166
167
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»У каминаИСТОРИЯ «М0СЖВИЧЕЙ»-ВСЕД0Р0ЖНИК0ВКОРОТКАЯ ОТТЕПЕЛЬЧСЕРГЕИ-^ЖУНН^ОЙ -у-адПйпч?—MQ2-S0л*-"-—»Зтот испытательный пробег был по тем временам дальним - на Украину. В районе Каменки-Днепровской, километрах в восьмидесяти от Симферопольской трассы, нашли подходящий булыжник и как следует протрясли машины. Дальше начались «тяжелые грунты». Короткие полноприводники неторопливо, но уверенно ползли по размытым проселкам. Не останавливаясь, миновали одну маленькую деревеньку, а во второй колонну встретили встревоженные сельчане с местным начальством. Оказывается, сюда уже сообщили: по грязи едут две незнакомые, «не наши» машины (кстати, действительно похожие на американские «виллисы»). Откуда такие? Кто-то даже в райком успел позвонить... История «москвичей» повышенной проходимости началась во второй половине пятидесятых, известных как время «хрущевской оттепели». Потепление коснулось и автопрома - в прессе вовсю обсуждали проекты недорогого народного автомобиля, а конструкторы НАМИ, ГАЗа и МЗМА работали над компактными машинами. Появилась даже идея строительства нового предприятия для выпуска легковых автомобилей, предназначенных в первую очередь для частников. А пока Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) наращивал выпуск новой модели «Москвич-402». На одной из встреч с руководителями автопрома Н. С. Хрущев сказал: «Сделайте автомобиль для колхозни166 За рулем 9/2003Первые образцы «Москвича-415» на испытаниях.«Москвич-410» первая полноприводная модель МЗМА стал агрегатным «донором» «415-го».ка!». В самом деле, в стране бездорожья, где одним из главных критериев в оценке машин всегда считали проходимость, легковые вседорожники выпускал лишь один завод - УАЗ. Львиная доля ГАЗ-69 (позже УАЗ-69) шла в армию, остальное - в народное хозяйство, а к жителям села и провинции такие машины фактически не попадали. Да и вообще «козлик» числили чуть ли не стратегическим автомобилем. На призыв руководителя партии и правительства, равный в те годы директиве, первым откликнулся ГАЗ. В 1955-м в производство пошла полноприводная «Победа» ГАЗ-М72, созданная на узлах ГАЗ-69. Параллельно группа конструкторов во главе с Г. Вассерманом построила и более компактный ГАЗ-М73 с мотором «Москвича-402». Двухдверное купе и пикап так и остались прототипами, но они подтолкнули работы на МЗМА. В 1957-м стартовал «Москвич-410» - полноприводный вариант «402-го», с прочными рессорными подвесками, двухступенчатой раздаточной коробкой. Кстати, в те годы «410-му» и ГАЗ-М72 - вседорожникам с комфортабельными кузовами - аналогов в мире не было. Но «четыреста десятому» для села многого не хватало. Мешки с картошкой или бидоны с молоком как надо не погрузишь, кузов для бездорожья слабоват, да и геометрическая проходимость четырехдверного седана невысока. Тогда же по инициативе заместителя главного конструктора завода Игоря Александровича Гладилина началась работа над полноценным вседорожником. Коробку передач и «раздатку», мосты взяли с «410-го». Как раз к тому времени подоспел более мощный верхнеклапанный 45-сильный «407-й» мотор. Короткий кузов через резиновые муфты закрепили на мощной раме. Следуя тогдашним стереотипам - джип должен быть максимально простым, «Москвич415» сделали с брезентовой крышей. Впрочем, позднее появился и цельнометаллический - «416-й». Стилистику автомобиля определила функциональ- ИСТОРИЯ «МОСКВИЧЕЙ» ВСЕДОРОЖНИКОВ•ность и... влияние американского «Виллиса-Джипа». Дизайн-центров, да и самого понятия дизайн в современном представлении, тогда в СССР не знали. Группа Гладилина работала быстро и споро, главный конструктор - Андронов в детали особо не вникал, директора МЗМА - Иванов, затем Поляков относились к проекту благосклонно. Вот только «небольшая» загвоздка: у завода не было мощностей для производства еще одной модели. Первые образцы вседорожников испытывали в Подмосковье, в том числе на танковом полигоне, по булыжнику машины гоняли между Владимиром и Муромом. Испытания шли в три смены. Постепенно залечивали детские болезни - усилили кузов и раму, балку заднего моста и коробку передач. Прототипы второй серии, с заметно измененным передком (это лишило «Москвич» явного сходства с «Джипом»), показывали министру Тарасову. Он вроде бы отнесся к автомобилю с интересом, но вскоре работы с почти готовой моделью прекратили. Постановка ее на производство требовала нового или серьезного расширения существующего завода. На такие затраты не пошли. Кстати, даже выпуск полноприводных «москвичей-410Н» и «411» (последний универсал) свернули уже в 1961-м. Мощности нужны были «Москвичу-вым ГОСТам - 2148 (с брезентовой крышей) и 2150 (цельнометаллический). В Ижевске быстро создали проSis* J'^A. тотип ИЖ-14, в Тольятти вовсю работали над «Нивой». Конечно, по сравне-' нию с «Москвичом», который, кстати, конструктивно не очень отставал от нынешних УАЗов, «Нива» была комфортабельней, мощней, современней. Но " » ' главное, гигантский завод на Волге, в который были вложены колоссальные . » средства, мог быстро поставить полно> "__ . - ' ~ приводник на конвейер. Никто, в том " числе заместитель председателя Совета Министров СССР В. Новиков, куриро407»: он хорошо шел на экспорт, в том вавший проект автомобиля повышенчисле в капстраны, принося нужную ной проходимости, не считал «Москвич» плохой машиной, но выставлять стране валюту. Прошло несколько лет, оттепельная его на сравнительные с ВАЗ-2121 испыэйфория поутихла. В Луцке понемногу тания не было смысла. Удивительно, но и эта страница не начали выпуск компактного полноприводника, но большинство сельских жистала в истории «москвичей»-вседотелей по-прежнему ждали пригодного рожников последней. Еще через 10 лет, в пору перестройки, когда за производдля своих нужд автомобиля. В Москве между тем запустили в ство автомобилей пытались браться производство «москвич-412». Совремногие - от авторемонтных мастерских менный 75-сильный мотор побудил до НПО Министерства мелиорации и конструкторов к возрождению проекта водного хозяйства, «Москвичом» заинвседорожника. Мосты и «раздатку» дотересовались некие высокие министерработали, сделали новую коробку переские чины. На заводе хранились чертежи, протоколы испытаний, да и недач - пятиступенчатую. Новая версия с двумя отопителями сколько прототипов были еще живы. салона прошла укороченные испытаСделать оставалось «немного» - налания. Кстати, две «печки» появились по дить серийное производство. Как и требованию военных, которым предмногие другие проекты, этот кончился ложили обкатать полноприводный не начавшись. В истории мучительно умирающего «Москвич». На испытателей бронницкого НИИИ-21 автомобиль произвел завода было немало светлых страниц. неплохое впечатление. Но не военные Полноприводные машины - одна из в данном случае решали вопрос о ноних. Говорят, пара автомобилей еще служит бывшим заводчанам. Поздний, вых производственных мощностях. С рождения первых прототипов про«Москвич-2150» стоит в полуразореншло почти 15 лет. И вот в начале 70-х ном заводском музее. Сохранить бы правительство вновь призвало заводы хоть этот экземпляр - как память о повзяться за автомобиль для села. УАЗы дававшем надежды отечественном авпо-прежнему почти не попадали в руки топроме, память об оттепели. частников, а слабеньких ЛуАЗов делали очень мало. К этому времени «москвиРедакция благодарит чи» получили модернизированный куАнатолия Трофимовича ЧЕКУЛАЕВА зов и индексы, соответствующие но- за помощь в подготовке материала.Co снятым ремнем вентилятора автомобиль преодолевал брод глубиной 600 мм. Версия «415С» с 75-сильным мотором и фарами «Москвича-412».Один из последних образцов «Москвич-2150» начала семидесятых.За рулем 9/2003 167