228
229
ДиагностикаСЕКРЕТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ «СУБАРУ» ПЛАТА ЗА УДОВОЛЬСТВИЕ Распредвалы приводятся зубчатым ремнем. Срок службы фирменного - 100 тыс. км пробега. Для 2,0 и 2,2 л обрыв привода обычно не страшен. На 2,5-литровом это приведет к повреждению, как минимум, двух клапанов, хорошо еще, что направляющие втулки остаются целы. Натяжение ремня контролирует специальный регулятор. При замене ремня шток регулятора утапливают в корпус и фиксируют с помощью штыря. Установив новый ремень и совместив метки, штырь вынимают - теперь регулятор вступает в работу. Такая технология исключает ошибки, естественные для регулировки на глаз. При описанных операциях стоит обратить внимание на сальники коленчатого и распределительных валов. После 100 тыс. км они начинают пропускать масло. Если не заменить вовремя, течь усилится и поломка мотора весьма вероятна! Обычно двигатель увеличенного рабочего объема более долговечен и менее термонагружен. А у «Субару» двигатели 2,0 и 2,2 л спокойно переносят 30-градусную жару, тогда как 2,5-литровый может и закипеть. Его создали на базе 2,2-литрового, увеличив диаметр цилиндров, но при этом уменьшился объем рубашки охлаждения. Термонапряженность двигателя возросла, и, по нашему опыту, ни тщательная очистка системы охлаждения, ни замена охлаждающей жидкости зачастую от перегрева не страхует. А его результат обычный коробление головок блока. При небольшой деформации удается обойтись заменой стальной многослойной прокладки на металлоасбестовую (такие заказываем специализированным фирмам), в других случаях привалочные плоскости головок шлифуем. Поскольку двигатель приходится снимать, перегрев обходится владельцу минимум в 800 долларов.Оппозитный двигатель «Субару».ДОБРОТНОЕ НАСЛЕДИЕВАСИЛИЙ КЛЮЧНИКОВ, ВАСИЛИЙ ключников,ТЕХЦЕНТР «СУБАРУ»Отличительная особенность автомобилей «Субару» - оппозитный двигатель с углом развала цилиндров 180°. Наиболее популярна у нас «Легаси» (в переводе - «наследие») с двигателями рабочим объемом 2,0; 2,2 и 2,5 л. Причем у двухлитрового 16-клапанного есть варианты как с одним распредвалом (SOHC), так ис двумя (DOHC - фото 1). А мотор 2,2 л только с одним валом. Двухвальные моторы сложнее, поэтому более требовательны к обслуживанию, да ик условиям эксплуатации.Узнать рабочий объем можно по таблице (фото 2). Если все время крутить мотор выше 4000 об/мин, уровень масла придется проверять чаще обычного (фото 3) и потерю двух литров на 10 тыс. км считать нормой. При оборотах ниже 3000-3500 в минуту расход масла должен быть минимален. Если и при спокойной езде двигатель «жрет» его, значит, изношены детали цилиндро-поршневой группы: придется ремонтировать мотор всерьез.228 За рулем 9/2003Система смазки здесь посвоему коварна: даже с 0,7 л масла в картере лампа аварийного давления не загорается. Но двигатель работает без последствий, если масла не меньше 2 л. Один из признаков низкого уровня - стук гидрокомпенсаторов после холодного пуска. Мотор плоский и широкий - занимает все пространство от правого лонжерона до левого. Над ним разместили насос гидроусилителя, компрессор кондиционера и генератор. «На втором этаже» им не грозят солевые и грязевые ванны это плюс, однако пробраться к самому мотору непросто. Например, заменить свечи зажигания (через каждые 20 тыс. км) на двигателях 2,0 и 2,2 л, в общем, нетрудно, а вот с 2,5-литрового придется снять некоторые узлы. Чтобы реже этим заниматься, некоторые вкручивают «платиновые» свечи по $65 за комплект: их якобы должно хватить на 40 тыс. км. Будем реалистами: наш бензин скорректирует эту цифру. Его присадкам и платина нипочем. Так стоит ли тратиться?Датчик положения дроссельной заслонки (1) и регулятор холостого хода (2). СЕКРЕТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ «СУБАРУ»Катушка зажигания.ДМРВ, изготовленный в Японии.ДМРВ фирмы «Бош».Топливный фильтр.САМ СЕБЕ ДИАГНОСТ Система управления двигателем «Субару», разумеется, оснащена функцией самодиагностики. Обнаружив неисправность, она зажигает лампу CHECK ENGINE. Соедините соответствующие клеммы в разъеме под рулевой колонкой и включите зажигание: по вспышкам лампы узнаем код неисправности. Но автомобили, изготовленные в США, признают только сканер. Таблицы кодов есть во всех книгах по ремонту автомобилей «Субару». Если ошибок много, они могут быть и результатом неграмотного ремонта. Для удаления случайных ошибок нужно очистить память блока, сняв клемму с аккумулятора на 15 минут. Большинство датчиков системы впрыска работают надежно. Выход из строя датчика положения коленчатого (фото 4) и распределительного валов - большая редкость. Отличительная особенность датчика положения дроссельной заслонки (фото 5) - обратная характеристика выходного сигнала: чем больше угол открытия заслонки, тем меньше напряжение на выходе. Рядом регулятор холостого хода (фото 5). Если двигатель На правах рекламыглохнет при движении накатом с выключенной передачей или обороты холостого хода выше нормы, то скорее всего заслонка загрязнившегося регулятора подклинивает в промежуточных положениях. Для очистки достаточно отсоединить подводящий патрубок регулятора и из баллона с жидкостью для мойки карбюратора сделать несколько «вливаний». Если это не поможет, нужно снять регулятор с двигателя и тщательно промыть. Если топливная система в порядке, а двигатель не заводится, то чаще всего виноват в этом коммутатор (фото 6). Установлен на щитке в моторном отсеке. Со временем уплотняющий слой между корпусом и основанием узла теряет эластичность и трескается, после чего на электронную начинку попадает влага. Без замены, как правило, не обойтись. Катушки зажигания нареканий не вызывают (фото 7). В одном корпусе установлены две. Одна обслуживает первый и второй цилиндры, вторая - третий и четвертый. Случаев, чтобы сгорели обе, еще не было. А с одной неисправной можно доехать до автосервиса. По оценкам наших специДатчик температуры охлаждающей жидкости внимательно следит за двигателем и высокоточен. Но изредка, примерно раз в пять лет, ломается. Тогда блок управления включает вентилятор на постоянную работу и зажигает контрольную лампу на панели приборов. ДОЛГОЖИТЕЛИ Менять топливный фильтр следует через каждые 10 тыс. И ПРОЧИЕ На удивление живучим окакм. Расположен он в моторзался датчик массового расном отсеке удобно (фото 10), хода воздуха - ДМРВ (фозагонять автомобиль на то 8). На автомобилях подъемник или смотровую 1989-1990 гг. выпуска его яму и обливаться топливом рабочая характеристика все не придется. Электробензоеще как у нового. Правда, насос трудится в топливном это касается только изделия баке. Если водитель часто езиз Японии. Со временем его дит с горящей лампой резерзаменил более капризный ва топлива, то какое-то вредатчик фирмы «Бош» (фомя насос терпит, но ускорять то 9). И если клиент жалуетего износ не стоит. ся на повышенный расход Топливные форсунки жетоплива, рывки при разгоне, лательно промывать раз в 50 то в первую очередь следует тыс км, не снимая с двигатепроверить ДМРВ, тем более ля. Обычно в разрыв топливчто система самодиагностиной линии под давлением поки его капризы не вычислядают моющую жидкость ет. Не теряя времени, меха(сольвент), а штатный электник устанавливает заведомо робензонасос отключают. Боисправный датчик и соверлее эффективна очистка форшает пробный заезд с клиенсунок на ультразвуковой устатом. Новый ДМРВ стоит оконовке. Но, к сожалению, нело $300. Поставить вместо которые после этого теряют него японский не удается - герметичность и требуют они невзаимозаменяемы. замены. D алистов, непродолжительная поездка - за 20-30 км - на состоянии нейтрализатора не сказывается. Высоковольтные провода рекомендуем менять через 50 тыс. км пробега. С проводами обращаться осторожно, чтобы при замене свечей не оторвать их колпачки." зчесптв1/ И 'Генеральное предстаби'V-JPгIVIVIV.KINGT0NY.RIдилер.* > ^ ~<•> KING TONY^ И - ИflfLflVШт\-а9 ^Щ^вФ |3ЧжшШ 1!,¥•. СЕРГЕЯ МАКЕЕВА,! ТИ/ШС:|В95)933 27 77.шиИЗа рулем 9/2003 229