214
215
216
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»стадионФОРМУЛА «РУСЬ»МАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: «АККС-МОТОРСПОРТ» И КОНСТАНТИН ЯКУБОВКАК ЭТО БУДЕТ ПО-РУССКИВ СССР мелкосерийно выпускали гоночные «Эстонии» - кто-то их еще помнит. Но эта марка во времена перестройки по существу исчезла. Без относительно недорогого автомобиля, какой и была «Эстония», гонки формулы практически сошли на нет - несколько «иномарок» погоды не делают. Возродить этот признанный повсюду вид автоспорта, создав российский гоночный автомобиль, и попыталась московская фирма <АККСМоторспорт». «РУСЬ» ИЗНАЧАЛЬНАЯ Перед конструкторами стояла непростая задача - сделать недорогой, но полноценный гоночный автомобиль. Такой, чтобы в чемпионате могли участвовать команды с относительно скромными бюджетами. Формула «Русь» - монокласс, все автомобили одинаковы по конструкции и техническим характеристикам. Серия не только удешевляет производство, но и делает соревнования более зрелищными: при равных возможностях машин все зависит от мастерства пилота и выбранных настроек. Сделать автомобиль дешевле можно также, унифицируя его по узлам с уже выпускаемыми гоночными и дорожными авто, хотя обычных узлов и агрегатов в формуле бывает немного.Почему в формуле 1 не выступают российские спортсмены? Путь к вершине автоспорта это как длинная лестница. Первая ступенька картинг, потом - международные формулы, национальные разного уровня (см. «Нашу справку»). Без них не появятся в стране школа гонщиков, традиции, а значит, нечего и думать о высших классах, тем более о королевской формуле. ФОРМУЛА «РУСЬ»Треугольные стальные рычаги и горизонтальные амортизаторы установлены на раме. Шины «Данлоп» смонтированы на оригинальных дисках. Одного комплекта хватает на две гонки.Силовой агрегат - полунесущий. Заднюю подвеску крепят к коробке передач и картеру сцепления. Для настройки подвески применяют стабилизаторы диаметром от 15 до 18 мм.формулы 1, не проходят крэш-тестов, их испытывают на статическую нагрузку. Каркас российского автомоК ОЖА ДА КОСТИ При проектировании рассмабиля прошел эти испытания тривали несколько эскизов. по международным требоваПредлагали даже вариант куниям. Кстати, «Русь» уже дозова, формой напоминаюказала свою безопасность. В щий американский бомбар- одном из последних заездов дировщик - н евидимку чемпионата России автомо«Стело». Были и другие любобиль вылетел с трассы и врепытные предложения, одназался в отбойники на скороко путевку в жизнь получил сти далеко за 100 км/ч... Пивсе же автомобиль, похожий лот не пострадал. на формулу 1. Логика понятна: пример надо брать с лиМ ОЩНОСТЬИМОМЕНТ деров. Как и любая формула, «Русь» «Скелет» «Руси» состоит имеет среднемоторную комиз металлических профилей, поновку: двигатель, распообшитых алюминиевыми лиложенный в базе, привод на стами. Трубы сваривают по задние колеса. Двухлитроспециальной технологии в вый мотор «Альфа-Ромео» с среде инертного газа. Констрегулируемыми фазами гарукция получается легкая и зораспределения и четырьмя одновременно жесткая, что клапанами на цилиндр развесьма важно для управляевивает 115 кВт/157 л. с. мости и устойчивости маши«Итальянца» подготовили к ны. Наружные кузовные деспортивной жизни: изменитали - из пластика, армироли точки крепления к раме, снабдили оригинальным ванного стекловолокном. «рычащим» выпуском. ЧтоКокпит пилота сделали широким и длинным. На набы в затяжных поворотах ших трассах очень маленьдвигатель не испытывал маские зоны безопасности: выляного голода, маслоприемлетевший автомобиль врезаник сделали подвижным. ется в отбойники, не успевая Форсировать мотор не стали погасить скорость. Чтобы из- силенок и так хватает, а бежать травм, решили остазначит, рисковать надежновить вокруг побольше «спастью и долговечностью нет смысла. Это же не формула 1 сительного пространства». Гоночные машины младс многомиллионными бюдших классов, в отличие от жетами, небогатые команды Ну что ж, разберем теперь «Русь» по деталям.За рулем 9/2003 215 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬстадионФОРМУЛА «РУСЬ»При разработке автомобиля конструкторы использовали специальные компьютерные программы.На приборной панели только необходимое - указатель температуры двигателя, тахометр-индикатор и несколько контрольных ламане в состоянии менять двигатель каждую гонку. А вот подходящей «гражданской» коробки передач для «Руси» не нашлось. Место за мотором заняла пятиступенчатая кулачковая фирмы «Хьюленд» (Hewland) - поставщика многих производителей гоночных автомобилей. Коробки этой марки ставят, в частности, на машины формулы 3000, а еще не так давно ими не брезговали и конструкторы формулы 1. Менять шестерни, настраивая машину на конкретную трассу, можно очень быстро. Правда, для соревнований в Москве и Питере этого не требуется здесь в ходу одинаковые передаточные отношения. Чтобы «поженить» двигатель с коробкой, пришлось сделать оригинальный переходник. Сцепление с керамическими накладками поступает на московский завод вместе с мотором. Переключение передач, как и на обычном автомобиле, - пилот выжимает сцепление и берется216 За рулем 9/2003за рычаг, расположенный у правого колена. Момент переключения отслеживают по тахометру - красные лампочки в конце шкалы сигнализируют: пора переходить на высшую передачу.УПРАВЛЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ Подвески «Руси» - независимые, на стальных поперечных рычагах со стабилизаторами поперечной устойчивости. Передние рычаги установлены на каркасе, задние крепят к коробке передач и картеру сцепления. Характеристики гоночных амортизаторов «Закс» специально подобраны для этой машины. На отборочных гонках подвески у всех машин отрегулированы одинаково. Точнее, существуют две настройки - для сухой и мокрой трассы. Кроме того, в дождь корректируют положение антикрыльев, изменяющих прижимную силу на передней и задней осях, меняют «резину». На этапах чемпионата России разрешают настраивать машину «под себя»: менять жесткость стабилизаторов и давление в шинах, «играть» углами колес, разворачивать антикрылья. Индивидуально настраивают и тормоза, регулируя усилие по осям. Давление в системе развивают главные цилиндры «Вилвуд» (WUwood), а на колесах - механизмы от ВАЗ-2110. Тормозные диски «Брембо» (Brem-НАША СПРАВКА У гоночных автомобилей с открытыми колесами своя иерархия. На вершине - формула 1. Американские аналоги машины серий ИРЛ (IRL) и КАРТ (CART). Ступенькой ниже - автомобили формулы 3000 с трехлитровыми моторами, более скромными техническими решениями и характеристиками. Далее - формулы с четырехцилиндровыми двигателями объемом 2 л. В частности, такими агрегатами оснащают машины престижной формулы 3. По конструкции к ним близка и отечественная «Русь». У подножия лестницы - автомобили с двигателями менее 2 л, например формулы БМВ.bo) и колодки «Феродо» (Ferodo) предназначены специально для спортивных и тюнинговых автомобилей. Жизнеспособность «Руси» проверена боем. В этом году проходит уже второй чемпионат с участием десяти команд. Жаль, нет у нас автодромов. Так хочется, чтобы формула «Русь» не осталась в России единственной: в автомобильном лексиконе «монокласс» означает одинаковый, а не одинокий. •