108
109
110
У МАСТВРОВТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ПО «БРАБУСУ»СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО АВТОРА И «БРАБУС»Н108овенький, сияющий лаком производство не десятки или сотни «Мерседес-Бенц» аккуратно октысячи машин) тюнинговой фирме леен бумагой и предохранитель«Брабус». На окраине небольшого, неными пластиковыми накладкакогда шахтерского городка Боттроп ми. Остается снять их, полир- уже более четверти века переделывают нуть кузов и - в шоу-рум. Но вместо «мерседесы», от «Смарта» до «Спринтеэтого машину нещадно «распатронира», а с недавних пор и «крайслеры» вают»: вынимают и раскидывают дви(их продают под маркой «Стартех»). гатель - символ конструкторского и технологического искусства, снимаТАЙНЫ ПОДЗЕМЕЛЬЯ ют элегантные бамперы и спойлеры, На каждую машину, попавшую в руки разбирают нарядный салон... «потрошителей», заводят рабочую карНаверное, эти серьезные, деловитые ту, по-нашему - заказ-наряд. На «Брабурабочие, вооруженные элитным инстсе» этот листок напоминает таблицу рументарием и компьютерами, выросумножения. В каждой графе отметка ли из той породы мальчишек, что пер«Мерседес» стал роскошней, мощней, вым делом без сожаления разбирают динамичней и, конечно, дороже. новую заводную машинку - посмотНо первый автомобиль новой модели реть, что у нее внутри. Применение непопадает не в светлые стеклянные цеха, уемной энергии и фантазии они нашли ав небольшой подвал. Снимать, здесь, на одной из крупнейших (ежегодное естественно, нельзя, зато можно увиЗа рулем 8/2003деть то, чего еще не показывали на автосалонах. Но будем джентльменами... В подземелье новую машину разбирают, изучают вдоль и поперек. Затем в дело включаются мотористы и электронщики, дизайнеры и тормозники. По чертежам, которые они выпускают, «мерседесы» и «смарты» превращают в «брабусы». Итак, очередной «Мерседес» уже загнали в цех. В рабочей карте - список переделок. Кто-то заказывает лишь внешний декор, другие придирчиво выбирают цвет кожи для обивки салона или делают упор на мультимедийные «прибамбасы» - компьютеры, телевизоры. Самые богатые раскошеливаются на полный пакет переделок. Мы тоже заполним таблицу умножения полностью - пройдем весь путь настройки серийного автомобиля. ПРИРАСТАТЬ МОТОРОМ Конек фирмы - форсированные двигатели. В моторном цехе агрегат разбирают. Рабочий объем увеличивают путем расточки цилиндров (ее делают здесь же на компьютеризированном оборудовании) и увеличения хода поршня. Оригинальные коленчатые и распредвалы, поршни, толкатели, клапаны и их V МАСТЕРОВ ТЮНИНГАпружины по чертежам «Брабуса» делают именитые специализированные фирмы. Титано-керамическая выпускная система тоже своя - оригинальная. Штатными оставляют лишь выпускной коллектор и приемную трубу. Специалисты «Брабуса» отдают должное «мерседесовским» моторам заниматься серьезной переделкой менее совершенных и надежных агрегатов значительно сложнее. Но даже самый дорогой «Мерседес» - продукт серийного производства, в рамках которого многое сделать просто невозможно. Например, в Боттропе на специальном станке тщательно, не жалея времени, доводят впускные и выпускные каналы. В процессе обработки несколько раз измеряют скорость потока смеси и выхлопных газов. В результате трехцилиндровый мотор «Брабус-Смарт» развивает вместо 55 л. с. - 70 л.с./52 кВт, а агрегат V12 объемом 6,7 л при 5500 об/мин выдает 450 л.с/331 кВт - почти на 30% больше, чем 5,8-литровый двигатель-прародитель. Именно благодаря двигателям имя фирмы несколько раз попадало в Книгу рекордов Гиннесса. Так, в Боттропе сделали самые быстрые в мире седан «Брабус-Е V12» и универсал Т V12. Их максималка 330 и 320 км/ч соответственно.На «Брабусе» говорят: «Мы можем сделать все - с учетом технических возможностей». Действительно, в фирменном каталоге есть и так называемые специальные модели - автомобили с моторами от старших машин. Например, седан или универсал С-класса можно оснастить 6,1-литровым агрегатом V8 мощностью... 426 л. с/313 кВт. Но это скорее демонстрация возможностей - спрос на такие штучки невелик. Переделывают не только новые, но и изрядно походившие агрегаты. Я застал здесь купе с кузовом W129 и 6-литровым V12, доставленное из Норвегии. Машина прошла 150 тыс. км, претензий к двигателю нет, но владелец «дозрел» до тюнинга. Рабочий объем увеличат до 7,3 л (таков «брабусовский» вариант 12-цилиндровых агрегатов предыдущего поколения), мощность - до 582 л. с/428 кВт (у стандартного мотора - 367 л. с/270 кВт). Естественно, под новое «железо» перенастроят блоки управления двигателем и коробкой передач. После этого мотор, увенчанный фирменной красносерой крышкой, переезжает на стенд в испытательный бокс на обкатку и снятие характеристик. «Мерседесовский» запас надежности тюнингистам на руку. Несмотря на значительный рост мощности и момента,ИЗ ПЕРВЫХ УСТМы делаем то, что на конвейере изготовить невозможно. «Брабус» не конкурирует с «Мерседес-Бенцем». Мы занимаем иную нишу: строим автомобили для индивидуалистов. Но наше вмешательство в конструкцию и дизайн отнюдь не агрессивно. Поэтому «Брабус» любой модели - не экстремальная машина для редких «показательных» выездов, не автомобиль выходного дня. Он вполне пригоден для ежедневной эксплуатации. Александр Приб, топ-менеджер фирмы «Брабус».усиливать сцепление и трансмиссию не приходится. На «Брабусе» утверждают, что рекламаций никогда не было. Вы еще не забыли о нашей, пока безмоторной, машине, стоящей в сборочном (он же «разборочный») цехе? Вернемся туда. ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ Клиент, заказавший мощный двигатель, обязательно получит в «нагрузку» оригинальные тормоза: увеличенные диски, более износостойкие колодки, суппорты с четырьмя, шестью или даже двенадцатью поршнями. В этом фирма не пойдет на компромисс. К тому же за немецкими «настройщиками» следит строгий, но справедливый ТЮФ - независимая организация, контролирующая техническое состояние автомобилей и сертифицирующая их. Если разгонная динамика не соответствует тормозной - такую машину на дорогу не выпустят. Зато мощными тормозами по желанию оснастят автомобиль даже с обычным мотором. Подвеску тоже настроят по заказу, установив иные пружины и амортизаторы. Второй после моторов «пунктик» колеса. Для каждой модели предлагают несколько дисков собственного дизайна. Самые скромные по размерам «смартовские»: 15-17 дюймов. Для топмоделей можно заказать 18-, 19- и даже 20-дюймовые. Шины, конечно, подбиЗа рулем 8/2003 109 ТЕХНИКАэксклюзивУ МАСТЕРОВ ТЮНИНГАрают с учетом скоростных характеристик автомобилей. Пока нашу таблицу умножения заполняли специалисты по двигателю и шасси, кузовных и салонных дел мастера, разумеется, тоже не бездельничали. В ГОСТЯХ У МОДЕЛЬЕРОВ В отличие от иных отечественных «тюнингистов» у «Брабуса» предлагают не четыре-пять пластиковых «обвесов», а... один (для каждой модели) комплект Автомобили с самым мощным «Смартам» в шоу-руме не случайно бамперов-спойлеров и накладок на по640-сильным мотором оснащают торуделили иного места. Спрос на тюнинмозными дисками диаметром 375 мм роги. Лишь для «мерседесов» М-класса говых «умников» таков, что скоро неспереди и 355 мм сзади (на стандарте подалеку от основного здания фирмы есть городской и вседорожный вариан- 360 и 330 мм) и передними суппортазаработает совместное предприятие ты дизайна. Зато детали тщательно ми с 12 поршнями. «Брабус» «Смарт» проработаны с точки зрения аэродинамики, «обдуты» в трубе и соответствуют нормам безопасности. Кстати, меняют лишь внешнюю часть бамперов, силовая основа остается штатной. В этом корень философии фирмы: отдавая должное «мерседесовским» стилистам, здесь исповедуют мягкое вмешательство в облик автомобиля. Едва машина попала в цех, бамперы со склада отправили в окраску. Фирмапартнер расположена километрах в пяти: держать собственную малярку нерентабельно. Вообще-то фирменный цвет «Брабуса» - черный. Но мода неумолима: нынче на заводской стоянке немало серо-стальных машин. И конечно, в Боттропе готовы выполнить любое, даже самое экзотическое желание. Салон обшивают кожей или ей же с алькантарой (материал, подобный замше). Расцветки, естественно, любые. С помощью хитрого приспособления кожу максимально утончают. Это необходимо для обивки «Торпедо». Мару закупают на стороне, «одежка» и приможно отправлять заказчику. Он полулейшие складки на изгибах, по убеждевязка к интерьеру - местная работа. чит фирменную инструкцию и гараннию здешних портных, недопустимы. Остались последние штрихи: руль тию, такую же, как заводские автомоВ конструкцию сидений не вторгаются (кожаный или кожано-деревянный), били, - три года или 100 тыс. км пробе- от добра добра не ищут. накладки на педали, коврики, прочая га. Правда, эти условия действуют тольКожевники часто работают в паре мелочевка (даже кнопки запирания ко в странах ЕС. с... электриками. Ведь нынче экраны дверей свои - фирменные). С того дня, Наш автомобиль действительно «умкомпьютеров и телевизоров, вмонтирокогда «полуфабрикат» заехал в ворота ножился» - в том числе, конечно, в цене. Скажем, в два раза по сравнению со ванные в подголовники и противосол- завода, прошло почти полтора месяца. стандартом - для «Брабуса» не предел. нечные козырьки, в гпзестижных автомобилях - норма. Аудиовидеоаппарату- СТАВИМ ГАЛОЧКУ ...В шоу-руме в Боттропе на первый Рабочую карту пересекла жирная диаговзгляд нет ничего необычного: надраВнешние скоростные характеристики нальная черта - автомобиль готов. Заенные машины, витрины с запчастями двигателя «Брабус-6.7» правившись здесь же, на территории и аксессуарами, приветливый, улыби его серийного 5,8-литрового прототипа. фирмы, «правильным» топливом, контчивый персонал. Но есть одна интересN. кВт Мкр. Н-м ролер выезжает на небольшую испытаная деталь. Через стеклянную стену 400 350 тельную трассу. Конечно, максималку посетитель видит, как этажом ниже •Брабус-6.7» "Мерседес-Ьенц Sd00»(5.an.) 300 здесь не замеришь (для этого периодив сборочном цехе рабочие заканчивачески ездят на специальные дороги), но ют очередной автомобиль: ставят 250 ровный асфальт, «волны» и даже брусколеса и сиденья, полируют кузова. 200 чатка - есть. Контролер проверяет не Эта картина - не хуже иной рекламы. 150 только работу коллег, но и те системы, На спорый труд искусного ремеслен100 в которые на «Брабусе» не вторгались. ника всегда приятно смотреть. Тем бо50 Вот теперь в таблице умножения полее, если Ремесло соседствует с высо1000 2000 3000 4000 а явилась галочка. Это означает: машину кими технологиями.110 За рулем 8/2003