141
ИНОМАРКИ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА«ЗЕЛЕНОГО УГЛА»?АНДРЕИ КОЧЕТОВ. ФОТО АВТОРАВладивосток - не только крупнейший город на востоке страны, но и ворота, через которые ежедневно въезжают в Россию несколько сотен подержанных японских автомобилей. Торговля машинами обеспечивает кусок хлеба примерно половине его жителей. Одни покупают их в Японии, другие перевозят на материк, третьи прюдают, четвертые обслуживают и ремонтируют, пятые отправляют на Большую землю, шестые торгуют запчастями... На фоне практически остановившегося судостроения, скажем, это - вполне уважаемое и доходное занятие. Но в последние месяцы над местным автобизнесом нависли тучи...Без сомнения, визитная карточка города - авторынок «Зеленый угол», наверное, крупнейший в России: в выходные дни по склонам сопок здесь выстраиваются до 10-12 тыс. машин! Осенью прошлого года, когда правительство ввело запретительные пошлины на подержанные иномарки старше семи лет, «зеленка» резко помолодела и подорожала, но на фоне европейских моделей «японки» удержались в рамках приличия. Основной контингент - автомобили 5-7 лет от роду - после таможенной очистки прибавил в цене в среднем 1-2 тыс. долл. Но спрос на них все равно вырос настолько, что стало не хватать вагонов для отправки машин на Запад. Увеличилось и предложение: гражданские моряки, которые привозили раньше за рейс на продажу один-два автомобиля, окончательно превратились в коммивояжеров и притаскивали теперь по 10-15 машин. «Экспансия с Востока» докатилась до самых западных окраин России: в одной столице за год появилось четыре новых рынка (в придачу к одному старому), где торгуют «праворульными». Теперь правительство нанесло еще один удар по старым иномаркам, увеличив пошлины для физических лиц в среднем в два раза. Так что понятно - «зеленку» залихорадило, цены растут с каждым днем. Если раньше на ав-томобиль дороже 10 тыс. долл. здесь смотрели как на неудачную шутку, то теперь цена 15 и даже 20 тысяч долларов - не редкость... Жители Владивостока в последние год-два начали иначе относиться ик своим «железным коням». Если недавно ездить на одной и той же машине больше года считалось дурным тоном, то теперь и дватри года не предел - слишком дорого, а правила игры меняются слишком часто, причем всегда в невыгодную сторону. Прогнозы на ближайшее будущее, которыми охотно делятся продавцы с «Зеленого угла», как правило, не радуют. Естественно, рост таможенных пошлин приведет к еще большему росту цен. Меньше будут везти из Японии надежных вседорожников и больших седанов (типа популярного «Тойота-Марк П»), больше - малолитражек (которые в здешних условиях долго не живут). Надо иметь в виду, что богатым назвать этот регион нельзя, покупательная способность местного населения близка к пределу. Между прочим, никакой замены подержанным «японкам» в Приморье так никто и не предложил. В миллионном Владивостоке по-прежнему нет ни одного салона, торгующего новыми отечественными автомобилями, нет в городе фирменных сервисов. Зато «тойотовских» - хоть отбавляй! Так что удушить автобизнес в Приморье государство, пожалуй, сможет, только что предложит взамен жителям огромного края? ОПервые покупатели.На правах рекламысвобода дв/иол ориtmoi^tcrmotul* 1$0 yearsПредставительство; (09. Приглашаем к сотрудничествуптрегиональных дилеровMOIULJ&jcLforceЗа рулем 9/2003 141