60
61
НЕ ЭКОНОМЬТЕ НА ТОРМОЗАХ!А НАТОЛИИ КАРПЕНКОВ ФОТО : ГЕОРГИИ САДКОВОТ ТЕОРИИ... Хорошо, когда удается быстро остановить автомобиль в экстренной ситуации - неважно, вызвана она вашей или чужой ошибкой либо просто чьим-то хамским поведением. Возвращаясь к прописным истинам, напомним: тормозной путь удастся сократить до минимума, только исключив блокировку колес. Торможение гораздо эффективнее, когда они вращаются на грани проскальзывания. Ведь скольжение не только увеличивает путь до остановки, но и лишает водителя возможности изменить траекторию. Каждый лишний метр здесь грозит неприятностями, а порой - трагедиями. Совсем хорошо, когда характеристики тормозов оптимизированы под среднестатистического водителя. Это означает своего рода синхронность: перемещение педали пропорциональ60 За рулем 9/2003но не только нарастанию усилия на ней, но и увеличению тормозной силы на колесах. Выработаны четкие рекомендации по основным параметрам работы тормозного привода. Так, усилие на педали, приводящее к блокировке заторможенных колес, должно находиться в пределах 24-26 кгс, а ее полный ход составлять 90-110 мм. Отклонение в ту или иную сторону затрудняет управление замедлением: стоит чуть-чуть ошибиться - и колеса окажутся заблокированы. Для абсолютного большинства сидящих за рулем полезно, если автомобиль оборудован безотказной и «хладнокровной» антиблокировочной системой: она компенсирует недостаток опыта и ошибки, вызванные растерянностью в аварийной ситуации. Известно также: чем больше давление в тормозной системе, тем эффективнее работа АБС (оно обеспечивается мощным вакуумным усилителем привода). Именно поэтому опытные инструкторы рекомендуют в нештатных ситуациях резко и как можно сильнее давить на педаль, если автомобиль оснащен АБС. ...К ПРАКТИКЕ Повод к этому разговору дал «Хёндэ-Акцент» таганрогской сборки. Опробовав его, сотрудники редакции в один голос стали критиковать работу тормозов,ТОРМОЗНЫЕ КАЧЕСТВА НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙАвтомобиль Тормозной «уть." «Хёндэ-Акцент» «Форд-Фокус» «Рено-Символ» «СЕАТ-Ивиса» «Донинвест Орион-М» 56,3 52,5 48,0 50,6 49,4 Замедление, к/с*6357.358,07,6973 ТОРМОЗНОЕ УСИЛИЕрый прогрев (6-7 циклов) стабилизировал результат «Акцента» на отметке 51-52 м. Опытные автолюбители могут провести аналогию с поведением специальных колодок на спортивных автомобилях, которые начинают работать после прогрева. Но что хорошо для «формулы», неприемлемо для семейного авто. Как ни парадоксально, причина ранней блокировки - в «мощном» вакуумном усилителе: он мешает водителю точно дозировать тормозную силу на колесах автомобилей при отсутствии АБС. Это несоответствие сглаживается, когда тормоза нагреваются и усилие на педали растет. Но экстренно останавливаться чаще всего приходится с «холодными» тормозами. Дело в том, что на относительно не«Феродо» и штатные тормозные колодки, участвовавшие в эксперименте. дорогих иномарках главный цилиндр и вакуумный усилитель остаются одник тому же не оснащенных АБС. ПодНа влажной или, того хуже, ледяной доми и теми же (унифицированными) тверждением стал сравнительный тест, роге усилие на педали упадет минимум в комплектациях с АБС и без нее. При отсутствии АБС устанавливается лишь где «Акцент» показал далеко не лучшую вдвое - мягко говоря, нехорошо! (см. табл.) тормозную динамику. В том Но по крайней мере, вентилируемые ограничитель тормозной силы на задтесте оценивалась эффективность «хотормозные диски и штатные колодки них колесах, препятствующий их опелодных» (ненагретых) тормозов. Что стойко противостояли нагреву. При порежающей блокировке. И если при наже будет, если их прогреть - смоделироследующих циклах торможений (средличии АБС высокие параметры усиливать езду с частыми и интенсивными ней продолжительностью по 30 с) в том теля во благо, то при отсутствии антиторможениями? В общем, «Акценту» же режиме вплоть до 12-го заезда они блокировочной системы они превращане повезло: для ответа на поставленобеспечивали довольно стабильные поются в недостаток, подтверждением ченый коллегами важный вопрос ему казатели замедления. Дальше тепловая му служат результаты описанного эксD предстояла суровая и продолжительная стойкость механизмов пошла на убыль, перимента. экзекуция. о чем свидетельствовало увеличение РЕЗЮМЕ Орудия пытки - профессиональный усилия на педали при блокировке: 15, Применение мощных вакуумных усилитекомплект аппаратуры «Корсис» и дис18, 20,25 кгс. При этом тормозной путь лей тормозов без АБС снижает надежтанционный инфракрасный термометр стал... сокращаться! При температуре ность управления. «Акцент» - не единстфирмы «Кельвин», место проведения - дисков 430-440°С он составил 52-53 м, венный пример. В той или иной степени динамометрическая дорога Дмитровпри 460-480°С уже 50-51 м. это характерно для таких машин, как ского автополигона. Но, может, исправить ситуацию уда«Форд-Фокус», «СЕАТ-Ивиса», «Рено-СимПервые три торможения со 100 км/ч стся другими колодками? Охладив певол» и других стоимостью около 10 тыс. до полной остановки подтвердили рередние суппорты, в них установили долларов. зультаты предыдущего «лояльного» тесобычные, купленные в магазине «ФероВывод: покупая даже недорогой автомота. Тормозной путь 56-57 м во многом до» (Ferodo) - и все сначала. Картина биль, не экономьте на АБС. 400-600 долопределили невнятные усилия на педаоказалась, в общем, похожей - с той ларов за эту опцию избавят от ошибок при ли тормоза, большое ее перемещение лишь разницей, что начальное усилие езде и незапланированного общения и довольно неожиданная блокировка блокировки с более мягкими «Феродо» со страховщиками. передних колес при усилии всего 12-13 составило 18 кгс, обеспечив тормозной кгс. И это на сухом асфальтобетоне. путь сразу в 53,5 м. В дальнейшем быстНа правах рекламыАккумуляторы "MEDALISTjf-rizlJi} №ПЫШШрулем», ЛИ z)jS'/p. 12Dj 2D'J2r, i&i)pyjJHM>j N2r9, стр. 120,20*Опыт и запатентованные разработки за 90 лет работы корпорации DELPHI (США) реализованы в этом аккумуляторе. Мощность, надежность - ему нет равных по этим параметрам.Есть толькоте,кто нас предпочитает, и те, кто нас еще не знает.О ОО «ШЭНС + » М осква www.batteries.ru [email protected](095)737-7541,737-7542,941-9206,941-9207За рулем 9/2003 61