218
219
ТЕХПОМОЩЬхозяйствоГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ!ВЛАДИМИР АРБУЗОВудрец и философ Биант сделался знаменит тем, что все свое носил с собой. Но древний грек не имел дачи, а на досуге, закусывая оливками, размышлял о вечном. Наш современник, как правило, обременен имуществом, которое время от времени приходится перевозить. Обычное дело - поездки на дачу, в отпуск, к родственникам в соседнюю область, когда нужно рассчитывать лишь на свой транспорт. Грузовые возможности легковушки весьма скромны, однако багажник на крыше и прицеп позволяют существенно их расширить. Только где та грань, за которой выгоднее нанять «Газель»? Что в итоге рациоМмерных мешочков с чугунной дробью. Два - в багажнике, поближе к оси, пять сзади на полу. В загородном движении особых проблем нет. Машинальнее - загрузить в машиприкинуть результаты «под на неплохо разгоняется, почти не реагирует на боковой ну 350 кг поклажи, отправив себя». Маршрут - 50-километроветер (центр тяжести, походомочадцев автобусом, нахлобучить вьюки на крышу вый участок шоссе с заездаже, опустился на днище), а или все же воспользоваться ми в обе стороны. Каждую накат, кажется, способен выходку с грузом выполняем в нести на любую горку. Возприцепом? Чтобы ответить на эти водвух вариантах: в установивросшая масса активно напопросы, мы провели натуршемся междугородном реминает о себе лишь при торные испытания с несколькижиме ис остановками через можениях - давить на педаль ми вариантами загрузки. каждые пять километров - приходится намного сильПодвижной состав - ИЖ- примерно так мы ездим по нее. Расход бензина при равномерном движении уло2126 «Ода» с «шестым» мотозагруженным дорогам. жился в почти паспортные ром, обычный железный ба7,2 л/100 км. Превышение в гажник на крышу и ступинЦЕМЕНТОВОЗ ский прицеп «Трейлер- Первый заезд - без багажни0,3 л отнесем на перегруз и 8294Т» собственной массой ка на крыше и прицепа. В санебольшие спуски-подъемы. 185 кг. Скорость движения лоне двое и 350 кг груза. КоЗато в рваном темпе, с ос90 км/ч - не слишком быстнечно, перебор в 110 кг, но тановками и последующими ро для легковушки, но, учивполне реалистичный. Бываразгонами, бензин летит в тывая важность транспортет и хуже, когда частник грутрубу гораздо охотнее - 10,1 ной задачи, вполне реально. зит машину так, что резина в л/100 км. Что ж, чуда не слуК тому же расход топлива на лепешку и от хода подвески чилось - частые разгоны треэтой скорости известен влаостаются жалкие миллиметбуют дополнительных вливадельцам любой модели авторы. А у нас всего-то «семь ний топлива, в то время как мобиля - легче сравнить и мешков цемента». Точнее, при установившемся движе-218За рулем 9/2003 ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИнии оно расходуется лишь на поддержание скорости. КРЫША - НЕ ЧЕРДАК Вторая серия заездов - для любителей «несущих» крыш. Общая масса груза та же 350 кг, только часть его попрежнему расположилась на полике, в багажнике, а часть - на крыше. В качестве верхнего балласта легкая, но объемистая хозяйственнная утварь, вполне типична для дачных перевозок. На «межгороде» теперь ощущается небольшая раскачка: машина вынуждена толкать перед собой стену воздуха. Порывы бокового ветра и струи воздуха, отбрасываемые встречными и попутными фурами, ощущаются гораздо отчетливей. Завывание ветра в поклаже на крыше слышно даже через закрытые окна. Увы, органная эта музыка небесплатна - 100-километровый концерт вылился в дополнительные 1,6 литра. То же, но с «антрактами» и последующими разгонами добавило 1,1 литра к тем 10,1 л, что израсходованы в аналогичных условиях без багажника. Нелинейность увеличения расхода объясняется тем, что часть пути пройдена с меньшей скоростью во время разгонов-торможений. АВТОПОЕЗД Но не все грузы положишь в салон или на крышу. Песок, щебень, грунт и прочие сыпучие или колючие (стекловата) сподручнее везти в прицепе. Если груз компактен и не требует особых условии перевозки, высокий тент можно оставить дома. Низкий лучше установить - это своего рода аэродинамический обтекатель. Расход бензина при равномерном движении с груженым прицепом без тента составил 10,1 л на сотню, а в нашем городском цикле -13,1 л. Что ж, дополнительные 185 кг (такова масса прицепа) бесплатно ехать не будут, зато в машине остается место для пассажиров, да и груз - отдельно, что иногда решает дело. Кроме того, прицеп хоть и тянет машину назад, но избавляет ее кузов от перегруза - на шар сцепного устройства при правильном размещении поклажи приходится всего 50 кг, а возможное расшатывание кузова вперед-назад легко свести к минимуму аккуратным вождением. В ПОЛНЫЙ РОСТ Самый энергоемкий вариант - буксировка груженого прицепа с высоким тентом. Площадь передней стенки нашего составила 1,86 м2 . На «проветривание» загородного воздуха у нас ушло 12,6 литра. Бег с препятствиями еще дороже - 14,1 л/100 км. Что ж, вполне закономерные результаты. При движении с высокой скоростью львиная доля горючего тратится на аэродинамические потери, поэтому, взгромоздив на крышу дачный диван, лучше не торопиться. Тот же эффект дает фура на хвосте. Перегруз машины - деньги летят на разогрев шин и асфальта, а если при этом еще и лихо стартовать с перекрестков - на бесполезные сКАФПлацкарта на крышу обошлась в 16 руб. на 100 км. ЗАВИСИМОСТЬ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТ ВАРИАНТОВ ЗАГРУЗКИВариант загрузи» Расход тошна 1, л/100 км Установившийся оежим скорость S0 км/ч 2 человека + 350 кг в салоне и багажнике 2 человека + 30 кг на верхнем багажнике + 320 кг в салоне и багажнике 2 человека + 350 кг в прицепе, без тента 2 человека + 350 кг в прицеле с высоким тентом 7.2 8,8 10,1 12,6 Движение с остановками через 5 км 10,1 11.2 13,1 14,1точки зрения транспортной работы разгоны. Обратите внимание, как ездят профессионалы-дальнобойщики: стрелка спидометра у них лишний раз не шелохнется! Кстати, на один и тот же маршрут при прочих равных условиях мастеру нужно горючего на четверть меньше, чем новичку. ТОННО-КИЛОМЕТРЫ Итак, с небольшим объемом перевозок владелец легковушки вполне справится самостоятельно. Пусть даже существенно растет расход топлива, быстрее изнашивается автомобиль и нужны деньги на покупку прицепа до определенного моментаэто выгоднее, чем нанимать машину на стороне. В первом приближении день работы «Газели» обходится клиенту в тысячу-полторы рублей. Прицеп же стоит пятнадцать-восемнадцать тысяч, то есть без учета собственной работы, бензина, амортизации и существенно меньшей грузоподъемности окупится за двадцать дней! Иными словами, для регулярных перевозок нескольких сотен килограммов свой автопоезд гораздо выгоднее. Нескольких тонн - лучше нанять небольшой грузовик, а если объемы измеряются десятками тонн, ищите КамАЗ с прицепом - выйдет намного дешевле. •Багаж на крышу - деньги на ветер.А еще говорят, что своя ноша не тянет! За рулем 9/2003 219