238
обСЛуЖИМСИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯНЕ ГОРЯЧИСЬ!ВЛАДИМИР АРБУЗОВСегодня поговорим о важном узле радиаторе. Его надо по-настоящему лелеять, а не то беда: двигателю, поработавшему без охлаждения, прямая дорога в капремонт. Только чистый радиатор хорошо передает тепло от охлаждающей жидкости к обдувающему его воздуху. Всевозможные отложения, грязь внутри «сот» (каналов) и на входах в них из бачка затрудняют ток жидкости и снижают теплоотдачу к стенкам каналов. Образующийся в них осадок сама жидкость, конечно же, не растворяет иначе и осадка бы не было. Поэтому бороться с ним приходится средствами, о которых мы расскажем. Грязь на поверхности радиатора едва ли не главный его враг. Если накопление отложений внутри можно замедлить, используя современные высококачественные материалы, в том числе антифризы, то от грязи снаружи защиты нет.ЧИСТИМ СНАРУЖИ Остается одно - вовремя чистить, мыть, банить радиатор. Часто ли? Если годовой пробег тысяч тридцать и больше, желательно - не реже раза в год. Бывает, прокатившись по очень грязной дороге всего раз, заметишь, что мотор стал нагреваться сильнее. Посмотришь внимательнее, а радиатор настолько забит грязью, что на просвет проходы для воздуха и не видны. Не верите? Включите лампу-переноску и посветите из-под капота, а сами глядите снаружи. Кстати, свежую грязь отмочить, смыть легче. Особенно если воздействовать раствором стирального порошка. Гораздо упорнее сопротивляютсямойке окаменелости. Их образуют не только грязь, пыль с дороги, но и пыльца растений, и останки насекомых, и тополиный пух. Более того, в воздухе над нашими дорогами часто стоит туман из нефтепродуктов (например, несгоревшей солярки), да еще и антигололедных препаратов. Когда все это хорошенько «поджарится», корка становится очень стойкой. Вот почему операция, показанная на фото 1, ограниченно полезная: продувая воздушные каналы компрессором, сумеете удалить часть пыли и рыхлой грязи. Но... только часть. Сразу предупредим: если под рукой есть источник воды с сильным напором, не теряйте от радости голову! Теплоотводящие перемычки между трубками легко повредить, смять. Иногда в ремонт попадают такие радиаторы, что отмыть их за час задача нереальная. Для подобных случаев можно соорудить специальную ванну (рис. 1) с моющим раствором и, периодически его подогревая, держать в нем «откисающий» от грязи радиатор, сколько потребуется (иногда и суток мало!). Второе предупреждение рационализаторам: не пытайтесь ускорить дело, работая металлической щеткой, не ковыряйте грязь отверткой и другими твердыми предметами! Проткнуть тонкостенные трубки очень легко. МОЕМ ИЗНУТРИ Убрать отложения в системе помогают специальные добавки (в продаже их великое множество). После промывки слейте жидкость и замените новой. Другой способ: слив старую жидкость, временно (на один день)Продуваем радиатор воздухом от компрессора.Регулировка клапана пробки.Герметизирующие составы.Рис. 1. Приспособление для мойки радиа тора: 1 - крышка; 2 - радиатор; 3 - емкость; 4 - решетка; 5 - ТЭН с регулятором (220 В). 238 За рулем 8/2003Рис. 2. Схема проверки радиатора отопителя: 1 - воронка; 2 - радиатор; 3 - перегородка; 4 - шланг.заменяем ее дистиллированной водой с добавками моющих препаратов (и таких в продаже хватает). Поездив, сливаем - и заменяем охлаждающей жидкостью. В тяжелых случаях радиатор так забит, что промывка слабым моющим раствором бессильна. Разведя в воде каустическую соду, заливаем в систему охлаждения и даем двигателю полчаса поработать. Учтите: это не более чем шанс спасти радиатор! Крепкий раствор может проесть трубки. Иногда латунный радиатор распаивают и чистят изнутри механически. Но это по силам только умельцам, мастерски владеющим пайкой. Проще очистить изнутри трубки разборных радиаторов с пластмассовыми бачками. Но последующая сборка - это тема отдельного разговора.