МастерскаяКОВАРНЫЙ КАРБЮРАТОР «СОЛЕКС»СЕМЬ ПАНАТОЛИЙ ВАЙСМАНОплюсах и минусах карбюраторов «Солекс» написано немало. Должен честно признать: я не принадлежу к числу фанатичных поклонников этого якобы совершенного прибора. По сравнению с «Озоном», «Солекс» - то же, что часы-«штамповка» офицера вермахта рядом с часами «Победа». Эрзац, износив, выбрасывали. А «Победу» восстанавливали и после прямого попадания. «Солекс» капризен, ветрен, как юная дева: если что-то в нем и предсказуемо, то это его нестабильность. К воротам подъехал очередной страждущий: «девятка». прошла немало, около 90 тысяч. С некоторых пор хозяина беспокоила ее растущая прожорливость - доконала же неудачная попытка пройти техосмотр. Изгнали с позором. Токсичность запредельная. Да и едет-то машина неважно. А при прогазовках - черный дым...воздух. Но и этого мало: теперь винт легко (и самопроизвольно!) вращается от вибраций. Что будет с настройками. догадываетесь? А в старом, с окаменелостями «Солексе» чаще другая картина. Здесь винт зарастает грязью, закисает так, что и отвертке не поддается. Гнездо его глубокое. Грязи там хватает - и удалить ее, даже не жалея WD40, порой трудно. Бывает, полностью вывернутый винт наружу выходить не хочет - мешают плотные отложения. В этих случаях можно доработать уголок фланца карбюратора, как показано на рис. 1. Одни предпочитают отпилить фрагмент («а»), другие сверлят отверстие («б») и т. п. Винт при этом завернут до упора, иначе его легко повредить. После таких доработок фланца вытащить отвернутый винт уже несложно. Другой неприятный секрет «Солекса» скрыт в электромагнитном клапане (точнее, в топливном жиклере холостого хода, так как ЭМК некоторые модели автомобилей не оснащались). Основная ошибка здесь - не довернутый до упора жиклер, не севший в седло, хотя владельцу кажется, что резиновое уплотнительное кольцо ЭМК уже сильно сжато. Неконтролируемый поток лишнего топлива, заливающего систему холостого хода, - это и переобогащение смеси, и 10% СО в выхлопе, и черная копоть, и глубокий провал («клевок»)В таких случаях мы первым делом подключаем газоанализатор: на машинах с «Солексом» часто вся задача сводится к простому - привести в нормальное состояние систему холостого хода. Если удастся. Дело в том, что самые простые операции с «Солексом» нередко осложняются сопутствующими дефектами. Например, за пару лет работы уплотнительное колечко на винте качества «высохло» - и уже ничего не уплотняет. Здесь подсасываетсямашины в начале разгона. Токсичность отрегулировать невозможно - положение винта качества на ней почти не сказывается! Но чрезмерно затянуть ЭМК после посадки жиклера в седло - другая крайность: жиклер объединен с очень «нежной», ажурной эмульсионной трубочкой, которая сминается. После этого жиклер нужно менять - и хорошо еще, если не пострадало седло. Как же быть? Очень просто. Отключим электропитание ЭМК - мотор на холостых работает? Значит, жиклер не достает до седла. Аккуратно довертываем ЭМК: в какой-то миг обороты увеличатся, а потом мотор встанет. Все, жиклер в седле. Остается, подключив питание, проверить работоспособность клапана да отрегулировать токсичность. Теперь мотор слушается винта качества. Правда, при условии. что резиновое уплотнительное кольцо ЭМК еще «не задубело». Иначе здесь возможен подсос воздуха в систему холостого хода. Наконец, есть в «Солексе» такая замечательная штука, как экономайзер мощностных режимов. Его задача помочь двигателю выдать больше мощности за счет правильного (подчеркнем это!) «дообогащения» смеси в цилиндрах. Этим и занимается несложное устройство, показанное на рис. 2. При небольшом открытии дросселя первичной камеры разрежение за ним значительное - по каналу 3 оно подается под диафрагму 4 - и та, сжав пружину, прогибается и перестает давить своим штоком на шарик 5 клапана. ПоследнийРис. 2. Схема экономайзера мощностных режимов:1 - дроссельная заслонка; 2 - главный топливный жиклер первой камеры; 3 - канал подвода разрежения; 4 - диафрагма; 5 - шариковый клапан; 6 - топливный жиклер экономайзера; 7 - топливный канал; 8 - воздушный жиклер и эмульсионная трубка первой камеры.закрыт - топливо к жиклеру 6 экономайзера не поступает. Когда же дроссель открыт сильнее, разрежение за ним низкое. Диафрагма заставляет клапан 5 открыться ив колодец с эмульсионной трубкой 8 начинает подсасываться (через жиклер 6 экономайзера) дополнительный бензин. А если засорится канал 3? Тогда клапан 5 все время открыт, в эмульсионный «колодец» подсасывается лишний бензин, переобогащая смесь на некоторых режимах так, что машина не едет, зато коптит изрядно. Мерить «СО» бессмысленно - будет запредельным. Кстати, при разгоне к этому безобразию добавится и «заряд» от ускорительного насоса - смесь будет еще богаче. Понятно, что все это не делает машину экономичнее! Между тем канал 3в таком месте, что засориться ему сам бог велит. Тут и копоть, и разлохмачивающаяся прокладка. Бывает, что канал забит так, что его и проволочкой не прочистишь, а мягкие меры воздействия от WD40 до сжатого воздуха - бессильны. Ну, а если заест шарик? Тогда «все наоборот»: при открытии дроссатя смесь станет бедной, машина «вянет»... Разумеется, проверяя экономайзер, мы не забываем о шарике. Прижатый к седлу пружинкой, он должен двигаться от легкого усилия, без малейших признаков заедания. •аРи ка места устас. 1. Доработ новки винта: а - пропил; б-сверление. 244 За рулем 8/2003iI нk=iй0б1!й=Ни—г1_1р L ,\-5ТЫ•лГ С12