242
243
ТЕХПОМОЩЬКОНКУРСЕСЛИ УПАДЕТ КЛАПАНЗа лучший ответ на задачу об упавшем клапане жюри конкурса премирует Сергея Анатольевича Устинова из Тамбова. Испытывать гоночный автомобиль или дегустировать незнакомый напиток рискованные занятия. Людям подобных профессий приписывают исключительную собранность: ведь тут одно неверное движение или сбой в мыслях - и хана! Увы, ошибки совершают и саперы, и шоферы, и бухгалЗАДАЧА ДЕВЯТАЯтеры с журналистами. Эту людскую слабость принято называть человеческим фактором. ...Так или иначе, а клапан-то упал! У нас нет оснований не доверять авторам писем на эту тему - и выяснилось, что тема не нова. Случалось, клапан роняли не только новички, но и матерые ремонтники. Поэтому не станем уподобляться тем читателям, которые - о эта неискоренимая самоуверенность! - потрудились написать в редакцию лишь затем, чтобы заслужить комплимент собственной непогрешимости: с нами, мол, такое никогда не случится! Остальные восприняли задачу реалистически - и прислали немало предложений. Большинство ответов похожи. Авторы - в основном мужчины (видно, ронять клапаны все-таки не женское дело). Почти все сообразили, зачем упоминались лампочка и паяльник: это же мини-переноска,только подпаяй проводки и заизолируй «плюсовый». Через отверстие для свечи лампу можно засунуть в цилиндр и там станет светло, как ясным днем. Можешь ухватить клапан самодельным инструментом наподобие пинцета, сделав его из узкой полоски стали. Здесь немало вариантов изгиба рабочих концов пинцета (по стержню другого клапана) и изгиба самого инструмента. Нужен ведь такой, которым удобнее орудовать через чал метчиком первого номера нарезать резьбу в блоке по вытянутой старой. Нарезал на глубину около 15 мм; осталось примерно столько же, как вдруг раздался хруст - отломился шестигранник с куском метчика. «У-йё!» - сказал громко Палыч. На этот призывный клич прибежала пара соседей по гаражу - и начался мозговой штурм проблемы. А как решили бы ее вы, читатель?Вот и теперь на верстаке лежал почти готовый мотор ЗМЗ-402 от «Газели». Работы осталось всего ничего: подтянуть гайки на шпильках головки блока, поставить ось коромысел, отрегуПалыч не профессиолировать клапаны, закрыть нальный моторист, но уже крышку - и можно отдавать лет 25 ремонтирует мотохозяину. Взял любимый диры всем приятелям. Инженамометрический ключ и нерная сметка и ловкие руначал, в соответствии со схеки кое-что значат! Постемой, моментом 10 кгс-м пенно накопил такой опыт, окончательно затягивать что стал брать двигатели в гайки. И вдруг стрелка клюремонт для приработка. ча дрогнула и завалиласьСЛОМАН МЕТЧИКвспять - это головочная шпилька полезла из блока. «Не беда, - подумал Палыч, - это мы уже проходили, сейчас сниму головку, перережу в блоке резьбу на М14 - и никаких проблем. Да и ремонтная шпилька где-то лежит». В ящике со сверлами и плашками нашел давно заготовленные метчики М14х1,5 с приваренным шестигранником «на 12». Снял головку (прокладка даже не отслоилась) и на242За рулем 9/2003 На правах рекламыЕСЛИ УПАДЕТ КЛАПАНсвечное отверстие, а оси направляющей втулки клапана и свечи, как мы знаем, не пересекаются. Значит, оптимальный изгиб нужно получить «по месту». Важная деталь (это сообразили многие!): на пинцете надо предусмотреть какое-то устройство, которое позволяет, ухватив стержень клапана, зафиксировать на нем инструмент, чтобы пальцы не уставали. Ведь неизвестно, сколько времени уйдет на то, чтобы вернуть стержень во втулку - минута или полчаса. А зафиксировав сжатый пинцет, можно сделать перерыв в работе. Самый простой фиксатор - кусочек изоленты, намотанный на сжатый пинцет. Многие прислали эскизы мудреных устройств со сдвижными муфтами, шарнирами, пружинами. Пока такое сделаешь, кто-то успеет всю головку блока снять! Мы-то, грешные, полагали, что люди будут искать простые решения. Но кое-кто предлагает для упрощения работы - что бы вы думали? - отсоединить коллекторы: дескать, так легче подобраться к клапану. Действительно, так - легче: «музыкальными пальцами» вполне можно направить клапан во втулку без каких-либо приспособлений. Вот только демонтаж коллекторов - не самая простая затея. Хуже разве что снимать головку. Вспомним-ка: впускной коллектор не снимешь, не слив хотя бы часть «Тосола». А после обратного монтажа новая забота - не потекло бы из-под прокладки. Выпускной? Тут своя песня: демонтировать «штаны», а для этого разъединять выпускную систему. Да и «штаны» порой не снимешь, не отклонив в сторону двигатель. .. О мелких препятствиях, вроде пригоревших гаек, даже вспоминать скучно. Обсудив этот заманчивый вариант, жюри посчитало, что он настолько верен, насколько и не интересен. Не обижайтесь, парни! Возвращаемся к самому простому решению - тому, что предложено большинством. Даже освещая цилиндр изнутри, попасть стержнем клапана во втулку непросто: терпение! Шевеля клапан, в отверстие втулки наблюдаем за результатом. Свет померк - значит, стержень у входа во втулку. Пробуем приподнять: вошел? Тогда, придерживая, просим помощника тихонько повернуть коленвал, чтобы поршень двинулся вверх и коснулся тарелки клапана. Теперь, если втулка хорошо смазана, дальнейший подъем клапана можно доверить поршню. Пинцет и лампочку - долой из цилиндра! Описывать торжество мастера излишне. Так поступило бы большинство. Ну, а варианты? Вот одно из самых интересных писем. Автор (кстати, промышляющий ремонтом автомобилей) однажды упустил на «Ауди-100» сразу два клапана. Хорошо, что в разных цилиндрах! Запахло нешуточными проблемами. Это заставило мастера мобилизоваться, напрячь фантазию - и он отправился на базар, где купил «приспособу» вроде отвертки, только вместо жала у нее крошечный, но сильный магнит. Дальнейшее - дело техники. Подправляя клапан (уже описанным пинцетом), оставалось лишь подвести торец стержня к магниту - последний свободно прошел в отверстие направляющей втулки. Правда, стержень клапана не сразу удалось ввести во втулку, ведь магнит по клапану не центрируется. Но после энной попытки это получилось. Со вторым клапаном дело пошло живее уже был опыт. Вот тут мы подумали: что бы сделал Сергей Анатольевич, упусти он два клапана в одном цилиндре? Возможно, и тут выручил бы магнит? За оригинальный ответ мы решили его премировать традиционной суммой в3 тысячи рублей. •LIGHTSMnnn OFIWkTiUСИЛА ПОЛЯРНОГОпинIИдеальная приспособленность аккумулятора Lights of Nord к российским дорогам и климат сделает ваш автомобиль постоянно готовым к действию. При самой выгодной цене аккумулятор очень надежен и уверенно отработает положенный ср Создан специалистами Южной Кореи для работ в суровых условиях.фирма Автоюнион приглашает к сотрудничеств региональных дилеров: Тел. (095) 737 69 37 (многоканальный) E-mail: [email protected] www.autounion.ru