226
227
ТЕХПОМОЩЬпрактикаСИСТЕМА СМАЗКИЗАПАХЛО ЖАРЕНЫМСЕРГЕИ МОРГУНОВбезасфальтовые дороги требуют сноровки: приходится балансировать между двумя опасностями - сильными ударами и перегрузкой мотора на низких оборотах. Приемов такой езды немало. Один из них - на рис. 1: участок Б стараемся пройти за счет инерции машины, разогнав ее на участке А. Кстати, услышав на низких оборотах «стук пальчиков» (на деле - признак детонационного сгорания), не допускайте такого режима! Значит, нагрузки на детали двигателя просто ударные - он просит пощады. Другая крайность - езда на запредельных оборотах, когда решающую роль играют не газовые силы (от рабочих процессов в цилиндрах), а обычные механические: в двигателе полно деталей, движущихся с переменными скоростями. Силы, связанные с ускорениями, растут «по квадрату оборотов», так что «перекрутка» не на пользу мотору, даже если его смазка безукоризненна. ЛАМПА ВСПЫХНУЛА Итак, красный сигнал контрольной лампы - все равно что запрещающий на светофоре! Остановись, разберись в причинах! Возможно, давление сильно понизилось. Или исчезло вовсе. Всякое бывает. Однажды наш коллега на что-то наскочил и пробил в поддоне картера дыру (рис. 2). Масло ушло. «Жигуленка» докатили на буксире, поддон удалось починить, благо, стальной. Припаянная заплата держалась несколько лет. Ну а случись это вдали от «цивилизации»? Вот другое решение: сняв поддон и выправив края пробоины, изнутри положить «пластырь» (например, из куска резины), закрепить доступными способами, вплоть до винтов с гайками и шайбами... и поставить на место. Останется лишь залить масло. Случается, поддон помят, но не пробит. Масла достаточно, а давление пропало. Скорее всего, сломан маслоприемник насоса - под корень, выше уровня масла. Насос хлебает воздух. Что тут делать? Бывалые давно нашли рецепт: долить его столько, чтобы достало до места излома, и смазка мотора восстановится (рис. 3).е позавидуешь тому, у кого в пути, да еще в ответственный момент, вспыхнула на щитке лампочка пониженного давления масла: «К обочине! Ехать нельзя!». Система смазки для мотора то же, что кровеносная для нас: прекратится подача масла к деталям - жить им считанные секунды.НДАВЛЕНИЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА Важнейший показатель - давление масла в зазорах между трущимися деталями. Как правило, оно не ниже 1 кгс/см2 при работе мотора с нагрузкой на минимально допустимых оборотах, а при номинальных - 3-5 кгс/см2. Масло под давлением позволяет надежно разделить трущиеся детали, например, в подшипниках скольжения. Детали вращаются, не соприкасаясь и почти не изнашиваясь (такое трение называют жидкостным). Давление, созданное насосом, дополняется эффектом клина: быстро движущаяся деталь всплывает на пленке масла, как воднолыжник над зеркалом озера. Для деталей, смазываемых разбрызгиванием, - цилиндров, поршней, колец - эффект клина имеет решающее значение. Нагрузки на детали меняются в широких пределах - от очень малых на холостом ходу (при минимальных оборотах на автомобилях некоторых фирм контрольной лампочке не возбраняется даже вспыхивать) до очень высоких. Если при больших нагрузках давление за насосом недостаточно, это приведет к226 За рулем 9/2003граничному трению: микронеровности деталей будут сцепляться, а износ многократно ускорится. Одновременно падает расход масла на разбрызгивание. Если нагрузку еще увеличить, надежда только на свойства самого масла, его «маслянистость» - прочность соединения пленки с защищаемым металлом. Это последний рубеж обороны против задиров, заклинивания, а далее трение металла о металл становится сухим. В общем, в двигателе ни при каких обстоятельствах нельзя допускать «масляного голодания». А вызвать его могут не только дефекты смазочной системы, но и действия водителя. ОВЦЫ СЫТЫ. ВОЛКИ ЦЕЛЫ... Для серийных ВАЗов нижний порог оборотов под нагрузкой - около 1500-2000 в минуту, то есть 12-16 км/ч на первой передаче. На асфальте проблем нет, но поедем-ка по разбитому проселку. Если погнутый рычаг подвески или даже треснувшая стойка кузова не требуют немедленной остановки, то с двигателем шутки плохи. ТрудныеНа проселке двигатель не перегружать! СИСТЕМА СМАЗКИПробит картер.Сломан маслоприемник.Сломанный привод масляного насоса.\^-~—-ZZZ /г1Jшк гне стекает, под маслоприемником пусто (рис. 5). Контрольная лампа подмаргивает, мотор глухо стучит: пора, мол, остановить! Простейший выход -добавить в картер примерно литр подходящего масла и, пустив двигатель, прогреть до рабочей температуры. А уж после этого смесь слить и заменить тем, что положено. Обратимся теперь к случаям от «противоположного». Если в картер попадает топливо, допустим, из-за повреждения диафрагмы бензонасоса у карбюраторного мотора, вязкость такой смеси может намного снизиться - насос не создаст нужного давления. Эффект клина, о котором шла речь, тоже уменьшается многократно. Обнаружив, что уровень масла выше положенного и оно попахивает бензином, поездку отложим, сольем всю дрянь и, починив бензонасос, зальем свежее масло. Еще коварнее попавшая в картер охлаждающая жидкость - из-за прогара прокладки головки блока или, что хуже, трещины. Когда на дне много «Тосола» или воды (рис. 6), они попадут ив систему смазки. Мотор при этом протянет недолго. Не ради красного словца инструкции рекомендуют следить за уровнем охлаждающей жидкости.ЦЕНА МЕЛОЧЕЙОбразование «каверны» под маслоприемником насоса при пуске с застывшим маслом.Вода в масле.Соринка не даст редукционному клапану закрыться.Помятый поддон прижался к сетке маслоприемника.Еще из опыта: никаких ударов, масла в картере полно, а давления нет. Ищем неисправность в самом насосе: чаще всего выходит из строя его привод. Слабое место «жигулевского» шлицевое соединение приводной шестерни с валиком насоса (рис. 4). Добраться туда несложно - снять трамблер. Под ним видна шестерня. Вбив в ее отверстие подходящую деревяшку, вынимаем и осматриваем шлицы в нижней части. Изношены? Вот и причина. Восстановим работу насоса: насадим шестерню на валик поплотнее, например, через прокладку из тонкой жести. Пара легких ударов молотка - и дело сделано. Остается вернуть на место трамблер и хотя бы на глазок откорректировать зажигание. Вспомним здесь ио «нетрадиционных» случаях пропажи давления. Пустил наш читатель X. мотор в мороз... а лампочка не погасла. Открыл капот... Ба! Колпак фильтра оторван от донышка, масло - на полу! Попадаются и такие, с позволения сказать, фильтры. Давление порой исчезает и при полной исправности системы смазки. В сильный мороз масло «не по сезону» может так застыть, что перестает течь. Секунд через 15-20 насос начинает засасывать воздух: масло сверху в картерУтром после пуска мотора контрольная лампа вдруг вспыхнула, а потом гасла (при осторожной езде) только на повышенных оборотах. Причина? Под редукционный клапан, когда он стал закрываться при нагреве масла, попала соринка. А приоткрытый клапан - верный способ понизить давление масла (рис. 7). Рецептов здесь два: либо снимать поддон и, добравшись до клапана, освободить его, либо дать машине отдохнуть до завтра - пусть полностью остынет. После чего, пустив мотор, сразу резко прогазовать, чтобы клапан на холодном вязком масле приоткрылся и выпустил соринку. Как правило, это помогает. Нередко мелкие помехи могут понижать давление даже до критического. При больших оборотах существенно ограничит подачу масла засорившаяся сетка маслоприемника или деформация поддона, прижавшегося к сетке (рис. 8). Или другое: по мере износа зазоры в подшипниках скольжения, создающие сопротивление потоку масла, увеличиваются - давление падает. Одновременно изнашивается маслонасос, падает и его напор. В конце концов, мотор не вечен! Заметив подобные признаки его старения, пора думать ио ремонте. аЗа рулем 9/2003 227