241
запчастиКРАН ПЕЧКИ «ЖИГУЛЕЙ»туго. Чтобы обмануть покупателя, мошенники смазывают керамику солидолом - для покупки достаточно, а на автомобиле кто поймет, почему кран заедает: то ли тросик привода виноват, то ли погода. До тех пор, пока правоохранительные органы не возьмут ситуацию под контроль, «ходовые» запчасти приходится выбирать с лупой. Впрочем, помимо «жигулевских», ЯВВА выпускает краны для «волг» (фото 4), «газелей» и КамАЗов - они еще не «освоены» мошенниками. Может, стоит купить про запас? Зеленым цветом обозначены оригинальные детали и их фрагменты, красным - подделка. DНенадежность штатного «жигулевского» крана испытали на себе многие поколения автомобилистов. Керамические краны, выпускаемые ульяновским заводом ЯВВА эту проблему решают. Но сразу же возникает другая - подпольные дубликаты. Впервые мы столкнулись с суррогатом на редакционной машине, где кран пустил лужу, не отслужив и полгода (ЗР, 2002, № 3). Пришлось заводчанам усиливать защиту своей продукции. Большинство подделок продается без упаковки. Причем в магазине они нередко соседствуют с оригиналом. Продавцы охотно объясняют: этот «голенький» ничуть не хуже «упакованного», зато вдвое дешевле. Ведь кому-то невдомек, что россыпью ЯВВА продукцию не выпускает. Некоторые умельцы копируют разноцветную коробочку, но с осторожностью - при сравнении разницу видно невооруженным глазом. Если сопоставить не с чем, поищите данРУЧНАЯ ЛЕПКААНАТОЛИИ БОГОМОЛОВные о производителе продукции и типографии, отпечатавшей упаковку. На «оригинале» - номер патента и адрес ЗАО «ЯВВА» (фото 1а), на подделке в лучшем случае зазывные надписи: «срок службы - 10 лет, ресурс - 4000 циклов» (фото 16). С 2003 года заводчане уменьшили на 10 мм высоту корпуса «жигулевского» крана. С одной стороны - дополнительная защита от подделки (кому охота мастерить новый кокиль для литья?), с другой - повышается точность сборки, да и срок службы узла. Но главное - внутри. Верные признаки «левого» товара - негерметичный дисковый узел, наспех склеенный бытовой эпоксидкой стык, отсутствие заводских клейм (фото 2). Если на привалочных поверхностях нет впадин и фланцев, центрирующих резиновые прокладки, перед вами опять-таки подделка (фото 3). Собранный кое-как узел часто заедает, флажок крана ходитНа оригинальной детали отлито заводское клеймо, на подделке - ровная площадка.На оригинальном кране фаски и пояски по отверстиям для центрирования резиновых прокладок.На оригинальной упаковке - координаты завода-изготовителя и номер патента.На подделке нет адресов - только рекламные лозунги.Оригинальный кран в сборе с литыми патрубками для «Волги*. За рулем 9/2003 241