радиатор отопителя снаружи загрязняется слабо. Изнутри - наравне с основным. И чистим его так же. Особая статья - те дефекты, из-за которых радиатор отдает мало тепла. Обычно это плохо припаянная перегородка (рис. 2). Если так, то жидкость от одного патрубка к другому идет простым путем, не циркулируя по трубкам. Проверяем радиатор, как показано. Из свободного патрубка вода сильно течь не должна. В противном случае радиатор нуждается в лечении, что совсем не просто. Возможно, лучше обратиться к специалистам-паяльщикам. Что же касается очистки от грязи, это дело целиком в руках аккуратного владельца. •НА МОКРОМ МЕСТЕ ВГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВсякий раз, включая «дворник», приходится отвлекаться от управления автомобилем. Почему бы устройству самостоятельно не вступать в работу, а очистив стекло, выключаться? Эта идея - «датчика дождя» - уже реализована на многих зарубежных моделях. Изучив передовой опыт, на московской фирме «Сети и Системы» создали устройство, кое в чем даже превосходящее аналоги. Ведь кроме дождевых сенсоров, оно получило и грязевой, по сигналу которого включается омыватель стекла. В комплект устройства входят блок управления, реле, соединительный кабель (фото 1). Блок устанавливается на внутренней поверхности стекла (фото 2) в зоне работы щеток, а реле крепится в салоне. Затертое стекло с многочисленными сколами и царапинами, способными обмануть чувствительные сенсоры, лучше заменить новым, чтобы ложные сигналы не вызывали необоснованного срабатывания очистителя. Щетки должны равномерно и плотно прилегать к стеклу, не оставляя разводов, - иначе они будут делать лишние взмахи, тщетно пытаясь полностью удалить влагу.реагирует быстрее водителя. Так же он воспринимает и рост скорости автомобиля. Даже мелкий дождик на большой скорости «включит» непрерывный режим работы. Это заложено в программу управления. В штатной же системе водитель вынужден самостоятельно выбирать нужный режим работы. Найти оптимальный трудно, тем более что брызги от идущих рядом машин все время меняют прозрачность стекла, и водитель, переключая режимы очистителя, поневоле отвлекается. А вот зимой датчику пришлось солоно! Противоледная «химия» образует на ветровом стекле липкую пленку. Щетки не в силах ее удалить, и хотя Датчик дождя встраивается в штатстекло кажется почти чистым, сенсоры ную проводку управления очиститене обманешь: они получают искаженлем. При отказе, поломке его несложный этой пленкой сигнал - и блок упно отключить - и система очистки перавления включает щетки... Очистирейдет в обычный режим. Программа тель работает долго - и зачастую безреуправления - завода ВЭФ (Рига), за осзультатно. Днем ехать с грехом пополам можно, ночью же - просто опасно! нову взята методика фирмы Valeo. Установку датчика лучше доверить Конечно, сразу все не предусмотришь, специалистам. Не случайно произвонад улучшением алгоритма фирма радители датчика не спешат его поставботает постоянно. Но все же грязь на наших дорогах - проблема поистине лять в магазины запчастей. Оценить достоинства такого устглобальная... Датчиком дождя заинтересовались ройства мы смогли, поставив датчики на редакционные автомобили. Перна ВАЗе. Если испытания пройдут усвые, осенние впечатления оказались пешно, то с 2005 года он будет выпусдовольно приятными. Когда моросит каться большими сериями - тогда цемелкий дождь, датчик сам определяет, на комплекта может снизиться до с какой периодичностью перемещать$10-15. Сегодня при мелкосерийном ся щетке по стеклу. На усиление дождя производстве он обходится в $85. DЗа рулем 8/2003 239